Rеволюц1я?

То, о чем давно мечтали и говорили фотографы-цифровики, свершилось 8 сентября 2005 года: корпорация Sony представила широкой публике предпродажный концепт своей новой цифровой фотокамеры с несменной оптикой, в основе которой лежит светочувствительная матрица размера APS.

Первый раз в Hi-End-класс
Как и любой иной недавно разработанный вид техники, создаваемый сразу многими независимыми производителями, цифровые фотоаппараты не имеют пока строгой классификации, однозначно указывающей на их функциональность и сферу применения. Точнее — существует масса классификаций, из которых лишь одна не вызывает ни у кого сомнений: цифровые «зеркалки» и цифровые же «незеркалки».
Будучи схемой двухступенчатой, а значит — грубой, эта классификация, меж тем, справедлива. Ведь современные цифровые фотоаппараты подразделяются по линии «зеркало-без зеркала» не только наличием этой части механизма, но — возможностями и качеством картинки. Вместе с зеркалом — так уж получается — исчезает не только сменная оптика (как это имеет место быть у пленочных моделей), а и большая матрица, быстрый автофокус, малошумные высокие ISO и «объемность» рисунка в связи с небольшой DOV (она же ГРИП — Глубина Резкости Изображаемого Пространства). Фактически, сколько бы не добавляли полезных функций разработчики флагманских моделей незеркальных фотоаппаратов своим детищам, их физическим пределом оставалась мизерная матрица 2/3 (8×6 мм!).

Грядущая в ноябре Sony Cyber-Shot DSC-R1 — это первая незеркальная (с несменной оптикой) камера класса Hi-End Compact (он же ProSumer), внутри которой находится матрица ВЧЕТВЕРО большего размера — не 8×6, а 21.5×14.4 мм. То есть перед нами первая проба введения в рынок цифровых фотоаппаратов правил «пленочного» мира — зеркало от не-зеркала отличается ТОЛЬКО манипуляциями с оптикой.

Революция?
Однако не стоит думать, что использование маленьких матриц в незеркальных цифрофотоаппаратах — это подлый маркетинговый прием и пример жадности разработчиков. Ничего подобного.
Как вы, возможно, знаете, современные цифровые зеркалки отличаются от своих «младших» собратьев одной не слишком выдающейся особенностью — а именно, невозможностью визировать картинку по LCD. Конечно, выстраивание композиции с вынужденно прищуренной гримасой можно считать этаким «профессиональной» особенностью и даже шиком, но… всегда прият­нее, когда есть альтернатива.
Меж тем, большая матрица зеркалок ранее просто не могла опрашиваться нужное для пересылки данных на монитор количество раз. По сути, «цифровой» в цифровых зеркалках является только матрица — устройство, регистрирующее световой поток после опускания зеркала. Зеркала, которое и было нужно для передачи изображения из объектива в окуляр.
Выход Sony Cyber-Shot DSC-R1 — это не только появление у цифрокомпактов (хотя какие уж тут «компакты»!) большой матрицы. Это — еще и первое визирование изображения с большой матрицы на ЖК-экране. Теоретически теперь нет никаких препятствий для создания цифровых зеркалок и цифровых незеркалок на базе единой — полностью электронной — платформы.

DSC-R1 собственной персоной
Впрочем, все эти рассуждения большей частью относятся к ближайшему будущему. Сейчас же у нас (образно говоря) на руках есть лишь предпродажный концепт камеры от Sony, его ТТХ и первые снимки (можно посмотреть по адресу www.dpreview.com/gallery/?gallery=sonydscr1_preview). Попробуем с этим всем разобраться…
Как известно, все предыдущие hi-end-компакты от Sony (модели 707, 717 и 828) мало чем оправдывали звание «компактов». Наоборот: владельцы и поклонники для описания этих цифроприборов использовали фразу «джип от фотоаппаратов», а завистники и неприятели злобно фыркали: "Просто телескоп «Хаббл». Что на это сказать? Если DSC-828 — это «джип», то грядущая DSC-R1 — просто бронетранспортер: 97 миллиметров в высоту, 139 — в ширину и целых 168 — в длину. Немногие современные видеокамеры могут похвастаться такими габаритами. Масса DSC-R1, кстати, равна без пяти граммов килограмму (вместе с аккумулятором).

Понимая, что владелец фотоаппарата вряд ли захочет постоянно вскидывать объектив над головой, Sony сделала максимум возможного для удобства съемки «от пуза»: верное расположение управляющих кнопок, выпуклости и «впуклости» для правильного охвата, основной экранчик на верхней крышке. Экранчик, кстати, может подниматься и крутиться вокруг своей оси — благодаря чему DSC-R1 еще больше становится похожа на видеокамеру.
По техническим характеристикам камера от Sony является одним из современнейших и функционально «заряженных» цифровых фотоаппаратов. APS-матрица формирует картинку из 10 миллионов пикселей формата 3:2 (стандартного пленочного), максимальное разрешение JPG и RAW-файлов равно 3888×2592 пикселя, в объективе применена оптика Carl Zeiss T*. Характеристики самого объектива таковы: 28-120 мм equiv., F2.8-F4.8 (F16), механический зум (кольцо), резьба на 67 mm. Остальные ТТХ — в таблице.
Как видите, техническое оснащение DSC-R1 великолепно — никак не хуже предыдущей DSC-828 (разве что не хватает лазерной подсветки автофокуса) и прочих «просьюмерок» предыдущего поколения. Однако цифровой фотоаппарат — это отнюдь не только электронная «обвязка», но и оптика. А что же у DSC-R1 с оптикой?..

Большому кораблю…
Увеличение размера матрицы вынуждает создателей hi-end-компактов искать решение таких проблем — в первую очередь оптического свойства, — какие перед 2/3-дюймовыми фотоаппаратами даже не стояли.
Начнем с самого простого — с DOV, глубины резкости. Кроп-фактор DSC-R1 равен примерно 1.6 — таким сейчас обладают цифровые зеркалки начального уровня (тот же Canon EOS 350D). В связке с объективом 28-120 мм equiv., F2.8-F4.8 (F16) это будет обозначать достаточно неплохие портреты, вполне качественные пейзажи и… довольно большие проблемы со съемкой жучков и паучков. Собственно на это намекает сама Sony, ставя в минимальные фокусные расстояния цифру 50-35 сантиметров.

Кстати, что касается портретов. Многие сомневаются, что у DSC-R1 с ними все будет так уж безоблачно. Дело в том, говорят они, что ни современные электронные видеоискатели, ни LCD не в состоянии давать картинку, по которой можно определить глубину резкости. И если на прежних цифрокомпактах с их огромными значениями DOV это не имело значения (все равно все окажется «в фокусе»), то у новой камеры Sony… Вообще, фокус из-за своих периодических ошибок может преподнести будущим владельцам DSC-R1 немало неприят­ных сюрпризов.
А еще (продолжаем разговор о трудностях) большая матрица предъявляет большие требования объективу. Во-первых, он как минимум должен быть массивнее. Стекла — больше в диаметре. С ростом диаметра будет, разумеется, расти и цена. Поэтому нет ничего удивительного в том, что разработчики захотят как-то удешевить этот элемент фотоаппарата за счет применения менее качественных материалов. Что получится в итоге?

Место под солнцем
Итак, Sony предполагает цену на свою DSC-R1 на уровне $1000. На самом деле, конечно, камера будет стоить около $1100—1200 — по крайней мере, первое время. Что это значит? Вот что…
Современную камеру класса Hi-End Compact можно приобрести за $600-700 (Konica-Minolta A200). «Коробку» современной зеркалки — за 650-900 (Canon EOS 350D, Nikon D50, Olympus E-300. Мы, разумеется, говорим о новых аппаратах). Поскольку на данный момент DSC-R1 можно считать (с определенной натяжкой) этакой зеркалкой с намертво приваренным к телу объективом, нас интересуют цены на «стекла» сопоставимых с ним характеристик. А они колеблются в диапазоне от $150 до $400 — в целом (с учетом того же Nikon или Canon) получается сопоставимо.
Что же получит в конечном итоге ноябрьский покупатель DSC-R1? Примерно то же, что он получил бы, купив зеркалку. Плюс возможность визирования по экрану, минус (скорее всего) быстрый автофокус, плюс более качественную (по крайней мере — светосильную) оптику, минус возможность смены объектива в соответствии с ситуацией. Этакая модель для богатых и немного ленивых. Стоя'щая, впрочем, на ступеньку выше всех современных hi-end-компактов.
А что получим мы? Во-первых, новый класс цифровых компактных фотоаппаратов. Во-вторых, базовую платформу для создания полностью «цифровой» цифровой зеркалки. В-третьих, конкуренцию среди Большой Четверки в новом секторе рынка, которая косвенно окажет влияние на два соседних сектора — зеркалок начального уровня и «бывших» просьюмерок.

В итоге — довольны будут все. Ну… разве что, кроме людей, выложивших 7-го сентября $600-800 за морально устаревший уже на следующее утро KM-A200, Canon Pro1, Nikon 8800 или Olympus C-8080…


Рекомендуем почитать: