Проблема художественного портрета

Как ни крути, но наиболее интересным жанром фотографии для большинства людей остаётся портрет. Люди любят смотреть на людей. Особенно – на себя. Особенно – если изображение... нет, не похоже на них. А похоже на то, как они себя представляют...

Плохое фото – хороший портрет
К сожалению, создание качественного фотопортрета – процесс довольно дорого-стоящий и трудоёмкий. Нужен хороший свет, хороший объектив, помещение (или хотя бы угол), не перегруженный деталями. После съёмки изображенное надо умело обработать: удалить шероховатости, подчеркнуть выигрышные стороны... Короче, мороки много.
Чем хороша художественная обработка – она позволяет выжать очень много из самого неказистого фото. Смаз, передержка или недодержка, чёткие линии светов и теней, морщины, шум матрицы – всё это можно нивелировать или обыграть, превращая изображение в имитацию рисунка.
Сегодня мы поговорим о некоторых простых способах этих превращений и обсудим две достаточно любопытные программы, способные сильно помочь в нашей работе...

Новый цвет
Первая программа – Recolored (www.reco-lored.com). Формально она предназначена для придания цвета древним чёрно-белым фотографиями, однако можно её использовать и иначе.
Для начала превращаем рабочее изображение в чёрно-белое. Делая это, преследуем цель сделать переходы между цветами (градациями серого) как можно контрастнее. При этом крайне желательно убрать с изображения муар или шум. Если для этого придётся размыть изображение (или один из цветовых каналов) – размывайте.
Получившееся чёрно-белое фото сохраните и передайте для обработки в Recolored. Теперь будем работать там.

Как функционирует программа? Очень просто: в палитре цветов выбираем нужную краску (в программе есть большой набор красок-заготовок, распределённых по «темам»: кожа, волосы, глаза, небо, ткани...) и более или менее аккуратно (предельной аккуратности тут не требуется) обводим инструментом «кисть» участок, который в будущем должен окрасится в тона этого цвета. То есть программа сама посчитает, где тон должен быть светлее, а где – темнее заявленного.
Так обводим все фрагменты изображения (особо надо отметить, что глаза и рот надо обводить более тщательно) и нажимаем кнопку «Colorize» (горячая клавиша – «С»). Через некоторое время программа сформирует изображение и создаст новый документ. Его можно (а точнее – нужно) записать для последующего использования в Photoshop в качестве одного из слоёв.
Напоследок надо отметить некоторую особенность программы. Цвета, которыми вы выделяете те или иные фрагменты, она трактует очень вольно: кирпичный может стать нежно розовым, чёрный – зелёным (видимо, среди разработчиков были жители Одессы с Малой Арнаутской улицы), а синий – фиолетовым. Это нормально. Немного тренировок – и у вас всё получится хорошо. Впрочем, даже такая цветовая «идиотия» последующей обработке нашего изображения не сильно мешает.

Я – Рембрандт
Вторая программа – Gertrudis Pro 3.0 (www.gertrudisgraphics.com/gpro.php). С помощью этой утилиты мы можем превращать фотографии в картины, даже не умея рисовать. Как оно работает? Довольно просто.
Сразу после загрузки изображения оно анализируется на предмет расположения «виртуальных мазков». Теперь, выбрав нужный тип краски и вид кисти, мы можем нажать кнопку «автоматического рисования» и увидеть на правой части экрана готовое высокохудожественное изображение.

Что? Вы усомнились в его высокохудожественности? Что ж, тогда придётся поработать руками. Так же выбираем тип краски (пастель, масло, фломастер...), подбираем кисть и...
...самостоятельно начинаем покры-вать мазками девственно-чистую правую часть экрана. Удивительно, но цвет и фактура мазков в целом будет полностью совпадать с оригинальным фотоизображением из левой части экрана. Так, шаг за шагом мы можем «нарисовать» всю картинку. Правда, сделать это будет несколько утомительно – ибо при всей богатой функциональности, Gertrudis Pro 3.0 не может (или может, а просто это я не нашёл. Хотя я очень искал!) масштабировать фото. И стандартное изображение на шесть мегапикселей приходится раскрашивать чуть ли не полчаса при достаточно солидном размере кисточки.

Многослойный шедевр
Заготовки, полученные в любой из вышеперечисленных программ (или в обеих сразу) должны стать цветовой основой нашего рисунка. Основа же графическая готовится самыми разнообразными методами. Я в основном использую такой.
Берём всё то же обрабатываемое изо-бражение и с помощью опции «Calculate...» (Photoshop, разумеется) превращаем его в монохром. При этом стараемся, чтобы ненужные детали были «съедены» однотонной заливкой. Нам важны: причёска, глаза, нос и рот. Остальное – не так существенно.
Полученное чёрно-белое изображение обрабатываем фильтром «Photocopy» в двух вариантах. Первый: Detail – 24, Darkness – от 2 до 7 (смотрите сами, как лучше). Второй – наоборот: Detail – 1-4, Darkness – 50. Варианты раскладываем на разные слои, редактируем, затирая ненужные детали и объединяем в один слой с помощью наиболее удачно подходящего алгоритма (экспериментируйте). Теперь эту готовую графическую основу наложите на цветовые основы – тоже методом слоёв, доработайте различными методами и... можете показывать клиенту.


Рекомендуем почитать: