IP-телефония… С чем ее едят?

По просьбам читателей, сегодня обратимся к теме IP-телефонии. Когда вы звоните по международной или междугородной связи, в этом обычно участ­вуют три телефонных компании — ваша местная телефонная компания, компания дальней связи и компания местной связи на том конце провода. В IP-телефонии для звонка с обычного телефона реализуется схема, в которой вместо компании дальней связи используется интернет, что значительно удешевляет стоимость связи.

Процесс соединения
Рассмотрим подробнее, как происходит звонок в IP-телефонии. Вы по телефону (с тоновым набором) набираете обычный номер, который на самом деле является номером телефонного «шлюза» — компьютера, обрабатывающего введенные вами персональные данные. После идентификации абонента и определения состояния его счета компьютер просит ввести код страны, города и номер абонента. Затем телефонный шлюз устанавливает связь с удаленным (в другом городе или стране) телефонным шлюзом по выделенному каналу или обычным линиям Сети. Удаленный шлюз совершает такое же соединение с вызываемым абонентом, но в обратном порядке. После установки соединения шлюзы начинают обмен IP-пакетами, в которые упакован голос.
Для кодирования сигналов используется алгоритм стандарта GSM. Естественно, на отрезке «удаленный шлюз — вызываемый абонент» используются линии местных телефонных компаний. Если у вас есть мультимедийный компьютер с подключением к интернету, необходимость в первичном шлюзе отпадает — компьютер может самостоятельно установить связь через интернет с удаленным шлюзом. Для этого надо только установить на компьютер специальное программное обеспечение, обеспечивающее преобразование голоса в IP-пакеты и соединение с удаленным шлюзом. Такой вариант связи имеет более низкий тариф. Другое его преимущество — вы можете звонить с любого компьютера, подключенного к интернету.
Передача данных
Создание «пакетов» — превращение аналоговых (в частности, звуковых) сигналов в цифровые, их сжатие, передача по интернету и обратное преобразование в аналоговые происходит благодаря существованию протокола передачи данных через интернет (IP), отсюда и название — IP-телефония. Для того, чтобы «пакеты», попали на телефон вашего абонента, существуют специальные компьютерные фирмы, которые преобразуют «пакеты» в голосовые сигналы и направляют их на местные коммутаторы обычных телефонных сетей. Важно отметить, что эти «пакеты» небольшого размера, и каждый из них после преобразования попадает в телефон вашего абонента, поэтому в IP-телефонии нет больших прерываний сигнала или односторонней связи. Что касается задержек сигнала, то здесь можно выделить три диапазона по времени задержки.
Первый — задержки до 200 мс, которые практически незаметны (в обычных местных телефонных сетях также допустимы задержки до 150-200 мс). Для второго уровня (до 400 мс) качество связи можно считать хорошим, однако, если задержка сигнала имеет постоянный характер, такую связь нельзя рекомендовать для ведения делового общения. На третьем уровне (до 700 мс) связь заметно хуже, однако вполне приемлема для ведения домашних разговоров. Связь в этом случае по качеству близка к спутниковой передаче сигналов.

Стандарты
Стандарты являются критичным фактором для мира IP-телефонии. Одна из наиболее важных областей стандартизации — протокол обмена сообщениями в IP-телефонии. Ее ранние решения использовали для связи друг с другом закрытые протоколы. Оба участника беседы должны были иметь аналогичные продукты. Intel и Microsoft возглавили направление на разработку стандартов на основе H.323, рекомендованного International Telecommunications Union (ITU). Этот стандарт формулирует технические требования для передачи аудио- и видеоданных по сетям передачи данных.
Стандарты на видеокодеры/декодеры не требуются для обработки телефонных звонков, но существуют внутри той же системы стандартов, включающих следующие требования:
— малая полоса пропускания (8 Кбит/с или меньше);
— высокое качество голоса;
— небольшие задержки;
— возможность реконструкции потерянных пакетов.
При передаче до 30% пакетов могут потеряться или опоздать (что в режиме реального времени одно и то же). Хорошее приложение IP-телефонии должно возместить нехватку пакетов, восстановив потерянные данные. Сам алгоритм кодировки также оказывает влияние на восстановление данных.
Наиболее распространенным способом пользования IP-услуг является дозвон по обычному телефону до компании-провайдера IP. При этом способе пользователю никакого дополнительного оборудования не требуется, и что наиболее важно — качество телефонной линии не имеет никакого значения. Пользователь будет получать счет за переговоры, но не от МГТС, а от оператора IP-услуг. Одной из разновидностей такого метода является карточная система оплаты услуг. Принцип здесь такой же, как и при предоставлении доступа к интернету по карточкам (к сожалению, в Кирове пока не применяется).
Второй способ заключается в том, что все операции, связанные с преобразованием речи/видеосигнала выполняет ваш компьютер, подключенный непосредственно к интернету. Однако при этом способе критичным фактором является среда передачи данных. Обычная аналоговая телефонная линия (АТС 63, 67, и т.д.) не способна обеспечивать необходимую скорость передачи данных (очень большие задержки сигнала и потеря пакетов), а цифровая (АТС 52, 40, и т.д.) едва справляется с такой задачей (что приемлемо для домашнего пользования). Поэтому данный способ целесообразно применять при наличии выделенных интернет-каналов.
При всех вышеописанных способах (кроме карточного) необходимо заключать договор о предоставлении IP-услуг с компанией-провайдером. В Кирове IP-услуги оказывает OAO «Волгателеком». Информацию о тарифах и другие сведения об оказываемых услугах в области IP-телефонии можно найти на сайте www.kirov.ru.


Рекомендуем почитать: