Девятое пришествие

В начале июня компания Sony выпустила очередную версию одной из известнейших программ для видеомонтажа – Sony Vegas 9.0. Разумеется, мы не могли пройти мимо такого события. Обзор новинки — перед вами.

Так как о Sony Vegas в «Мегабайте» не говорилось уже очень давно, да и полноценного обзора мы до сих пор не удосужились написать, данная статья будет посвящена не только отчёту о нововведениях девятой версии программы, но и расскажу о том, что же такое вообще этот Vegas. Но прежде, чем приступить непосредственно к знакомству, хочется озвучить некоторые наблюдения, связанные с политикой обновления Vegas’а.

Базовые принципы и технология работы с видеоданными были заложены ещё в начальных версиях программы (я работаю с Vegas’ом с 2005 года и застал четвёртую его версию). Соответственно, переход на версию 8.0 хоть с «четвёрки» будет практически безболезненным. Основной акцент Sony делает не на расширение функциональности программы, а на оптимизацию уже существующего рабочего пространства. Интерфейс был немного переработан лишь в восьмой версии программы. Версия 9.0 по организации окон и инструментов не отличается от 8.0. Необходимость в обновлении программы Sony обосновывает требованиями новых технологий – поддержкой видео высокого разрешения, новых форматов, возможностью использования разработчиками плагинов новых «конструкторов» и библиотек – .NET Framework 3.0, Visual C++ 2009. На глаз же изменения заметить весьма трудно. Как правило, немного расширяется инструментарий, да оптимизируется движок рендера и динамического предпросмотра.
Впрочем, хватит пустых разговоров, давайте лучше запустим программу.

Установка
При инсталляции на Windows XP программа попросила установить некоторые сторонние компоненты. Это уже упомянутые .NET Framework 3.0 и Visual C++ 2009, а также несколько других небольших библиотек. При установке желательно иметь доступ в Интернет, дабы иметь возможность скачать требуемые программки. Далее – привычный процесс установки. В новой версии нас не мучают отдельной установкой Sony Manager’а, да и дистрибутив имеет объём всего 170 Мбайт.

Общий обзор
Повторюсь, по сравнению с 8-й версией визуально Vegas не изменился вообще. Для тех, кто не работал с данной программой, проведу небольшой экскурс по её функциональным возможностям, а также дам несколько рекомендаций общего характера по применению инструментария.
По умолчанию монтажный стол занимает нижнюю часть экрана. Так как Vegas – программа нелинейного видеомонтажа, количества видео и звуковых дорожек более чем достаточно (ограничение – до 64 дорожек). В правой половине находится окно предпросмотра, которое при желании можно транслировать на внешний монитор. Рядом с ним приютился главный микшер – регулятор общего уровня громкости и менеджер постобработки звука. В левой верхней четверти экрана располагается весь инструментарий программы – переходы, фильтры, спецэффекты, генераторы данных (распределённые по катеегориям – вкладкам). Пройдёмся по ним и поищем новое…

Видеоэффекты.
Эффекты – это именно то, за что Vegas так любят новички. Как здорово! Перетащил эффект старого кино, и – «как бы монтаж». Но уверяю вас: применение ни одного из эффектов, включённых в Vegas, в чистом виде – не удовлетворит эстетических чувств вашего зрителя. Как правило, стандартные пресеты предназначены для демонстрации возможностей видеоэффекта. Отсюда золотое правило – всё должно быть уместно. Это означает, что фильтр или корректор должны быть идеально подогнаны к картинке (в соответствии с экспозицией, цветовым балансом, яркостью) и к композиции сюжета (в соответствии с задумкой автора, настроением клипа и музыкальным сопровождением).
Помимо эстетической функции, элементы категории «Видеоэффекты» могут выполнять и функцию корректирующую. Например, посредством «цветовых кривых» выправляются излишняя желтизна или синева картинки (классический «косяк» отбивки баланса белого у автоматических камер). Всё, что нужно для этого, – выделить синий канал и переместить центр кривой либо влево-вверх, либо вправо-вниз. Индикатором правильности ваших действий станет отображение белого цвета именно как белого. Другой простой пример – видео, снятое «не в фокусе». Здесь можно воспользоваться встроенным фильтром «резкость» или подключить через PluginPac Adapter сторонний плагин VirtualDub`а (sharp + denoise). Вообще же, на форумах видеомонтажёров тема коррекции картинки – одна из центральных. Если вам интересен процесс спасения «плохого» видео – пишите на форуме, и ваша активность будет вознаграждена.
А теперь посмотрим, что же новенького появилось в девятой версии…
BlackRestore – восстанавливает чёрный цвет, замещая относительно тёмные участки кадра (интенсивность регулируется). Крайне полезно при испорченной экспозиции и зернистости чёрного в кадре.
Defocus – мощный инструмент расфокусировки. По качеству и глубине резкости этот фильтр вполне может потягаться с аппаратной фокусировкой камеры Sony VX2100. Большое преимущество перед аналогичным фильтром из пакета NewBlue – высокая скорость обработки.
FillLight – нежная световая подсветка. Мягко корректирует тон изображения.
Glint – фильтр, вероятно, приобретённый у стороннего разработчика (встречал ранее отдельно). Создаёт перекрёстное свечение на светлых участках кадра.
Rays – работающей по технологии предыдущего фильтра генератор направленных лучей.
SoftContrast – потрясающий гаммакорректор, придающий кадру эффект «киношности». Фильтр является комбинаторным, и включает в себя ещё и генератор тёмной маски (по краям кадра).
Sturburts – опять же приобретённый компанией Sony генератор агрессивных перекрёстных лучей, подсвечивающих светлые участки. Создаёт эффект сказки – картинка переливается бликами.

Переходы
Переходы, как и видеоэффекты, необходимо применять крайне осторожно (если вы не ваяете запись отдыха на природе, которой тоже можно удивить). В киноиндустрии, как и в репортажной съёмке, переходы не применяются вообще (ну, очень редко!). Материал монтируется «встык», а плавность видеоряда достигается путём грамотного чередования планов по крупности (план – единица видеосъёмки, одно нажатие кнопки «Rec»), подгонки движений персонажей, создания «раскадровок». Однако без специальной литературы научиться на ходу разбрасывать в уме картинку на планы весьма трудно. Поэтому для сглаживания соседствующих картинок, «разных» по яркости, сложности и цветовой гамме, и принято применять переходы. Самый выгодный в этом плане переход – вспышка (длительностью 0,7 с), которая применяется даже в новостях при дефиците перебивок (понаблюдайте за смонтированными интервью). Есть переходы геометрические, трёхмерные, цветовые, художественные… Главное – не потеряться в этом многообразии, а применять всё с толком.
И что же нового в этих эффектах?
Добавлены: одна категория трёхмерных переходов (простенькое каскадное разложение кадра), а также — градиентные переходы. Последние представляют большой интерес! Как показали полевые испытания, данные переходы строятся на основе текстур: можно загрузить картинку любого содержания, и смена кадра пойдёт по цветовой глубине текстуры — чем светлее участок, тем позднее он «выгорит». В программе уже есть переходы, отражающие формы сердца, облаков, цветов.
Генератор данных. Здесь находятся своеобразные заготовки, которые могут пригодиться для создания сложных эффектов и субтитров (текстуры, формы, маски). В целом всё осталось по старому, за исключением нового инструмента создания субтитров и подписей (ProType Titler). Ничего принципиально нового он не предлагает – изменился лишь способ редактирования параметров текста (он приближен к технологии WISAWIG). Однако при беглом осмотре были замечены новый фильтр текста bluer и градиентное замещение. Заготовки пока что отсутствуют – оставлено для бета-тестирования.
Другие наблюдения:
– Внутренний интерфейс настройки имевшихся прежде спецэффектов и переходов не тронут. Настройки новых инструментов (написанных, возможно, под новый же движок/библиотеку) оформлены по-иному (более всего напоминают подобные им окошки в Adobe AE).
– На видеодорожках в монтажке появился новый ползунок, регулирующий затемнение или осветление (предположительно, по гамме, а не по яркости).
– Скорость обсчёта проекта и динамического предпросмотра значительно выросла. Если ранее приходилось довольствоваться средним уровнем качества предпросмотра, то теперь движок кушает и «best».
– Установленные для предыдущих версий Vegas’а плагины цепляются автоматически. Vegas без труда нашёл установленные на шестую версию пакеты proDAD Adorage, NewBlue FX, Magic Bullet и др.
– Теперь Vegas поддерживает и форматы XDCAM EX и RED. Но простому смертному это не нужно (камеры, использующие такие форматы, весьма дороги).
– Несколько расширены и без того богатейшие возможности работы со звуком. В наличии: создание звуковых эффектов, быстрая выправка звука (нормализация, эквалайзер, шумоподавитель), работа со сторонними плагинами и плагинами DirectX.
– Максимальное разрешение, с которым теперь может работать Vegas – 4096×4096. Здравствуй, четырёхъядерный процессор!

Итоги
Vegas 9, по моему предположению, – своеобразная база, на которую разработчики будут накручивать впоследствии новые функции, опции, плагины. Хотя вопрос спорный – Sony вообще очень лениво расширяет практические инструменты редактирования видео. Но выход восьмой и девятой версий – несомненный прогресс. Пусть пока и чисто технологический.

Sony Vegas 9.0
165 Мбайт
Shareware, $600
Windows XP/Vista


Рекомендуем почитать: