Photoshop CS3. Бета.

15 декабря 2006 года компания Adobe пошла на беспрецедентный шаг, открыв публичный доступ к «бете» десятой версии одного из самых знаменитых графических пакетов в мире – Photoshop. Дизайнеры бросились смотреть – как оно там? Оказалось, весьма достойно!

Входные данные
Скачать Photoshop CS3 (10.0) Public Beta можно на сайте labs.adobe.com, размер архива – порядка 354 Мбайт (впрочем, проще будет поискать в городских сетях или у друзей). Условия распространения «беты» – двухдневный триал, далее предлагается обменять лицензионный ключ от CS2 на ключ для CS3 Beta (ссылка есть на странице Adobe Labs). Но (открою страшную тайну, ибо речь лишь о «бете») – можно просто переименовать файл application.sif в папке с программой. Кому как нравится.
Пару слов о том, кому всё это вообще нужно (в преддверии комментариев в духе «а я седьмой версией пользуюсь и разницы не вижу!»). Действительно, сам CS3 (и всё что будет сказано о нем ниже) имеет смысл устанавливать тем, кто в вполне освоил инструментарий и логику предыдущих версий программы и теперь хочет большего. Если нет – поверьте, вполне можно остановиться и на той же «семёрке». Соответственно, далее я рассчитываю на подготовленного читателя и на очевидных мелочах заострять внимание не буду.

Установка
Установщик CS3 в корне отличается от слайдшоу с птичками, линзами, перышками в прочих версиях: всё очень просто, если не сказать – строго. Кроме того, разу бросается в глаза новая концепция будущего «цветового» разделения иконок (и «фирменных» цветов) Adobe-приложений поколения CS3 (картинку цветового круга с россыпью будущих иконок всех приложений не привожу, так как чёрно-белый вариант по силе воздействия весьма далёк от цветного оригинала). Photoshop’у досталась синяя иконка с аббревиатуррой «Ps», которая поначалу даже несколько шокирует своей... простотой!
В ходе установки (ОС – Windows XP SP2 либо Vista) предлагается на выбор аж 15 компонентов (Brige, Camera Raw, Device Central, Stock Photos, XMP Panels и т.д.), установка «по полной программе» отъест на винчестере скромные 751 Мбайт (причём, куда бы вы ни устанавливали пакет, солидная часть объёма «осядет» на системном диске – в Common Files и т.д.). Не может не радовать, что все компоненты CS3 без проблем устанавливаются «рядом» с уже живущей версией Photoshop, но одновременно запустить, скажем, CS3 и CS2 не получится.

Главное
Итак, запускаем вожделенный CS3, и... нет, о новых кнопочках-рюшечках-панельках поговорим позже. А сначала – о главном, новом и самом впечатляющем.
С каждой новой версией Photoshop (далее – PS) разработчики всё больше уходят в сторону от концепции «истории» с её неудобной функцией отмены (что-нибудь да потеряется и придётся делать заново), склоняясь к возможности изменить практически любые параметры в любой момент. Вспомните: слои, маски, затем нормальный функционал работы с текстом, «стили» (тени, свечения и т.д.), корректировочные (adjustmet) слои (контраст, кривые, насыщенность и т.д.). Похоже, осталось последнее – фильтры. И что вы думаете? Да, в CS3 этот рубеж взят – фильтры стали редактируемыми, одним словом – умными (smart filters). Отображаются они, как и стили, раскрывающимся списком в панели слоев (см. рисунок 1).

Одно «но»: применить их можно лишь к слоям Smart Object (впервые введены в CS2). Само собой, это не проблема – клик и готово. Для большего удобства в меню «filters» (при активном «нормальном» слое) появляется специальная команда – «convert for smart filters». Примененные к слою фильтры выстраиваются в палитре слоев стопочкой, порядок выполнения – снизу-вверх. Соответственно, при редактировании нижележащих слоев картинка показывается лишь с текущим эффектом (о чём сразу выдается предупреждение), и лишь после внесения изменений выполняется полный «перерасчёт» слоя. Ложка дегтя – с фильтрами сторонних производителей данная фишка не работает.
Вторая конфетка касается работы с выделениями. И не случайно: по вопросу «вырезания» кого/чего-либо из картинок средствами PS написано просто рекордное количество руководств! Для облегчения этого рутинного процесса в CS3 предлагается инструмент Quick Select tool (практически «magic wand»-киллер), достойно и умело «схватывающий» формы. В сложных ситуациях полагаться на него как на панацею конечно не приходится, зато в остальных – вполне, особенно вкупе с ручной «доводкой». Но это ещё не всё! Края готового выделения теперь можно быстро обработать при помощи окошка Refine Edges. Штука – яснее некуда: лёгким движением руки управляем шириной границы, размытием, и т.д., меняем фон для наилучшего восприятия результата трудов своих (см. рисунок 2). Само собой, всё это было достижимо и раньше, но куда большими усилиями!

В-третьих, меня всерьёз зацепила способность CS3 (обеспеченная некими «новыми технологиями анализа краёв для выравнивания слоёв») создавать панорамы. Действовать надо так: загружаем, скажем, три фотографии (составляющие панорамы) в отдельные слои, выделяем их все и выполняем команду Edit->Auto-Align Layers. Порядок слоёв вообще не важен – CS3 проанализирует их и разложит точно друг за (над, под) другом. Для начала рекомендую режим Auto (скорее всего, он сам выберет для вас режим Perspective) – при этом слои будут искажены с учётом перспективы (т.е. центральный кадр – поменьше, боковые – побольше). Другой вариант, Cylindrical, даст в итоге такую же картинку, как если бы вы просто клеили «плоскую» панораму в PS руками (тоже красиво, но чуть менее зрелищно). После этого (слои всё так же выделены) выполняем команду Edit->Auto-Blend Layers. Она выявляет лучший способ совместить несколько изображений в одно путём присвоения масок каждому слою. Стыкуются маски идеально, иногда остаётся лишь сделать пару мазков кистью или штампом. На примере (см. рисунок 3) – панорама славного града Суздаля из 3-х кадров.
В-четвёртых, PS наконец-то заимел (на смену печально известному Desaturate) нормальный инструмент для управляемого перевода изображений в чёрно-белый режим. Ведь такая возможность была уже в Picasa! Новое окошко так и зовется – Black and White, находится в разделе меню Аdjustment (соответственно, команда доступна и качестве корректирующего слоя). «Покрутить» можно как RGB каналы, так и данные CMY.
В-пятых – знайте: Image Ready больше нет. Как появился он неожиданно вместе с очередным PS (дай бог памяти – 5.5?), так неожиданно и исчез. Эволюция! Все функции IR теперь зашиты в сам CS3, так что ностальгирующим рекомендуется не стирать IR CS2 до поры до времени.

Второстепенное
Здесь я постараюсь бегло осветить те доработки, о которых просто нельзя не упомянуть.
Серьёзно переработан инструмент «Кривые» (Curves) – добавлена гистограмма, гибкие настройки, отображаются изменения на каждом канале. Привычный Brightness/Contrast теперь работает несколько иначе (на мой взгляд, гораздо лучше). А в ностальгических целях предусмотрена галочка «Legacy». Коллекция Blend-режимов пополнилась ещё двумя видами: Lighter Color и Darker Color. Старая добрая пипетка (Eyedropper) оснащена крупнокалиберными «радиусами»: 11×11, 31×31, 51×51 и 101×101 пиксель. Инструмент Clone Stamp обзавелся несколькими новыми опциями.
Отдельное внимание стоит уделять пакету Сamera Raw 4, вобравшему в себя многие продвинутые фишки из профессионального пакета для фотографов – Adobe Lightroom. Особо приятный момент – открывать в Сamera Raw можно теперь даже jpg-файлы, нужно лишь поставить соответствующую галочку в Preferences->File Handling. Правда, после этого каждый раз, открывая jpg в PS, придётся «прогонять» его сквозь CR. Не забывайте и о том, что даже с разрешением экрана 1024×768 делать в Сamera Raw нечего – окно не влезет в экран!
И наконец, усовершенствованию подвергся фильтр Vanishing Point (дебютировавший в CS2). В двух словах: этот серьёзный инструмент позволяет создавать хитроумное выделение, сразу направленное в перспективу.

Прочее
А теперь – рюшечки! Итак, в CS3 действительно появились новые панельки. Привычная двухколоночная Tools-панель теперь легко разворачивается в одну колонку (как, например, в Corel’e и многих других пакетах). Прочие панельки можно использовать как в классическом виде (так что бояться «переучивания» не нужно), так и сворачивать в иконки. Последние можно группировать как угодно, изменяя габариты по вкусу. Любая панель открывается в один клик по её иконке, затем (при щелчке на другой иконке, например) – сворачивается. Для удобства имеет смысл оставить часть панелек как раньше, постоянно на экране, а прочие – свернуть. Действительно удобно – рабочее пространство используется по полной, да и сохранить варианты «раскладок» по-прежнему можно в Workspaces. Кстати, в «бете» эти панельки ещё немного подглючивают иногда, особенно при смене режима экрана (что по кнопке «F»).
Некоторым изменениям подверглись диалоговые окна. Например, Preferences обзавелась меню в левой колонке (дань моде, не иначе), окошки сохранений стали побольше (и размерами, и функционально). Окно «Save for web» выросло в «Save for web&devices», где под «девайсами» понимаются мобильные телефоны и т.д. Зачем это надо – думаю, понятно всем. Просмотреть контент на экране устройства можно из окна «Save for...»-> Device Central. В «бете» предложено шесть безликих телефонов, установить новые модели можно будет с помощью *.adpp-файлов (device profile package). Вообще, за все «мобильные операции» отвечает прилагаемый пакет Device Central, но о нём как-нибудь в другой раз.
Следующий сногсшибательный компонент – файловый менеджер Adobe Bridge CS3. О нём надо, как минимум, писать отдельную статью, потому что умеет он очень и очень многое, полон настроек и отлично выглядит. Никакие ACDSee с ним не нужны! Например, такая маленькая деталь: при просмотре фотографий, информация о диафрагме и выдержке кадра выводится в виде, приближенном к LCD-дисплею нормального ЦФК. Чарует! Одно «но»: желательно наличие не менее 512 Мбайт оперативной памяти и процессора уровня P4 или Core.
Заключительное «па» – скорость работы. CS3 работает быстрее CS2 – это факт. Говорят, что даже шустрее CS – вполне верю, хотя не проверял. Заметно шустрее стали кисти и фильтры, уменьшилось время загрузки.

Эпилог
Возможно, монолог получился несколько шире, чем планировалось, но сказать я хотел лишь одно. Photoshop CS3, если он будет как минимум не хуже своей «беты», – замечательный во всех отношениях продукт. Всё при нём, и даже набившая оскомину «Vista ready». Выход Adobe Photoshop CS3 намечен на весну 2007 года. Цена ещё неизвестна (кому любопытно), но за лицензию CS2 на Софткее на данный момент просят 825,70 у.е. (~25 000 руб.).


Рекомендуем почитать: