Стоп. Свадьба!

Как известно, многие, очень многие фотолюбители, закупившие качественную фототехнику, рано или поздно задумываются о том, чтобы она начала им приносить не только моральное, но и материальное удовлетворение. И хотя способов заработать, используя фотокамеру, – множество, чаще всего первое, что приходит в голову – это свадебная съёмка. А что? – думает человек. Празднично, интересно, да и деньги, наверное, хорошие.

Классика жанра
Деньги свадебный фотограф, и правда, может заработать неплохие. Это факт. Что же касается справедливости вознаграждения, то тут всё очень сильно зависит от точки зрения и точки отсчёта. Для кого-то приемлемой оказывается и съёмка мыльницей, а для кого-то... Чтобы понять, что мы можем требовать от свадебного фотографа, а также чтобы сами будущие фотографы знали, к чему им стоит стремиться, совершим краткий экскурс в творческую лабораторию свадебных фотографов той страны, где этот жанр получил самое большое и серьёзное развитие. США.
А начнём мы с того говорящего о многом факта, что 70% профессиональных фотографов в США (членов профессиональной ассоциации) — это люди, занимающиеся съёмкой свадеб. В их арсенале, согласно статистике, находится минимум 2 камеры — одна репортажная зеркалка и... плёночная среднеформатная камера. Дело в том, что в англосаксонской (всё ещё) Америке с её богатыми традициями и культом семьи свадьба — как мероприятие — чрезвычайно кодифицированный процесс. Соответственно, все элементы свадьбы: венчание, банкет, свадебный альбом — тоже строятся на веками отточенных традициях.

Что же такое «традиционный свадебный альбом» в США? Это — кроме репортажа о свадьбе — обязательно: парадный портрет невесты, парадный портрет жениха, крупный (обычно 30×45 см) снимок кульминации церемонии (венчания), крупный снимок гостей, окружающих жениха и невесту, и серия «раздаточных» фотографий для первого круга гостей. Все фотографии в свадебном фотоальбоме имеют минимальный размер 20×30 см, печатаются самим фотографом или под прямым его контролем за качеством. Раздаточные фотографии вставляются в рамки — американцы традиционно относятся к снимкам с торжественных мероприятий с большим благоговением и сентиментальностью.
Наконец, венчает альбом большой «семейный» портрет. В результате «средний» свадебный альбом состоит из 30-50 репортажных фотографий и десятка портретных и групповых постановочных. Всё это оформляется с должным уровнем (обложка из натуральной кожи, оформление подписей...) и отдаётся заказчикам за скромную сумму в 2500—5000 долларов. Именно столько стоят услуги профессионального свадебного фотографа в США.
Оперируя такими доходами, американские свадебные фотографы, разумеется, стараются не разочаровывать клиентов. В среднем за свадьбу американский фотограф делает 1000—1500 кадров и использует до сотни кадров среднеформатной плёнки. Использование качественных и дорогих аксессуаров и объективов у американских свадебных фотографов считается нормой — ибо любая техника при таких расценках окупается довольно быстро.

Русский колорит
А как же работают свадебные фотографы в России? Если вкратце — совсем не так. Думается, в этой статье нет смысла описывать, что именно на русских свадьбах, с точки зрения фотосъёмки, происходит не так. Проще просто перечислить основные расхождения. Кстати, они будут касаться не только работы фотографа.
Тем не менее: наш фотограф в среднем беднее американского. У него меньше техники, сама она хуже — причём не только хуже по качеству, но и элементарно хуже сбалансирована под нужды свадебной фотосъёмки.
Наши фотографы снимают меньше. Это связано со многими вещами: привычкой к плёнке, течением русской свадьбы, иным стилем работы отечественного фотографа. Ещё один немаловажный момент: в России принято отдавать в руки не только (а иногда — и не столько) фотоальбом, сколько записывать диск с фотографиями. Фотографий на диске должно быть много — не менее 200-300. Но 300 интересных фотографий может получиться, если снять не менее 5000 кадров. 5000 кадров снимать никому не хочется — да это и невозможно. С другой стороны — отдавать все кадры подряд тоже опасно: даже у самого гениального и профессионального фотографа не бывает 100% попаданий. Поэтому на русской свадьбе снимают 300-500 кадров, формируя выходной материал из этого количества.
Чтобы не возводить напраслину на отечественных фотографов, продолжим с другой стороны свадебных баррикад. Как известно, на русских свадьбах пьют. Пьют много — считая это одним из факторов успеха мероприятия. Надо ли говорить, что снимать пьяных людей очень непросто? С ними тяжело работать во время съёмки, их тяжело признать эталоном для съёмки.
Второй нюанс — это культура свадебной съёмки. Как и положено нашим менталитетом, фотограф на свадьбе считается гостями и хозяевами одним из персонажей обслуги. А значит — он не имеет права голоса и должен делать красиво из того, что есть. А не командовать невестой, женихом, родственниками и гостями.
Ещё один фактор — необязательность. Если американская свадьба традиционно имеет свой план развития, который если не записан на бумагу, то хорошо известен жениху, невесте и ближайшим родственникам, то русские люди предпочитают не связывать себя никакими ограничениями, намечая день торжеств жирными мазками основной палитры: выезд за невестой, ЗАГС, катания, банкет. Учитывая, что свадебная съёмка относится к репортажному жанру, такая вольная необязательность фотографу сильно мешает в работе.
Наконец, нельзя забывать ещё вот о чём: в России, в отличие от США, случается зима. А до неё или сразу после — осень и весна. В целом, российские пейзажи малосимпатичны около полугода из всех 12 месяцев. Остальные же 6 — радуют нас хорошей погодой и ярким светом гораздо реже, чем это происходит, например, в штате Калифорния...


Рекомендуем почитать: