Киса, мы же художники!

Даже самого бездарного человека периодически настигает зуд творчества. Мечась между рифмоплётством, графоманией и музицированием, он часто выбирает... рисование – как проявление наиболее простое и не требующее особой подготовки. Даже в самых запущенных случаях дающее выход накопленному валу самовыражения...

Кирпич и молоток
Как известно, люди, не знакомые с компьютерами, обычно рисуют шариковой ручкой. Знакомые самую малость – во встроенном реакторе Paint. Разбирающиеся «круто» – в графическом пакете Photoshop CS2. Те же, кто разбирается в компьютерной графике и живописи не на словах, а на деле, предпочитают использовать Corel… нет, не DRAW, а – Painter. Лучший графический пакет для рисования, имитирующий с максимальной долей достоверности абсолютное большинство реально существующих инструментов (кисти, карандаши, ручки, фломастеры...) и поверхностей (бумага, холст, стена...).
Возможно, это откровение многих из вас шокирует. Чем плох Photoshop? Вопрос в точку! Ничем. Однако сравнивать его и Painter – это как сравнивать кирпич и молоток. Тяжело спорить с тем, что и кирпичом можно забивать гвозди. С чуть меньшим успехом, но из молотков можно строить дома. Проблема в том, что такое вот «рационализаторство» однозначно будет воспринято окружающими как признак умственной ненормальности. Photoshop изначально и до сих пор создаётся для редактирования готовых изображений, и имеет в своём арсенале богатейшие возможности по цветокоррекции, наложению спецэффектов, комбинированию... Сила Painter – работа с кистями. Любые эффекты (намокание, высыхание краски, смешивание красок, их наложение), ослеживание движения, имитация прокрашивания поверхности отдельными ворсинками... Тандем Painter+Photoshop кажется непобедимым. Но начало всё-таки за продуктом Corel.

В «девятку»
Последний из выпущенных Painter носит номер IX и датируется 2004 годом. Это не значит, что в Corel забросили проект (небольшие обновления выходят регулярно) – просто наработанные годами интерфейс и список опций кажутся оптимальными даже самым въедливым профессионалам. Что уж говорить о нас, криворуких...
Чем же конкретно так хорош Painter? Обсуждая девятую часть, нельзя не упомянуть, что до этого я пользовался пятой – вышедшей в 1997, ещё при старом хозяине марки – Fractal Design. Это была отличная программа с выверенным интерфейсом, удобная оконная раскладка которого уже тогда требовала двухмониторной системы (к слову, в 1997 году лишь видеокарты фирмы Matrox обеспечивали компьютерным художникам подобную степень комфорта). Конечно, поддержка графических планшетов – в первую очередь фирмы Wacom – также присутствовала в полной мере.

Помимо изменившегося интерфейса (не сильно, но нужно привыкать), Painter IX стал полноценно обрабатывать слои и при записи правильно конвертировать их в Photoshop-формат. «Пятёрка» теоретически тоже понимала концепцию слоёв, которая была выполнена в ней в виде манипуляций с отдельными «объектами». Так, любую часть рисунка можно было обвести выделением и, слегка подвигав, определить как отдельный объект. Объекты можно было группировать и склеивать воедино. Слои «девятки» также можно группировать.

Мазня по-взрослому
Очень большим подспорьем в работе с Painter IX служит возможность создавать собственные панели инструментов. Понравившийся карандаш, кисть, фломастер можно было вытянуть и закрепить в новом custom-окошке и в пятой версии, сейчас же сюда можно положить любой спецэффект, плагин и даже отдельную команду меню. Например, совершенно демоническую команду «Iterative Save», позволяющую записывать одну и ту же картинку в файлы с дополнением к имени «001», «002» и так далее. Удобно и просто.

И конечно, никак нельзя забыть о «Миксере». В пятом выпуске его не было, в девятом есть – и это сложно переоценить. Кратко говоря, «миксер» (mixer) – это палитра. Тут можно размазать краску, которую вы используете при рисовании и добавить к ней одну из красок радуги («Каждый охотник желает знать...»), серую, чёрную и белую. Как вы уже догадались, для придания предметам объёма (тот же цвет+немного белого или чёрного) – самое оно.

Трёхгранная кисточка...
...из волос бороды молодого горного козлика... Чтобы перепробовать все инструменты, которыми позволяет манипулировать Painter IX нужно как минимум часа три-четыре. Акриловые краски, гуашь, масляные, пастель, водные (акварель), карандаши, ручки, фломастеры, мелки, уголь, распылители и даже экзотическая техника сумие (японская национальная скетчевая графика тушью на рисовой бумаге)... Все они, разумеется, имеют по дюжине разновидностей кистей. Так, если карандаш, то – твёрдый, мягкий, масляный, механический, скетчевый и так далее. Глаза разбегаются настолько, что после трёх-четырёх сеансов работы просто на всё плюёшь, вырабатываешь собственную технику рисования и складываешь нужные для неё инструменты на специально созданную для этого custom-панель.

Чудеса в решете
Набор доступных спецэффектов и плагинов Painter IX – тема одновременно больная и захватывающая. Да, богатства Photoshop тут нет. Зато есть настолько уникальные вещи, о которых в «Фотошопе» можно только мечтать.
К примеру, плагин «Bevel World» (запуск плагинов в Painter IX осуществляется нажатием иконки «вилка от розетки» под окошком слоёв) – превращает плоский объект в трёхмерный через «натягивание» его на форму произвольной (настраиваемой полудюжиной «ползунков») выпуклости и впуклости.
Чудесен также спецэффект «Apply Surface Texture», придающий рельефность каждому пикселю изображения с учётом их вырисовывания (то есть учитывается какой кистью и как был сделан тот или иной мазок).

«Техпром» – художникам
Раз уж мы заговорили о мазках, то надо сказать, что для рисования в Painter лучше всего использовать графический планшет. Не так давно я услышал такую аналогию: мышка в графическом редакторе – это как слон в посудной лавке. Полностью согласен.
Недавно, если вы помните, мы тестировали один планшет фирмы Wacom (Volito 2) – недорогое компактное решение для домашних нужд начинающих художников. По совокупности возможностей и с учётом цены на продукт, мы чрезвычайно высоко оценили Volito 2. Сегодня же, узнав, что мы продолжаем уделять внимание компьютерной графике, фирма «Техпром» предоставила нам новинку – ещё один планшет Wacom. На этот раз это представитель серединной линейки, Graphire, чьи возможности и цена традиционно ориентированы на небогатых художников, честно зарабатывающих себе на жизнь талантом.
Если отбросить манерную шелуху, то две главные вещи отличают Graphire4 Classic XL от Volito 2 в глазах неискушённого любителя: вдвое большее рабочее поле и «ластик» на обратной стороне пера. Последнее – умопомрачительно удобная штука, позволяющая в мгновения ока исправлять случайно сделанные ошибки без утомительных ползаний по меню и панелям инструментов.

С размером рабочей поверхности сложнее. Долгое время думая, что «размер имеет значение», я был несказанно удивлён, насколько комфортно может работаться на небольшой А6-делянке Volito 2. Graphire4 же окончательно доказал мне, что формат А5 – это максимум, что нужно компьютерному художнику в 99,(9) процентах случаев. Ограниченная распластавшимися по краям окошками и панельками площадка для рисования иногда даже кажется избыточной – о чём свидетельствует небольшая усталость мышц правой руки в конце рабочей сессии.
В отличие от своего младшего брата, Graphire4 имеет специальный механизм для перекопирования рисунков. Для этого планшет надо освободить от защитной передней панели (её защёлки находятся с тыльной стороны Graphire4), положить рисунок на рабочую поверхность и закрепить пластиковый кожух обратно.
Дополнительные кнопки и колёсико прокрутки, расположенные наверху у планшета – вещь довольно полезная, позволяющая лишний раз не трогать мышку во время работы и не отвлекаться от творческого процесса.
В целом, Graphire4 Classic XL заслуживает оценки «хорошо» – иного, пожалуй, невозможно ожидать от продукции Wacom.
Наша оценка могла бы быть и «отлично», но... Volito 2 стоит полторы тысячи рублей, уважаемые. Функционально отличаясь от старшего брата размером (средней важности фактор), ластиком (очень важный фактор), механизмом крепления рисунка (маловажный фактор) и дополнительными кнопками и колёсиком (не слишком важный фактор), он дешевле его почти на четыре тысячи. Платить эту сумму за ластик? Довольно странно – для меня как человека, не получающего доход за рисование.
Таким образом, покупка Graphire4 – при всех несомненных плюсах этого замечательного планшета – пока может быть оправдана лишь точной уверенностью в профессиональной необходимости этого шага. Простым же любителям порисовать я советую-таки найти Volito 2 или...
...дождаться падения цен на Graphire4 ходя бы до уровня четырёх-четырёх с половиной тысяч рублей.

Wacom Graphire4 Classic XL
Производитель: Wacom
Комплектация: планшет, двухкнопочное перо, руководство пользователя на 6 языках (русский есть), 2 CD с драйверами и ПО
Программное обеспечение: драйвер версии 4.94-3, интерактивный учебник, программа Corel Painter Essential 2
Размер рабочего поля: формат А5, 20,8×15,0 мм
Точность обработки: 2000 dpi, 80 линий/мм
Перо: двухкнопочное, беспроводное, с «ластиком» на обратном конце, батарейки не требуются
Чувствительность: 512 градаций
Дополнительные функции: колесо прокрутки, две перепрограммируемые клавиши
Цена: 6340 руб. (в «Техпроме»)


Рекомендуем почитать: