Электронный DJ

Клубная музыка уже давно перестала быть чем-то новым и необычным. Она вошла в нашу жизнь и как музыкальное направление, и как способ времяпрепровождения, и даже как образ жизни. С появлением клубной музыки появилась и новая профессия — ди-джей (англ. Disc Jockey; далее — Dj).
Вообще-то слово “Dj” имеет два значения: тот, кто представляет популярную музыку слушателям (на радио, дискотеках, и так далее); и второе значение — музыканты-компиляторы, использующие существующую музыку для создания новых объектов танцевальной музыки — путем наложения голоса, микширования разных исходных произведений или их фрагментов — сэмплов. Сегодня мы поговорим о втором значении. И даже не о самой профессии ди-джея, а о компьютерном софте, предназначенном для “диджейства”. Конечно, никакой, даже самый мощный компьютер с навороченной звуковухой не сможет заменить профессиональный диджейский пульт. Но порадовать друзей своими творениями, провести школьную тусовку или просто свести пару любимых треков вы сможете.

Существует очень много программ для сведения, микширования и прочих видов обработки музыки. От маленьких утилиток, которые могут делать только кроссфейдинг (как у WinAMP) и добавлять некоторые эффекты, до маститых редакторов, где можно работать с сэмплами, писать сеты и прочее. Из множества программ лично мне приглянулась Traktor Dj Studio (далее Traktor): в ней очень удачно подобраны функции и продуман интерфейс. Она не может создавать треки, накладывать сэмплы и предназначена только для сведения (свода). И поверьте, с помощью Traktor’а можно сделать по-настоящему хороший свод. Кстати, программа нерусская, поэтому придется поискать русификацию. Без регистрации работает первые тридцать дней без ограничений. Ну, хватит о грустном.
Возвращаясь к интерфейсу. Поначалу глаза разбегаются от обилия всевозможных кнопочек и регуляторов. Кажется, что попал в кабину какого-нибудь “Боинга”, но потом привыкаешь. Traktor состоит из панелей, которые вы можете отключать и тем самым настраивать вид под себя. Это, надо заметить, просто здорово, поскольку можно организовать рабочее пространство монитора и программы как душе угодно. Облачать прогу в разные шкурки-интерфейсы нельзя, что, впрочем, нисколько не портит бочку меда, так как с внешним видом у Traktor’a все в порядке. Поддерживаются горячие клавиши, что незаменимо — иногда приходится “крутить” несколько ручек сразу, а с помощью мыши это сделать невозможно. В общем, программа богата на всевозможные опции. Большинство из них я рассмотрю ниже, более подробно. А сейчас…

Полный вид

Немного о железе. В мануале сказано, что Traktor работает на процессорах с частотой меньше 1 ГГц. И это правда. Слушать музыку и применять некоторые эффекты вы сможете, но алгоритм растяжения времени (Time Stretching), которым не зря хвалятся разработчики, будет заметно затормаживать систему. На 800 МГц вы сможете растягивать время на обеих деках, но возможны тормоза при использовании других функций на полную катушку. А вот имея на борту процессор частотой 1.3 ГГц, вы добьетесь фантастического звучания. Как говорят авторы: “Растяжение времени трека звучит великолепно, и оно стоит каждого герца, требуемого от процессора”.
Что касается звуковухи, то, сами понимаете, здесь скупиться не стоит. Лучше всего подойдет что-нибудь от Creative: Audigy или SB Live!. У меня SB Live! 5.1, и этого вполне достаточно. Главное, чтобы карточка была мультиканальная. Необязательно даже 5.1, хватит и четырех каналов, чтобы подключить левый и правый мастера и мониторы через выход на наушники. В моей звуковухе нет выхода на “уши”, поэтому их я подключил через “задние” колонки. Можно, конечно, через опции настроить работу и со стереозвуковой картой. Например, подключить к левому “уху” мастер в монозвучании, а к правому “уху” — монитор (я пишу о наушниках, потому что в таком случае лучше работать с ними, а не с колонками, иначе будет сложно разобрать, где у вас играющий трек, а где тот, который вы подгоняете). Кстати, авторы пишут, что если во время воспроизведения у вас возникают проблемы, то стоит увеличить в настройках значение задержки или размер буфера, который использует ваша карточка.

Snap3

После того, как настроили звук, можно приступать. Браузер файлов помогает хорошо организовать свои треки. Он позволяет загружать файлы с винчестера, добавлять нужные треки в коллекцию: просто захватываешь файл и перетаскиваешь его в нужную деку. Можно создавать и сохранять плей-листы, что помогает, например, быстро найти треки, которые вы собирались свести. Есть возможность производить поиск, причем не только по коллекции, но еще и по винчестеру. Мне понравилась фишка, которая позволяет вешать нужные треки на горячие клавиши (при нажатии они тут же отображаются в браузере).
Выше, над файловым браузером, располагается панель Mixer. Название говорит само за себя. На ней находятся регуляторы громкости и частот на обеих деках, а также регулятор громкости мониторов (читай — наушников). Можно выбрать, что будет звучать в наушниках: либо подгоняемый трек, либо сразу оба, либо просто мастер. Здесь же находится кроссфейдер и подгонка громкости, причем Traktor может автоматически подгонять громкость. Вообще, говоря об “интеллекте” Traktor’a, можно оценить его на четыре с плюсом. Очень хорошо выполнена автоматическая синхронизация (подгонка) битов. Если ударные четкие и “битность” (количество ударов в минуту) различается незначительно, то вы просто нажимаете кнопку, и все (ну или практически все). Если же нет, то придется поработать с Time Stretching и другими примочками, которые располагаются на панели Player.
На ней же располагаются кнопки управления воспроизведением и закладками, которые вы можете добавлять в трек, а потом быстро по ним перемещаться. Есть возможность проигрывать реверсом, зацикливать на нужное количество битов (хотя есть и отдельная панель для зацикливания, с более точной подстройкой, — Loop), кнопка синхронизации и регуляторы BPM и тональности.
Панель Disp (сокращенное от Display) отображает информацию о треке (до шести параметров, которые вы можете выбрать сами), полосу прокрутки и диаграмму трека. На диаграмме отображаются маркеры битов, закладки, границы зацикливания фрагмента и другая рабочая информация. Диаграмма тоже полностью настраивается, имеются различные цветовые гаммы. Как и во многих подобных программах, есть возможность захватывать диаграмму и делать скретчи, двигая ее назад и вперед. Сначала получается криво, но если потренироваться, то рано или поздно будет здорово. Тем более, в опциях есть настройки чувствительности скретча и звучания.
Панель Loop, о которой я уже упоминал, содержит настройки зацикливания. Можно установить границы зацикливания вручную, или же сразу на определенное количество битов (1, 4, 8, 16), а также подгонять границы с помощью специальных кнопок. Здесь же ведется подсчет количества повторений цикла.
Еще выше — панель Filter, с помощью которой можно накладывать различные эффекты (или фильтры). Имея определенную сноровку, вы создадите классные переходы или же измените трек до неузнаваемости.
На самом верху, под главной панелью, располагаются панели Master и Automate. Там вы обнаружите ручку общего звука всей проги, баланс и кнопки глобальной синхронизации. А еще — кнопку общей подгонки громкости и прочее. Вы можете задать битность вручную и синхронизировать с ней все треки. Это может пригодиться, если вы заранее набрали схожие по битности треки. В этом случае все треки будут настраиваться по внутреннему синхронизатору (Internal Master Clock). Можно также синхронизировать Traktor по протоколу OSC (Open Sound Control) с несколькими компьютерами в сети. OSC предназначен для синхронизации различного музыкального софта — как видите, фирма веников не вяжет. В мануале подробно описано, как этим всем пользоваться и как круто создавать музыку, когда дюжина машин работает скоординировано.
Панель Automate предназначена для записи, разрезания, сохранения и автоматического проигрывания сетов. Причем реализовано это очень даже интересно. Изначально записывается файл с разрешением .nmx (проигрывается в Traktor’e). Он маленького размера, так как в нем хранится только запись того, что вы делали. Когда его открываешь и нажимаешь Play Mix, Traktor блокирует практически все управление на время проигрывания; и все ручки, все регуляторы ходят и крутятся, повторяя ваши движения. А треки просто берутся с винта — те самые, которые вы использовали. Очень интересно бывает понаблюдать за процессом… А уже когда микс создан, нажимаем кнопку Write, указываем положение файла, и Traktor абсолютно бесшумно и в ускоренном темпе создает .wav-файл. При желании он его сразу и порежет. Останется только сконвертировать в .mp3, но не мне вам объяснять…

Помимо всего прочего, есть кнопочка AutoPlay, которая проигрывает песню за песней из плей-листа, делая между ними кроссфейдинг. В отличие от WinAMP’а время до начала свода может достигать 100 секунд.
Вот мы и добрались до главной панели, на которой, несмотря на название, расположено кнопок по минимуму. Ее можно сравнить с верхушкой айсберга. Там красуются эмблемы самой программы и авторов, управление окном, опции. На ней же настраивается внешний вид окна путем отключения или изменения панелей.
В итоге у нас получилась очень достойная программа, которая, по моему мнению, должна быть у каждого, кто увлекается клубной музыкой. Естественно, в Traktor’e отсутствуют многие функции, предназначенные для профессиональной работы, зато благодаря гибкой настройке, большому количеству опций и удобству в управлении она очень легко осваивается. Можно сказать, что это средняя ступень в лестнице опыта и профессионализма. Есть много более простых программ, используя которые можно приступить к сведению, а разобравшись в них, переходить дальше. Но я бы посоветовал просто начать с минимального количества функций и постепенно добавлять все новые панели на Traktor’ное поле боя. И даже если вы не новичок в этом деле, то не стоит сразу сбрасывать прогу со счетов: возможно, в чем-то она работает гораздо лучше своих собратьев. И, как говорится, приятного вам свода!


Рекомендуем почитать: