Стучите быстрее! Уроки на клавиатуре. Часть 4

Мы возвращаемся к практическим занятиям по набору текста — последним в уходящем году. Начало смотрите в №47, 48 и 49. В этом номере — шестой и седьмой уроки. Продолжение — после новогодних праздников.

Урок 6
Сегодня мы начинаем знакомство с буквами нижнего ряда. Их немного. В “псевдоосновной” позиции для левой руки это будут “я”, “ч”, “с” и “м”; указательный палец “обслуживает” также “и”. Запомним эти буквы при помощи следующей жизнеутверждающей мнемофразы: “Я Человек Сильный, Милый, Интеллигентный”.
Правой руке достанутся такие буквы: “т” и “ь” указательному пальцу, “б” — среднему, “ю” — безымянному. Ну, а мизинец пока отдохнет. “Псевдоосновная” позиция (если вы работаете “грабельным” методом) здесь такая: “ь”, “б”, “ю” и точка. Кстати, в данном случае этот метод может оказаться весьма полезен. Во-первых, именно в нижнем ряду сосредоточены широко распространенные концовки глаголов: “ют”, “ть”, “ся”, “ются” и так далее. Во-вторых, у некоторых людей безымянный палец просто не загибается вниз без того, чтобы его по дороге не прихватила судорога.


Ах, да. Для клавиш правой руки тоже можно составить мнемофразу. Например, такую: “Там Мягкий знак Бродил Южнее Точки”. Без этих мнемофраз расположение букв запомнить непросто. ВНИМАНИЕ: на клавиатуру во время набора не смотрим!
Правило “вверх-влево, вниз-вправо”, как вы могли заметить, в нижнем ряду тоже соблюдается. Набираемый текст лежит слева от клавиатуры.
Упражнение 21. Наберите по строчке:
фяф ычы всв ама амипа оьо оьтро лбл дюд
Упражнение 22. А сейчас слова. На каждое — 2 строки:
мама торт боль чалма яблоко совсем отчество любовь люди
Не забыли? Ошибка — “штрафная” строка. Слишком много “штрафов”? Отдыхаем и перенабираем упражнение.
Домашнее задание. Надеюсь, и во время “вольного” набора ваши пальцы уже не разбегаются по клавиатуре, держат “основную” позицию? Сейчас — переломный момент, и как никогда важно не набирать неправильно. Если есть возможность — воздержитесь от набора. Если же нет…
Как можно чаще проверяйте себя: возвращаются ли ваши пальцы в основную позицию (ФЫВА — ОЛДЖ) после набора очередной буквы. В идеале надо бы находить эти буквы вслепую, по рискам на “а” и “о”.

Урок 7
Что такое ритмичность?
В идеале промежутки между ударами по клавишам должны быть равными. Но на практике часто бывает так, что какая-нибудь “а” или “о” сама лезет под палец, а где находится “х” или “й”, приходится вспоминать две-три секунды. Вот здесь как раз и вступает в силу величина, называемая “ритмичность”. Временных промежутков между нажатиями клавиш, превышающих ваше среднее значение на некое определенное число процентов, должно быть тоже не более определенной доли. В переводе на человеческий язык это озна­чает, что если уж вы “зависаете” иногда в ступоре, вспоминая, каким пальцем набирать очередную букву, то, по крайней мере, постарайтесь не делать этого часто. А лучше попытаться выдерживать ритм — размеренный, меньший максимально возможной скорости, который сам подтолкнет вас при “зависании” экстренно вспомнить необходимую букву. Правильный ритм обостряет внимание, увеличивает скорость (общую, а не эпизодическую), сокращает количество ошибок.
Ритм можно отбивать под столом ногой или включить негромко ритмичную музыку.
Лучше всего отрабатывать ритмичный набор на словах из нечетного количества букв, особенно таких, чтоб руки чередовались.
В следующем упражнении сосредоточьтесь именно на ритме. Упражнение надо повторить 3-4 раза. Удастся добиться безошибочного набора — хорошо, нет — не расстраивайтесь. Главное — ритм.
Упражнение 23. Наберите по строке:
дар жар сом фарад налил данар уши
Упражнение 24. Оно развивает внимание, двигательную память и еще уйму полезных качеств. Попробуйте набирать с закрытыми глазами. Сначала кажется невероятно трудным, но потом на пальцах словно вырастают глаза, и руки обретают сверхчувствительность.
А набрать надо 30 раз такое слово:
клавиатура
Потом откройте глаза, подсчитайте ошибки… и наберите по их числу снова это же слово. Ничего сверх этого печатать не нужно.
Теперь понабираем слова на все буквы. Как обычно: на каждое — строка, если ошиблись — ничего не стираем, набираем снова эту строку и еще одну такую же… А если не заметим сразу ошибку? Как так “не заметим”? А куда смотрим? Разве не в монитор?..
Думаю, слова вам понравятся.
Упражнение 25.
модем чат коннект системник винт видеокарта память мегабайт
Упражнение 26.
съемный хакер заархивировать чатиться коннектиться
Упражнение 27. До сей поры мы не трогали букву “ё”. Обычно в текстах ее подменяют “е” и в технике набора уделяют мало внимания. Но однажды может случится такая ситуация, что именно эта буква будет необходима вам позарез. Вот тогда-то вспомните, что набирают ее мизинцем левой руки. И что вы когда-то тренировки ради набрали слова:
ёж ёлка подъём объём
Домашнее задание. Поработайте над ритмичностью. Выясните, расположение каких букв вы чаще всего забываете, до каких слишком долго дотягиваетесь. Уделите внимание именно им. Никаких специальных упражнений, просто побольше осознанности.


Рекомендуем почитать: