Рейтрейсим, откройся! Тестируем производительнось

Если вы загрузились газетной шумихой и всерьез думаете, что NV30 и R300 — шаг в далекое будущее, то здорово ошибаетесь. Эти чипы в лучшем случае есть шаг в самое ближайшее будущее, не более того. Ведь шейдерами уже особо никого не удивишь, да и алгоритмы, по сути, остались на уровне первого поколения акселераторов.

Зато испокон веков существует совсем иной, гораздо более совершенный подход к визуализации реалистичных трехмерных сцен. Называется он рейтрейсинг (raytraycing). Благодаря этому методу визуализируются (читай — рендерятся) сцены в 3D Studio и прочих пакетах, но в интерактивной трехмерной графике его, к сожалению, практически не используют в связи с большими вычислительными затратами. Тем не менее, существуют специальные алгоритмы, позволяющие с определенными потерями в интерактивности или реалис­тичности применять этот подход в реальном времени.
Как правило, реализация этих алгоритмов частенько встречается в различного рода демах, с избытком распространенных в интернете. Одна из команд под странным названием Federation Against Nature (FAN), которая до этого занималась написанием дем с соответствующими именами, типа Nature Still Suxx, решила покончить с «баловством» и что-нибудь полезное изобразить.
Пораскинув мозгами, они решили создать бенчмарк для тестирования производительности ПК, использовав при этом свой опыт создания дем с рейтрейсингом. Благодаря этому мы можем лицезреть на своей обычной персоналке будущее 3D-графики в реальном времени. Правда, для лицезрения красот именно в реальном времени вам потребуется процессор гигагерца на полтора, а еще лучше — на два и более. А так как это не просто дема, но еще и бенчмарк, то вы сможете не только полюбоваться на красивые 3D-сцены, но еще и получить пользу от этого дела, протестировав свою систему.
Надо отметить, что бенчмарком тестируется общая производительность процессора, памяти и материнской платы. А скорость работы видеоакселератора на результаты не влияет, поскольку, как вы уже наверное поняли, рейтрэйсинг современными 3D-картами не поддерживается.
Теперь немного о настройках: как их включение влияет на fps и что каждая делает.
«Выбор разрешения экрана» — о его влиянии на fps, думаю, рассказывать не надо.
«Тени» (Shadows) — на мощных машинах сильно на fps не влияют, хотя это и есть, собственно, сам рейтрейсинг, то есть просчет пересечений лучей между источниками света и объектами, отбрасывающими тень.
«Отражения» (Reflections) — также не сильно влияют на fps, зато появляются отражения на некоторых объектах. Отсутствие тормозов объясняется тем, что отраженные лучи просчитываются всего лишь один раз.
«Сглаживание» (Anti-aliasing) — как известно, алгоритмы постобработки сильно на fps не влияют, зато убирается лестничный эффект на границах объектов.
«Объемное освещение» (Volume Lights) — вызывает торможение даже на самых крутых тачках, особенно если еще и тени включены. А чего вы хотели, ведь речь идет об имитации объемности освещения за счет того, что каждый источник света представляется не как точечный, а как набор точечных источников (в данном случае их восемь), что позволяет нам лицезреть мечту каждого 3D-мана — мягкие тени.
Наконец, «Глубина резкости» (Depth of Field) — опять же, алгоритм постобработки и на fps практически не влияет, просто за счет этой опции включается наведение резкости изображения в зависимости от расстояния от наблюдателя до объекта.
Разобрались? Тогда посмотрим, что же нам покажет бенчмарк после запуска. Картинку, предупреждающую о том, что идет загрузка, пропустим, сидя смирно и не шевелясь, после чего начнется самое интересное. Первая сцена представляет из себя нечто вроде внутренностей некоего средневекового замка с набором примитивных абстракций. В этой сцене особенно впечатляет объемный огонь, который при включенном объемном освещении кажется чуть ли не фотореалистичным. Далее следует сцена современного городского пейзажа с каким-то киоском в роли мутировавшей остановки метрополитена. Вагон тоже присутствует и даже ездит по виртуальным рельсам. Эта сцена, пожалуй, ничем особенным не впечатлила, за исключением сверхъестественных… тормозов (меньше одного fps) при включенном объемном освещении. Завершает представление сцена с трехмерными зеркальными шариками — не знаю, чем уж тут они хотели нас удивить? Видимо тем, что шарики зеркальные и надраены до блеска.
Налюбовавшись всей этой красотой, перейдем, пожалуй, к делу — ознакомимся с ResultBrowser. Что это за зверь? Это приложение, в котором вы можете посмотреть результаты тестирования и сравнить их с результатами, полученными на других подопытных компьютерах. В окне «браузера» имеются кое-какие закладочки. Во-первых, самая главная — Results, где можно узнать средний, максимальный и минимальный fps. Во-вторых, имеется вкладка Settings, где можно ознакомиться с настройками бенчмарка, при которых производилось тестирование. Вкладка Details показывает дополнительные показатели по отдельным параметрам и спецэффектам. Ну и, наконец, вкладка System, в которой вы сможете узнать основные данные о вашей и сравниваемой системе. Далее идут вкладки импорта, очистки и сохранения базы со сравниваемыми системами. Самой же необычной вещью в ResultBrowser является так называемая TimeLine — небольшая вставочка в окне, где выведен график зависимости fps от времени, снятый при тестировании вашей и сравниваемой системы. Причем с помощью ползунка можно точно узнать fps в любой момент времени.
Все это счастье ищите на www.realstorm.de, там же можно скачать и базу со сравниваемыми системами от создателей теста. Так что тестируйте свою систему красиво и не забывайте камень охлаждать!


Рекомендуем почитать: