Счастливое детство

Сейчас практически у каждого читателя “МБ” стоит дома IBM PC-совместимый компьютер. Эта платформа давно стала монополистом в нише недорогих ПК для дома и офиса. Однако я уверен, что у многих из вас знакомство с удивительным миром вычислительной техники началось с других платформ. Программы, о которых пойдет речь в этой статье, помогут вам вспомнить о первых опытах общения с компьютерами, ненадолго вернувшись в те счастливые времена…

ZX-Spectrum
Появившись в России в начале 90-х, “Спектрум” стал настоящим “народным компьютером”. Относительно дешевый, он практический монополизировал нишу домашних ПК. Хотя официально выпуск “Спекки” прекратился в 1990 году, в нашей стране их продолжали производить до конца девяностых, причем — не просто копируя, а развивая архитектуру. Например, Profi 1024 имел 1 Мбайт памяти — при том, что 8-бит процессор Z-80 мог напрямую адресовать только 64 Кбайт.
Энтузиасты пытались расширить возможности платформы — как аппаратным, так и программным путем. К “Спектрумам” подключались мыши, винчестеры, ISA-модемы, различные принтеры. Также было написано множество различных программ (самая свежая, виденная мной, датирована 2004 годом!) и новые ОС, в том числе и повторяющие интерфейс Windows. Одним из главных достижений программистов можно считать версию CP/M для ZX. Эта ОС, когда-то ставшая прообразом MS-DOS, позволила запустить на “Спекки” большое количество программ, в том числе и для работы с модемом. Так, в 1996 году появилась ZXNet — построенная по образу и подобию FIDONet сеть ZX-Spectrum-совместимых компьютеров. Узлы ZXNet существовали даже в Кирове; правда, сейчас они вряд ли сохранились.
Мною за последние несколько лет было опробовано множество эмуляторов “Спектрума”, и лучший из них, по-моему, — ZXMak от Алексея Макеева (www.zxmak.narod.ru, www.zxmak.chat.ru). К сожалению, последние два года автор не развивает программу, однако уже имеющихся возможностей вполне хватает. У программы имеется неплохая документация на русском языке.
ZXMak позволяет эмулировать Sinclair ZX-Spectrum 48K/128K, Pentagon, Profi и Scorpion. Из устройств поддерживаются мышь, звуковая карта, дисковод и кассетный магнитофон. Из экзотики есть окно отладки наподобие Delphi CPU Window, встроенный дизассемблер и ассемблер: Отладка->CPU. Имеет­ся возможность заменить стандартные блоки ПЗУ пользовательскими (Параметры->Настройка Спектрум памяти).

При первом запуске программа предложит ассоциировать с ней некоторые типы файлов — лучше поставить все галочки. Дальше все как обычно — Файл->Открыть и выбрать нужный файл. Собственно программы для Спектрума можно найти в виде копий ОП (.z80), образов дискет (.trd, .udi, .fdi, .scl) или образов кассет (.tap). Если вам не хочется ждать загрузки последних, то лучше сразу в меню “Настройка” поставить галочку “Турбозагрузка с магнитофона” и выбрать “Сохранить параметры”. Чтобы “сохраниться”, выберите “Файл->Записать снэпшот”, и программа создаст Z80-файл с содержимым ОП и регистров, который впоследствии можно будет загрузить в эмулятор.

NES (Dendy)
Эта глобальная мечта поколения 90-x сейчас кажется хламом, а ведь 10 лет назад любой школьник готов был отдать все за обладание заветной коробкой с надписью “Dendy”. Трудолюбивые китайцы завалили Россию дешевыми клонами уже мертвой во всем остальном мире NES и играми к ней (в основном на китайском). Вскоре к ним подключились российские производители, наладив выпуск и того, и другого в родных пенатах. Не требующая, в отличие от того же “Спектрума”, никаких базовых знаний от пользователей, Dendy мгновенно завоевала основную целевую аудиторию — младших школьников. Тогда же появились первые игровые залы с Dendy и первые Dendy-поклонники, просиживающие целыми днями за приставкой и проходящие игру за игрой.
Эмуляторов NES существует множество, однако лучшим, на мой взгляд, является JNes (www.jabosoft.com/jnes), который за 6 лет существования дорос, по мнению его автора Jabo, лишь до версии 0.6.
Способ работы с файлами в JNes напоминает WinRar — в окне представляется список файлов и папок, по которым можно свободно перемещаться, запуская двойным щелчком мыши все поддерживаемые файлы-образы ROM (.nes и .nfs).
Первым делом необходимо настроить управление — Options->Input. Чтобы изменить предлагаемые значения, необходимо нажать соответствующую маленькую кнопку и в течение 6 секунд нажать необходимую клавишу на клавиатуре. Если у вас подключен джойстик, и вы хотите использовать его в эмуляторе, то его необходимо предварительно выбрать в Additional Devices.
Самой полезной возможностью программы является использование сглаживания. Чтобы полностью оценить эффект, в оп­циях видео (Options->Video) установите в Drawing Method значение Super 2x Sal, откройте какую-нибудь игру и перейдите в полноэкранный режим (Alt+Enter). Оказывается, даже безнадежно устаревшая графика Dendy-игр может выглядеть вполне неплохо.
Сохранять состояния можно как в слоты (F5 — сохранить, F7 — загрузить), так и в отдельные файлы: Cpu->Save As..., Cpu->Restore From...
Сброс системы происходит по нажатию F1, постановка на паузу — F2. Тут открывается еще одна интересная возможность — нажатие F9 в режиме паузы приводит к выполнению одного цикла развертки (то есть это своеобразный пошаговый режим выполнения, дающий неплохие возможности несознательным читерам).
К слову о читерах — специально для них в программу встроена целая база данных. Достаточно открыть игру и зайти в Options->Cheating. Там вы увидите все доступные для этой игры читы. Активировав их (или выбрав из возможных вариантов), вы сделаете игру заметно легче.

Sega Megadrive (Genesis)
Sega Megadrive стала естественным развитием Dendy, доказав, что 16 бит — это лучше, чем 8. Мне до сих пор непонятны причины, по которым в России не появился SNES (неплохой 16-бит ответ Nintendo на Megadrive), но результат очевиден — Sega Megadrive 2 стала монополистом в нише 16-бит приставок.
Помимо улучшенной графики, прекрасного стереозвука и удобных геймпадов, Megadrive отличался высоким качеством игр. В отличие от пиратских картриджей “9999 in 1” с глупыми аркадами на китайском, каждый картридж для “Сеги” содержал всего одну игру, но зато — шедевр. Sonic, Mortal Combat, Dune 2, Zero Tolerance, Pirates Gold! — действительно гениальные игры. Впервые игрока интересовал сюжет, впервые он брал в руки словарь и переводил все, что видел, чтобы полнее погрузится в игру. Особенно к этому располагала появившаяся в некоторых играх возможность сохраняться — либо с помощью длинных паролей, либо с помощью размещения на картридже дополнительной памяти и батарейки для нее.
Лучшим эмулятором Sega Megadrive является Gens (gens.consolemul.com). Русский перевод интерфейса к нему лежит на официальном сайте проекта. Данный эмулятор, помимо Sega MegaDrive 2, эмулирует Sega MegaCD и Sega 32х — расширения, подключаемые к приставке, добавляющие память, привод CD и 32-разрядный процессор. Игр к ним было выпущено немного, зато все они отличаются неплохой графикой, часто с намеком на настоящее 3D.
Для настройки управления необходимо выбрать в меню Настройки->Джойстики. В принципе, Gens может эмулировать разветвитель для подключения до четырех геймпадов к одному порту, однако игр с поддержкой этого чуда практически нет, поэтому для настройки достаточно нажать верхний Redefine Keys и поочередно нажать клавиши для соответствующих кнопок геймпада: вверх, вниз, влево, вправо, START, A, B, C, Mode, X, Y, Z и любую кнопку для продолжения.
Открываются образы ПЗУ через Файл->Открыть. Быстрое сохранение/загрузка происходят по F5/F8, сохранение в файл и загрузка из файла доступны в меню Файл.
Как и Jnes, Gens поддерживает размытие — Графика->Обработчик->2xSAI. Особенность состоит в том, что настройка видео для полноэкранного и оконного режимов происходит отдельно, и для того, чтобы включить размытие в полноэкранном режиме, необходимо вначале перейти в него (Alt+Enter), а затем нажать правую кнопку мыши и в появившемся меню повторить те же действия.
Gens позволяет производить запись звука в WAV-файл: Звук->Запись в WAV. Предварительно необходимо установить директорию для создания WAV-файлов (Настройки->Папки).
Для запуска 32x- и MegaCD-игр необходимо предварительно скачать образы BIOS'а (например, с www.emu-russia.km.ru) и указать путь к ним (Настройки->Файлы BIOS'ов). После этого можно открывать игры для 32x и MegaCD как обычные.

Sony PS One
Появившись на необъятных просторах нашей Родины в конце девяностых, Sony PS стала реальным шагом вперед в развитии консольной графики. Аппаратная поддержка настоящего 3D сделала третье измерение стандартом в играх, а CD в качестве носителя (сравните с 7 Мбайт картриджа для Sega 32x) позволил разработчикам делать действительно большие игры и добавлять в них много видео и музыки. Пиратам же подобное новшество позволило выпускать до 6 полноценных игр на диске, что тоже неплохо сказалось на популярности платформы.
Sony PS на несколько лет завоевала игровые залы, но “народной”, как ее предшественники, не стала — народ к тому времени уже осознал все преимущества PC, в том числе и как игровой платформы.
Лучший эмулятор Sony PS — ePSXe (www.epsxe.com), последняя версия которого, 1.60, была выпущена 2 года назад.
После того, как вы скачаете эмулятор, зайдите на www.ngemu.com/psx/, скачайте BIOS от PS и положите его в папку BIOS эмулятора. В поставку эмулятора BIOS не включается, так как является собственностью корпорации Sony.
При первом запуске ePSXe запустит мастер настройки, который затем можно будет вызвать в меню Config->Wizard Guide. Первым делом мастер проверит наличие у вас образов BIOS. Дальнейшие настройки сводятся к выбору плагинов и конфигурированию их. ePSXe имеет модульную структуру и может использовать для вывода видео, звука и работы с CD разные плагины, написанные разными людьми. Выбранные по умолчанию плагины являются оптимальным решением, их надо лишь сконфигурировать, нажав Config.
Конфигурирование видеоплагина похоже на настойку обычной игрушки — разрешение, глубина цвета, качество текстур. Остальные параметры, определяющие уровень эмуляции, лучше подбирать инди­видуаль­но для каждой игры. Если же вам лень возиться и вы точно уверены в возможностях своей системы, просто нажмите Nice.
Звуковой плагин настройке не поддается, а в настройках CD-плагина необходимо указать букву привода, который вы будете использовать для PS-дисков. Окно настройки управления сделано прекрасно и не тре­бует объяснений.
Запустить игру можно, либо имея ISO-образ диска (File->Run ISO), либо имея сам диск (File->Run CD-ROM). Переход в полноэкранный режим и обратно происходит по нажатию Alt+Enter. Следует отметить “одноразовость” ePSXe: после запуска игры и выхода в меню по Esc вы можете лишь загрузиться (F3), сохраниться (F1) и перезагрузиться. Для изменения настроек необ­ходимо закрыть эмулятор и запустить его снова.

А где взять игры?
Конечно в Интернете! Сейчас существует множество сайтов на русском языке, посвященных игровым консолям: www.emu-russia.km.ru, www.pristavka.kulichki.net, www.romov.net и множество других. Помимо игр, там можно найти эмуляторы консолей, не рассмотренных в этом обзоре, различную документацию, прохождения и многое другое.
Также в Сети можно найти переводы консольных игр. Сейчас существует несколько команд, занимающихся этим; наиболее успешная из них — Шедевр (www.shedevr.org.ru), стараниями которой на язык Пушкина и Достоевского были переведены многие хиты с платформ NES и Megadrive.


Рекомендуем почитать: