E3 Expo 2005: железные новинки

Все же люблю я hi-tech-выставки: и новинки там появляются, и курьезами нет-нет, да и порадуют. Например, на прошедшей пару месяцев назад IDF представители корпорации Intel параноидально заняли все помещения, какие только можно было, дабы пресечь посягательства заклятого врага — AMD. Но AMD ухитрилась-таки представить на этой выставке свой мобильный процессор Turion 64, причем весьма и весьма экстравагантно: в небе над выставкой появилась соответствующая надпись… Впрочем, IDF уже в прошлом, а здесь речь пойдет о только что прошедшей E3 2005.

Почему выставка называется E3, спросите вы? Все очень просто: Electronic Entertainment Expo. На этой выставке экспонируются достижения игровой индустрии, в том числе и аппаратное обеспечение. Каждый раз, когда в Городе Ангелов проходит эта выставка, толпы зевак и репортеров шныряют от стенда к стенду, выискивая интересующий их объект. Чтобы описать всю выставку, не хватит и газеты, поэтому я остановлюсь только на любопытных новинках аппаратной части.

Новинки от Sapphire
Первой новинкой, представленной на выставке, является видеокарта в реинкарнации от компании Sapphire — Radeon X850-серии. Точнее, интересна их система охлаждения. Интересна она тем, что, во-первых, жидкостная, а во-вторых, в качестве теплоносителя в ней используется… расплавленный металл (рис. 1).

Теперь подробнее. Металл, применяемый в данной системе охлаждения, — это, разумеется, вовсе не опасная ртуть, а особый сплав с температурой плавления около +30°C. Так как расплавленный металл — жидкость токопроводяшая, то ее циркуляция, для обеспечения более быстрого перемещения от охлаждаемых элементов к охладителю, осуществляется принудительно — электромагнитным мотором. Сам охладитель представляет собой петлеобразную систему. (Идея использовать расплавленный металл в качестве теплоносителя не нова — в некоторых типах ядерных реакторов, например, теплоносителем служит расплавленный натрий. Но чтобы компьютерщики заимствовали решения из области ядерной энергетики… — Прим. ред.)
Два мощных вентилятора, управляемых термодатчиками, обдувают охладитель. Такая система охлаждения очень похожа на водяную — как по принципу работы, так и по цене, которая составляет $40-60, — но при этом она обеспечивает более эффективное охлаждение, чем системы с традиционным теплоносителем.
Так как Sapphire является одним из ключевых партнеров ATi и производит также и наборы системной логики, то и здесь не обошлось без анонса. На выставке был представлен чипсет, поддерживающий новую технологию ATi — MVPU (CrossFire), которая призвана дать отпор nVidia SLI. Однако более подробную информацию об этой разработке компания обещает представить в конце мая-начале июня на выставке Computex.

ABIT: все не так Fatal'но
Те, кто следит за различного рода выставками, знают, что такое Fatal1ty, точнее — кто это. Для тех же, кто не в курсе, — это человек, чей псевдоним был выбран для проведения одной рекламной акции, суть которой заключается в популяризации турниров по кибер-спорту.
В первый день выставки проводился турнир по Counter Strike, во второй день — по Warcraft. В первую очередь взоры посетителей выставки были направлены на сам игровой процесс, зато во вторую — на материнские платы, собранные на одном из самых лучших на сегодняшний день чипсете. Платы предназначены для процессоров AMD на Socket939 — Fatal1ty AN8 (nVidia nForce4 Ultra).
Также была представлена материнская плата на новом чипсете Intel (платформа i955X). Плата комплектуется новой фирменной системой охлаждения…
Что ж, если анонс такой поверхностный, изюминки явно припрятаны к следующей выставке.

Via: лицензионные войны
Так как E3 — выставка, посвященная играм, а в том числе — и «железу» для комфортного геймплея, то и VIA решила не обходить данное мероприятие стороной. На выставке были подтверждены слухи о том, что этот чипмейкер лицензировал у nVidia ее технологию многокарточности SLI, а также ATi CrossFire. В целом такой ход понятен: компании срочно нужно реанимироваться. На протяжении нескольких кварталов ею не был представлен ни один принципиально новый чипсет; все, что было, — доработка старого, отлаженного механизма. А доход компании, скажем так, был не на совсем нужной отметке. После этого небольшого лирического отступления вернемся к продукции, представленной компанией, — материнским платам.
Первая из них построена на наборе системной логики VIA PT880 Pro, который предназначен для процессоров Intel Pen­tium 4, с возможной установкой двуядерных процессоров. Пока неясно, как будут обстоять дела с поддержкой двуядерного Pentium D 820, который работал в режиме Single Core в паре с чипсетом nForce4 SLI Intel Edition. Отличительной особенностью этого чипсета является технология CrossFire, что интересно материнская плата позво­ляет объединить совершенно разные интерфейсы — PCI Express и AGP. Единственное общее между данными чипсетами — это то, что оба они используют метод передачи данных «точка-точка». По заявлениям представителей компании, такая связка будет прекрасно работать (что-то сомнительно…). В ближайшем будущем компания представит чипсет VIA PT894, который способен работать с двумя PCI-E-картами.
Другой чипсет предназначен для процессоров семейства Athlon64 — K8T890 Pro. Вещь не очень новая, так как анонс этого набора системной логики уже состоялся в самом начале этого года. Но к функциям добавилась еще одна — nVidia SLI. Интересен еще один момент. VIA всегда поставляла на рынок дешевые чипсеты; вот и в данном случае она намерена поставлять материнские платы с конечной ценой менее $120. Что же касается чипсета VIA K8M890, включающего интегрированное видео, то VIA не намерена отступать от своей точки зрения По моим субъективным выводам, трактовать позицию компании можно так: встроенное видео должно выводить как можно более качественную картинку (хотя что может предоставить компания? Морально устаревший GammaCrome?). В новом чипсете появился модуль, отвечающий за вывод HDTV, другие мультимедийные возможности. Естественно, оба чипсета поддерживают фирменную технологию VIA, благодаря которой можно подключить до четырех мониторов (интересно, а кому она нужна?).

Видео для мобильников
Похоже, два графических гиганта никак не могут угомониться, захватывая все новые и новые сегменты рынка. На сей раз корпорации (компаниями их как-то язык не поворачивается назвать) решили попытать счастья на рынке мобильных телефонов. Судя по всему, это некая разминка перед предстоящей баталией двух монстров настольного сегмента рынка — ATi R520 и nVidia G70.
ATi представила графику для первого cell-телефона от LG, которая может отображать 3D (рис. 2). Графическое ядро носит кодовое название ATi ImageON. Увы, технических данных совсем нет.

А вот у конкурента с ее 3D 4500 информации чуть побольше. Мобильная консоль (по другому назвать проблематично, хотя звонить этот агрегат тоже умеет) Gizmondo (рис. 3), по словам представителей nVidia, благодаря данному графическому ядру может спокойно обрабатывать поток данных и выводить изображение со скоростью 30 кадров в секунду.

Чип снабжен энергосберегающей технологией Powermizer. Наличие такой технологии наводит на мысли о возможном энергопотреблении данного гаджета. Будет неприятно, если в середине важного разговора у вас сядет батарея. В России новинка, судя по всему, появится очень нескоро.

Rambus XDR в Sony PlayStation
Все же E3 всегда была больше игровой выставкой, нежели «железячной», поэтому производители приставок на ней присутствовали всегда. На сей раз выставку почтили своим присутствием Sony, Microsoft, Nintendo, а также скандально известная Rambus. Стивен Ву (Steven Woo) из Rambus вел беседу с репортером с сайта XbitLabs. Было официально заявлено, что память XDR будет использоваться в приставках Sony PS3. Напомним, что скорость обмена данными между XDR и процессором PowerPC составляет около 56 Гбит/с, тогда как этот же показатель для связки DDR2 — Pentium 4 достигает всего лишь 8.4 Гбит/с.

Физический процессор от AGEIA
Главный козырь новинки от компании AGEIA, процессора PhysX, — это построение максимально точной физической модели. Вспомните, например, в играх падение каких-либо элементов, проникновение солнечных лучей через стекло. Вспомнили? Ужасное зрелище. Для исправления именно таких «недочетов» и был создан этот процессор (рис. 4).

Вот то, что этот модуль делает без особых потерь ресурсов CPU и других узлов:
– движение объектов;
– прорисовка тел;
– моделирование колышущихся объектов;
– гидродинамика;
– AI.
PhysX выполняется по 13-нм техпроцессу на 18-мм пластинах и имеет около 125 млн транзисторов. Серийные чипы следует ожидать уже в четвертом квартале этого года. За производство взялась компания ASUS.
На данный момент карта исполняется под интерфейс PCI, так как не все современные карты имеют два быстрых разъема PCI-E; да и идея объединить две карты через технологию «многокарточности» весьма заманчива (рис. 5).

Не обошлось и без демонстрации новых карт в действии. Для тестового стенда был выбран двуядерный Pentium 4 и 1 Гбайт оперативной памяти. В тестовой сцене виртуальный мир был настолько реален, что у некоторых журналистов возникло сомнение насчет реальности нашего мира.
Да, интересное устройство, но вот только с точки зрения создателей игр полезность его весьма сомнительна. Да, некоторые разработчики возьмут на вооружение возможности PhysX, но будут ли подстраиваться абсолютно все? Думаю, нет, так как в этом случае унифицируется движок игры, и игры станут, если так можно выразиться, клонами. Но в любом случае при цене от $250 до $300 выглядит все весьма вкусно.


Рекомендуем почитать: