Социальные сети

Я, как вы, наверное, догадываетесь, людей не очень люблю. То есть, к родным и близким друзьям отношусь ещё ничего – вполне положительно, но вот остальные мне малоинтересны. Наверняка эти чувства взаимны, что мне, опять-таки, практически безразлично.
Как ни странно, мои убеждения разделяет довольно большое количество граждан, принципиально не посещающих мероприятия типа «слёт выпускников шк. №33 198n года». Как объяснил мне один из них, «грустно смотреть на оплывшую целлюлитом первую красавицу класса»...

Хуан и Василий
С другой стороны, в мире есть масса людей, которым общения всегда не хватает. В детстве они быстро обрастают друзьями, позже – приятелями, знакомыми, сослуживцами и бывшими одноклассниками. Им сходить и посмотреть на расплывшиеся лысины соседей по парте – только в радость. Именно благодаря им, таким людям, становятся в последнее время так популярны социальные сети...
Хотя официально термин «социальная сеть» впервые в 1954 году использовал социолог Джеймс Барнс, люди ещё задолго до него сформулировали полусерьёзное правило «пяти и девяти». Согласно ему, два случайно взятых человека из одной страны мира «знают» друг друга через цепочку из максимум пяти знакомых. То есть, Вася знает Петю, Петя знает Васю и Женю, Женя – Петю и Вову, а Вова – Женю и искомого Ваню. То есть, Вася знает Ваню через цепочку в пять знакомств.
То же самое происходит, к примеру, с Васей и Хуаном из Мехико. Только чтобы «достать» неуловимого мексиканца Василию понадобиться цепочка длинной в девять звеньев-знакомств.

Наша сила – в единстве
Социальные сети как интернет-ресурсы – это третий этап становления виртуального общения. Первым был тот период, когда все делали «домашние странички». Народу в Интернете было относительно мало, и такое индивидуальное творчество было действительно интересно. Всё изменилось, когда пользователей стало уже достаточно много и далеко не все они могли сделать даже самую примитивную «домашнюю страничку». К тому выискивать интересных людей по громоздким адресам стало делом обременительным. Тогда-то и появились блоги. О них мы уже рассказывали, кстати (см. «МБ» №4'2007).
То, что разворачивается прямо у нас на глазах является продолжением наметившихся на первых двух этапах процессов. Блогов становится всё больше, а голос отдельного индивидуума слышно в них всё меньше. Чтобы хоть как-то высказать свою позицию, он вынужден кооперироваться с другими людьми. Это могут быть граждане с похожими увлечениями, с похожими политическими взглядами, с одинаковой профессиональной деятельностью, одноклассники, наконец. Из-за того, что первоначально технология блогов была не очень хорошо приспособлена к созданию и качественному функционированию «сообществ», они – а, фактически это были зарождающиеся социальные сети – отпочковались от неё и превратились в самостоятельное явление.

Рост и бум
Что же такое, собственно «социальная сеть»? Это некий веб-портал, созданный для общения членов сообщества между собой и выдвижению самых интересных личностей сообщества и их творчества на всеобщее обозрение. Общий принцип существования ресурса – та самая социальная сеть из трудов Джеймса Барнса – люди знакомятся с другими людьми через взаимных друзей и знакомых.
В англоязычном Интернете социальные сети – уже очень распространённое явление. При этом, постоянно набирающее популярность: за последний год такие флагманы «жанра», как MySpace, Facebook и др. втрое увеличили число своих «прихожан». Зная, насколько удобной может быть социальная сеть для маркетологических исследований и иных манипуляций сознанием потенциальных клиентов, аналитики от виртуальной экономики уже опубликовали крайне радужный прогноз, согласно которому затраты на рекламу в социальных сетях (а значит, и доходы с этой рекламы) вырастут с 700 млн долларов в 2007 до 2,5 млрд долларов – в 2011.
К сожалению, российские социальные сети пока не могут похвастаться подобным уровнем доходов и таким числом пользователей, какой есть сейчас за границей. Однако и у нас это явление развивается вполне успешно. По крайней мере, маркетинговым отделам некоторых фирм уже дана команда на внедрение своих людей в наиболее популярные сообщества.

Куда идти, кого искать?
Каковы же они – русские социальные сети? Что в них хорошего, что в них интересного, чем они отличаются от своих зарубежных аналогов?
Мы отобрали пять наиболее известных (или интересных) отечественных ресурсов и вот – краткая их характеристика...
www.habrahabr.ru – самая идеологичная сеть, поэтому кажется привлекательной. Разработаны многочисленные правила учёта «авторитетности» того или иного участника, ведётся разнообразная статистика, всё очень неформально, но видно – работа с сознанием идёт крайне грамотная. Раздача жёлтых штанов и разделение людей на пацаков и чатлан на первом этапе становления сети является мощнейшим инструментом усиления её привлекательности. К сожалению, позже на первый план выходят несколько иные вещи. В будущем «Хабрахабр» может превратится в компактный, но довольно-таки влиятельный на просторах Рунета клуб по интересам. Пока иерархия не затвердела – советуем присмотреться повнимательнее.
http://www.megabyte-web.ru/goto/ChZEQVwWHxcJDghBB1IWVBpCEA==/ – ещё одна закрытая (то есть не пускающая внутрь без регистрации) социальная сеть. Интерфейс и концепция весьма удобны, поэтому сервис «В Контакте» пользуется стабильной популярностью, особенно в нашем городе. Через данную социальную сеть можно найти однокурсников, единомышленников, оборудовать свою персональную страничку, разместить на ней фотографии и различные данные.
http://www.megabyte-web.ru/goto/ChZEQVwWHxIHBANBCRcBXlk=/ – социальная сеть, ориентированная на творческих людей. Постоянно проводятся конкурсы на лучшую фотографию, рисунок, анимацию, литературное произведение. Участники могут создавать свою страничку, размещать на ней записи блога, любые образцы своего творчества. Кроме того, каждый участник имеет право стать учредителем нового конкурса.

http://www.megabyte-web.ru/goto/ChZEQVwWHxYHAwRMSEsX/ – профессионально-дружеское сообщество. Как известно, Россия – это не совсем Европа. И у нас, чтобы всё заработало так, как надо, желательно иметь среди исполнителей или партнёров по бизнесу знакомого человека: так есть минимальная гарантия, что вместо визиток не напечатают плакат, что отгрузят сгущёнку, а не тушёнку и продадут телевизор, которые не сломается через три дня. Вот с помощью Webby люди и ищут знакомых в разных структурах. Ну и вообще – ищут новые бизнес-связи.
www.odnoklassniki.ru – хотя название говорит само за себя, скажем: именно эта сеть нацелена на поиск старых друзей и появление у вас новых. Поиск начинается с тех самых одноклассников. Потом идут соученики по техникуму или ПТУ. Армейские друзья-сослуживцы. Сокурсники. И наконец, люди, с которыми когда-то работал. Ресурс заполняется самими пользователями,
поэтому если вы являетесь на нём пока единственным представителем школы номер два из города Касимов (Рязанской обл.) – смело создавайте соответствующую запись-сообщество! Правда, иногда из-за такой свободы получаются смешные накладки, вроде параллельного существования двух Вятских Государственных педуниверситетов – одного просто, а другого – «им. Ленина».

Суета акул
В развитии социальных сетей в интернете не приходится сомневаться. Как акулы чуют кровь за много миль от себя, так и «продвинутые» бизнесмены вдруг как по команде обратили внимание на это явление интернет-культуры. Приток людей, потенциальных клиентов, приведёт к притоку денег, а большие деньги если несколько и опошлят первоначальных голодранский романтизм социальных сетей, то наверняка сделают работу в них ещё проще и комфортнее.

P.S. Уже даже не акула бизнеса, а целый кит – компания Уолта Диснея вознамерилась создать свою социальную сеть. Естественно, для детей. Естественно, с Мики-Маусом и Дональдом Даком во главе процесса.


Рекомендуем почитать: