CФЕРическая жизнь

Наверное, только переход от текстовых интерфейсов операционных систем к графическим вызвал в свое время такое же волнение, как грядущий (который год подряд) переход от двумерного рабочего окружения к трехмерному. В приложении к ОС речь, конечно, идет о Рабочем столе, а вопросов возникает лишь два: «Когда?» и «Надо ли?» О необходимости внедрения можно спорить, но против тенденции не попрешь: в игрушках такие интерфейсы уже встречаются, в фильмах — тем более. Так что ответ на первый вопрос мы все-таки скоро узнаем. Но попробовать все равно хочется уже сейчас…

В последние годы сразу несколько крупных компаний анонсировали свои разработки в этой сфере (Metisse, Project Looking Glass и другие). Приятно, но зуб, как говорится, неймет. А тут такая встреча: SphereXP, трехмерный Рабочий стол (3D Desktop Environment). По сути, конечно, это приложение для замены Рабочего стола, навроде Aston, Litestep и множества подобных, но — в 3D! Ко всему прочему, бесплатно и скромно в объемах. А поскольку бесплатный сыр бывает только в мышеловках, то и малый размер программы с лихвой компенсируется необходимостью присутствия в системе установленного Microsoft .NET Framework 1.1.
Изначально статья писалась по версии 0.76, однако после ознакомления с 0.79 я радовался, как ребенок: почти все явные неудобства, замеченные мной, разработчики уже разрулили! Замечания о них вы будете встречать ниже.

РАССМАТРИВАЕМ
Как же «жизнь в 3D» выглядит? При запуске мы оказываемся внутри шарика, на который в качестве текстуры натянуты обои. На полюсах, конечно, стыкуется картинка неважно (в 0.79 появилась хитрая наработка — «внутренние обои», — комплект из нескольких текстур для организации практически «бесшовного» пространства). Насколько я могу судить, положение пользователя в пространстве строго определено — центр сферы. Можно вращать взглядом в любую сторону, приближать и удалять взгляд. А вот двигаться («летать») — ни-ни! Поэтому все мои поползновения с целью осмотреть объекты с обратной стороны окончились ничем. Объекты — это окна и иконки. Абсолютно плоские прямоугольнички (в 0.79 — параллелепипеды), которые нельзя изменить в размерах, но можно повертеть как угодно в трех плоскостях. На «окна» натянуты текстуры «реальных» окон, они выделяются цветом при щелчке мыши, их можно двигать по сфере в любую строну (при таком движении расстояние от окна до центра, то есть до пользователя, неизменно), а также приближать/удалять (лишь благодаря этому можно варьировать размеры окон относительно друг друга). Правда, зум стоит применять осторожно — можно проникнуть сквозь окна (то есть стать ближе к оболочке сферы) и потерять их все из виду (если непонятно — возьмите любой 3D редактор, наставьте объектов и поиграйтесь с приближением). Лечится, конечно, приближением к центру.
Если при запуске «сферы» на столе уже были открыты какие-то окна, то в «сфере» они появятся, причем одно на другом. Придется «растаскивать», и лучше разнести их по глубине. А не то при нахождении на одном уровне их плоскости «врезаются» друг в друга. Для примера можете вспомнить проваливающихся друг в друга убиенных монстров в стрелялках.
Иконки тоже переносятся в «сферу». Раньше у меня из всех иконок в «сфере» оказались лишь три, в 0.79 увидел все! Это действительно красиво — разнести иконки и окна на разные «глубины», после чего повращать мышкой, наблюдая, как они движутся относительно друг друга…
Для удобства пользователя в правом нижнем углу присутствует каркасная модель шарика, с указанием размещенных окон. Если честно, ориентироваться помогает слабо.

РАБОТАЕМ
Налюбовавшись, стоит попробовать совершать привычные действия в новом окружении. С иконками все понятно — щелкнул два раза, окно открылось. Причем открылось в самом обычном виде, никакого там 3D! Если теперь щелкнуть на стол (то есть «сферу»), то окно «свернется» на него (в 0.79 добавлены горячие клавиши для «свертки» окон). Текстура, приклеенная к окну в сфере, отражает последнее его рабочее состояние (например, написали несколько строк в MS Word, перешли в сферу — текстура окна изменилась, стали видны свежие строчки). То же с файловыми менеджерами, графическими приложениями. Не без исключений: окно Photoshop CS рендерилось всегда пустым, WinAMP 5 и LightAlloy вообще не отображались. Попробовал WinAMP 2.x — рендерилось почему-то только окно с плей-листом. В 0.79 все гораздо лучше: не только WinAMP отлично виден, но и LA, причем появилась функция автоматического обновления текстур на окнах, так что главное окно первого проигрывателя можно сделать активным, а в трехмерном LA смотреть фильмы! Правда, последнее потребует выставления высокой скорости обновления, что реально лишь на хорошем «железе».
Окна с функцией «всегда поверх всех» — либо не рендерятся, либо исчезают из сферы после сворачивания окна приложения. К тому же иногда окна из сферы пропадают, так что найти приложения во всех этих случаях можно лишь благодаря панели задач и бесценной комбинации alt+tab. Дополнительно открываемые в программах окна (настройки, диалоговые окна и прочее) обычно отдельными окнами не рендерятся. Замеченное мной исключение из этого правила — окно «поиск» в TotalCommander.
Теперь о производительности. В 0.79 регулировки качества текстур приложений урезали, так что «задрать ручки» и дождаться ощутимых тормозов стало практически нереально. Регулировку качества обоев оставили, на сайте выложили хорошую их коллекцию: как простых, так и наборов для создания бесшовного окружения (6 текстур, в каждой — кубик). Клавиши управления в новой версии переопределить нельзя, приходится привыкать к стандартным. Зато управление в целом стало легче — подключили к пасам мышью несколько клавиатурных клавиш. Среди прочих новинок: группировка иконок, новый объект — картинка, поддержка Windows 2000, автозапуск, увеличенная карта навигации. Словом, развивает­ся проект активно. Спешите видеть!
По себе скажу: не пожалел.


Рекомендуем почитать: