Стучите быстрее! Уроки на клавиатуре. Часть 5

Мы продолжаем цикл занятий по правильному набору текста на компьютере, который ведем с прошлого года. Начало в №№47, 48, 49 и 51 за 2002 год.

Урок 8
Как Вы относитесь к помехам? В начале обучения десятипальцевому методу настоятельно рекомендуется исключать из ближайшего окружения отвлекающие факторы, как-то: музыку, телевизор, ярлычки игр, привлекательные лица противоположного пола и т.д. В реальной ситуации таких условий вы можете и не добиться. Поэтому давайте хотя бы однажды усложним себе жизнь: перед тем, как сесть за набор, пригласим в гости болтливого приятеля, включим телевизор или запустим Winamp с любимым сборником!
Существуют две тактики борьбы с помехой, и выбор подходящей зависит от ваших целей. Если смысл набираемого текста для вас важен, придется добиться прямо-таки медитативной сосредоточенности на наборе, несмотря на любые помехи. Второй способ веселее, но годится он только для механического набора: попробуйте не думать о тексте. Пусть сначала у вас будут «вылетать» автоматически всего две-три буквы, максимум слово… Регулярно работая в этом направлении, вы дождетесь того дня, когда друзья назовут вас вторым Цезарем.

Упражнение 28. Наберите по строчке:
зима весна лето осень жизнь смерть молодость старость радость грусть любовь дружба

Упражнение 29. А эти слова очень пригодятся:
внимательность терпение сосредоточенность упорство целеустремленность

Упражнение 30. Попробуем набрать фразы. Пусть Вас не смущает, что в них нет знаков препинания. Каждую фразу набираем­ с новой строки.
я сижу за компьютером и учусь работать на клавиатуре
у меня все получается
я набираю без ошибок
я не смотрю на клавиатуру
я собран внимателен сосредоточен
я знаю расположение всех букв
осталось совсем немного
остались только прописные буквы цифры и знаки препинания
скоро я освою всю клавиатуру
я умею я могу я справлюсь
Домашнее задание. Проверьте себя: каждую ли букву нажимаете согласно правильной раскладке. Если нет, постарайтесь выяснить, на каких буквах и в каких ситуа­циях происходит «сбой». Почти наверняка проблемы возникают, когда вы торопитесь: хочется скорей-скорей дотянуться до буквочки, а как — не важно. Поверьте на слово: набор это практически не убыстряет,­ а вот процесс обучения существенно затормаживает.

Урок 9
Пришла пора добраться до Shift’а. При наборе заглавной буквы эту клавишу зажимает МИЗИНЕЦ руки, ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ той, которая нажимает клавишу с буквой. Для тех, кто раньше пользовался при наборе только двумя-тремя пальцами, это способ поначалу чрезвычайно неудобен, но после некоторой практики прописная буква вылетает из-под пальцев почти с той же скоростью, что и строчная (чего, разумеется, никогда не добиться при двупальцевом наборе).
Это требует неплохой координации, и, если вы не профессиональный пианист, не удивляйтесь, что не все получится сразу.
Предостерегу от возможных ошибок. Не бойтесь удерживать эту клавишу долго. Первое время, возможно, будет получаться, что вы отпустили ее раньше или нажали позднее, чем клавишу с буквой. Срабатывает рефлекс «нажал — отпустил — вернул руку в исходную позицию», который, надеюсь, у вас уже выработан.
Обратите внимание на ближайшее окружение Shift’а: любая из этих клавиш, нажатая нечаянно, способна доставить маленькую неприятность. В большинстве тренажеров, кстати, случайное нажатие Enter или сочетания с Ctrl никак не обрабатывается, что совершенно не соответствует реальной ситуации. А вот набрать в начале слова две большие буквы вместо одной не бойтесь: тот же Word в состоянии сам исправить такую ошибку.
Скажете, он и заглавную букву в начале фразы сам поставит? Ну-у, так мы скоро вообще обленимся. Вот поэтому и рекомендуется учиться набору не в Word’е.
Но довольно теории. Пора приступать к упражнениям.

Упражнение 31. Наберите строчку чередующихся букв:
а О а О а О а О
И наоборот:
о А о А о А о А
Да, если вы еще не догадались: пробел после большой буквы нажимается большим пальцем руки, противоположной той, которая ударяла по клавише с буквой, а не удерживала Shift. Так почему-то быстрее.
Еще нам сегодня потребуются два знака препинания: запятая и точка. Точка у нас нажимается мизинцем правой руки в нижнем ряду (помните? «Там Мягкий знак Бродил Южнее Точки»), а запятая… ну, надоело объяснять, догадайтесь сами.

Упражнение 32. Строчка — на каждый ряд.
а. в. ы. ф. о. л. д. ж. а. в. ы. ф. о. л. д. ж.
А. В. Ы. Ф. О. Л. Д. Ж. А. В. Ы. Ф. О. Л. Д. Ж.
а, в, ы, ф, о, л, д, ж, а, в, ы, ф, о, л, д, ж,
А, В, Ы, Ф, О, Л, Д, Ж, А, В, Ы, Ф, О, Л, Д, Ж.
Скучно? Хочется ощущений поострее? Наберите:
А. о, А. о, А. о,
о. А, о. А, о. А,

Упражнение 33. А теперь такой текст:
Человек. Люди. Дети. Школа. Математика, русский язык, история. Компьютер. Монитор, системный блок, клавиатура. Принтер, сканер. Знаки препинания. Точка, запятая. Заглавная буква. Умение, навык.

Упражнение 34. И несколько фраз:
Человек должен сохранять спокойствие духа в любой ситуации. Не бывает безнадежных ситуаций. Человек, который изучает компьютерный набор, хороший человек. Я хороший человек. Я сильный человек. Я уже многое умею. Я уже знаю точку, запятую, скоро научусь набирать другие знаки препинания. Набирать знаки препинания совсем не сложно. У меня все получается.
Домашнее задание. Если вы работаете в Word’е, изучите список автозамены. Допускаете ли вы те опечатки, которые исправляются автоматически? Может быть, есть смысл добавить в список свои типичные ошибки? Какие еще опечатки исправляет Word? Как этим можно воспользоваться? Часто ли в ваших текстах повторяются одни и те же слова? Нельзя ли облегчить себе работу, сокращая их при наборе и заставляя «раскрываться» путем автозамены? Наборщики курсовых часто имеют продуманный словарь сокращений, что ускоряет их работу как минимум в 1.5 раза.


Рекомендуем почитать: