Пережать всё!

До боли знакомая многим из вас ситуация: случайно вам в руки попадает DVD с хорошим фильмом, времени на всё про всё – в обрез, а DVD-болванки, как назло, нет. Переписывать фильм на винчестер? Но место на винчестере – не резиновое... Как быть? Только сжимать фильм. Но делать это следует, конечно, с умом.

Приступим
Кодировать в AVI будем бесплатной программой Gordian Knot v.0.28.8 (далее – GK). На сайте разработчика можно найти и более свежую версию, но последние релизы имеют чересчур перегруженный интерфейс, а выполняют абсолютно то же самое.
GK – это даже не программа, а оболочка, в которой объединён целый комплекс программ, так или иначе предназначенных для получения на выходе правильного AVI‑файла.

Допустим, у нас на жёстком диске уже имеются VOB-файлы, из которых, как известно, и состоит фильм в формате DVD. Можно, конечно, их оставить как есть, прямо на DVD-диске, но учтите, что на машинах с не особо мощными процессорами кодирование фильма средней продолжительности может занять от 2 до 5 часов. Подумайте, стоит ли подвергать свой привод таким нагрузкам. Ведь ему всё это время придётся безостановочно крутить диск. Поэтому перепишем файлы на винчестер (папка с файлами не должна содержать в своём названии русских букв). Далее запускаем GK. Видим главное окно программы с несколькими закладками в верхней части. Если запуск происходит впервые, то имеет смысл сразу же перейти на вкладку «Options» и выбрать русский язык интерфейса. Теперь можно приступать...

Создание проекта
На вкладке «Риппинг» мы видим только одну кнопку с надписью «DVD2AVI». Смело жмём, и перед нами – окно программы, которая поможет создать d2v-проект, понятный GK. Нажимаем «File – Open» и показываем, где у нас лежит первый VOB-файл, подлежащий кодированию. Обычно имя первого файла – что-то вроде «VTS_01_1.VOB». Конечно, файлы фильма могут и не идти с самого начала, но первый файл с данными – всегда «…_1.VOB». Ищите самую большую по размеру цепочку VOB-ов – не ошибётесь. После выбора первого файла остальные подхватятся автоматически. В окне с выбранными файлами жмём «ОК», и DVD2AVI показывает нам своё готовое к работе окно, изменившее размер в соответствии с реальным разрешением кадра. Нажимаем «F5». Начинается ускоренный просмотр фильма без звука.

Самая важная для нас информация содержится в появившемся справа окошке «Information». Нам с вами интересны пункты «Video Type» и «Frame Type». Как известно, фильмы на DVD бывают записаны в форматах стандартов PAL или NTSC. Если «Video Type» – FILM, и «Frame Type» – бегут проценты, либо «Video Type» – NTSC, и «Frame Type» – INTERLACED, то это значит, что мы можем немного улучшить битрейт будущего AVI-файла, исключив из обработки лишние дублирующие кадры. Для этого идём на вкладку «Video», выбираем «Field Operation» – и ставим в нём «Forced Film». Во всех остальных случаях, в том числе и при «Video Type» – PAL, «Field Operation» выставляем «None». Далее двигаемся на вкладку «Audio» и выбираем «Output Method» – «Demux All Tracks». Это нужно для извлечения всех содержащихся в VOB‑файле аудиодорожек в отдельные файлы. Основные шаги для приготовления d2v-проекта сделаны. Жмём «F4», указываем путь, куда всё сложить (можно по умолчанию – в ту же папку с VOB-ами), и ждём какое-то время. По окончании создания проекта DVD2AVI можно закрыть – до следующего фильма он нам не понадобится.

Основные установки
Смотрим на окно GK и переходим на вкладку «Битрейт». Идём слева направо. «Аудио А» – задаём битрейт 128 Кбит/с (достаточно для большинства фильмов), «Интерливинг & Перерасход» – ставим галочку на «Подсчитать превышение размера» и отмечаем «1x ac3/cbr mp3». Далее выбираем, чему равен 1 CD (оптимально – 695 Мбайт), а для задания конечного размера жмём на нужную кнопку: «0.5 CD» – для фильмов продолжительностью не более 50 минут, «1 CD» – если фильм длится от 50 до 100 минут, и «2 CD» – для всех фильмов дольше 100 минут. Небольшие пояснения. Потоков звука в AVI-файл можно внедрить и два; если это требуется – необходимо отметить также «Аудио B». Битрейт не обязательно должен быть 128 Кбит/с; но слишком сильно занижать, равно как и завышать – не имеет смысла: потеряется насыщенность звука (мы же всё-таки не занимаемся DVD-авторингом, а всего лишь делаем простую «авишку»). Чем выше битрейт звука, тем меньше места останется на видеоданные (если мы, конечно, хотим уложиться в размер). Также выбираем кодек, которым будет сжат наш фильм. Я рекомендую использовать DivX 5.0.5 – он «проверен в бою» и выдаёт наиболее оптимальную картинку. Отмечаем «DivX». Со звуком, размером и кодеком итогового файла разобрались; пришло время поколдовать с итоговыми размерами кадра и файла.

Подгонка в размер
Переходим на вкладку «Разрешение» и нажимаем в левом нижнем углу кнопку «Открыть». Выбираем наш ранее сохраненный проект (формат .d2v) – и видим превью-окно. Сразу же нажимаем в нём «Смотреть» и отмечаем пункты «С изменением размеров» и «Поверх окон». Первое – поможет наглядно представить размер конечного кадра, второе – не позволит превью-окну потеряться за другими открытыми окнами. Начинаем работу над качеством изображения. Для начала обрежем чёрные поля со всех сторон кадра, которые присутствуют практически у каждого DVD-фильма. Выбираем «Урезать – Попиксельно» и начинаем удалять лишнее со всех четырёх сторон. После этого смотрим на число в окне «Бит/(Пиксель*Кадр)». В идеале там должно быть 0.200. Но чуть-чуть больше или меньше – простительно, лишь бы фон окошка не был жёлтым. Если файл слишком большой, но нам необходимо вписаться в размер 695 Мбайт, то переводим делители ширины и высоты кадра на 16 и 8 пикселей соответственно и начинаем двигать ползунок до достижения оптимального размера кадра. Далее смотрим на «Ошибку пропорций». Наверняка там не 0.0%. Для достижения правильных пропорций отображаемых в кадре объектов начинаем понемногу подрезать кадр слева и справа – особой нагрузки эти обрезаемые пиксели не несут, и их отсутствие не сильно скажется на художественной ценности фильма. Можно и сверху‑снизу немного откромсать, никто не заметит.

Главное – пропорции соблюсти.
Чтобы повысить битрейт выходного файла, можно применить ещё один очень хитрый ход. Скажите, вы читаете титры после фильма? Нет? Иногда? Тогда, чтобы эта бегущая дорожка из множества мелких букв не пожирала ценный объём AVI-файла, делаем следующее. В окне превью с помощью ползунка и кнопок перемещения по файлу находим начало финальных титров и нажимаем одноименную кнопку. Тем самым мы задаём метку, начиная с которой титры будут кодироваться с очень низким битрейтом, и, как следствие, займут очень мало места. Это позволит выиграть дополнительные мегабайты.
Не забудьте покрутить фильм взад-вперёд в окне превью – если на некоторых кадрах будет хорошо видна так называемая «гребёнка», то видеоматериал нуждается в деинтерлейсинге, и чуть позже необходимо будет указать применение фильтра, эту самую «гребёнку» удаляющего.

Наконец-то мы почти покончили с приготовлениями к непосредственному кодированию.
Последние приготовления
Открываем окно сохранения фрейм-сервера. Если определяли начало титров – ставим «Отрезать – Оба. Кодировать титры отдельно». В противном случае ничего не трогаем, сразу жмём «Сохранить и кодировать». Если на превью была «гребёнка» в кадре – отмечаем «Устранить чересстрочность без смешивания» и уже потом сохраняем. Показываем, куда записать наш самый важный файл, в котором хранятся все установки. Если было отмечено «Начало титров» – сохраняем два фрейм-сервера, на фильм и на титры. После их сохранения перед нами возникает «Панель контроля кодирования DivX» Идём на вкладку «DivX 5», по очереди нажимаем кнопки «1-й проход», «ОК», «N-й проход», «ОК»; если были отмечены титры – то жмём «Титры», «ОК». Теперь нужно определить, какую звуковую дорожку мы будем прикреплять к нашему файлу. Вспоминаем, куда DVD2AVI сохранял свой проект, и начинаем прослушивание извлечённых из VOB-ов аудиотреков. С воспроизведением проблем возникнуть не должно, LightAlloy 4 отлично играет AC3 (конечно, при установленном в системе AC3 Filter). Определившись с нужным звуком, снова обращаемся к «Панели контроля», но на этот раз – к вкладке «Аудио 1». Нажимаем «Выбор», показываем нужный AC3-файл и выбираем «MP3, свои параметры». Для кодирования в MP3 лучше и быстрее использовать кодек Lame, поэтому в строке конфигурации «Lame» пишем следующее:
— h --cbr -b128 --resample 44.1
Здесь «cbr» – это постоянный битрейт аудио, который избавит нас от лишних проблем с рассинхронизацией звука и изображения, «b128» – битрейт аудиопотока, а «resample 44.1» – изменение частоты дискретизации звука до 44100 Гц. Внимательнее с количеством дефисов перед параметрами – это важно! Всё; осталось только перейти обратно на вкладку «DivX 5» и нажать кнопку «Добавить задание в очередь». Процесс пошёл!

В производстве
Первым обработку начинает идущий в комплекте «BeSweet». Он сделает нам правильный MP3-звук нашего фильма, исходя из тех параметров, что мы ему дали. Немного погодя окно «BeSweet» закроется, и далее процесс подхватит «Virtual Dub Mod». Именно на его плечи ляжет основная работа по преобразованию видеоформата. Если было отмечено начало финальных титров, то сначала будут закодированы именно они. Исходя из получившегося размера будет скорректирован битрейт основного фильма – и (наконец-то!) начнётся основной процесс. Помните, мы нажимали кнопки первого и N‑го проходов? Это неспроста. Двухпроходное кодирование является обязательным условием для получения качественного DivX‑видео.

При первом проходе будет собрана детальная статистика по каждому кадру нашего фильма, которая будет использоваться при непосредственной обработке на втором проходе. Скорость кодирования целиком и полностью зависит от производительности центрального процессора; а так как DivX отлично работает с многопроцессорными системами, то владельцы двухъядерных «камушков» будут приятно удивлены скоростью обработки. После второго прохода Virtual Dub Mod приклеит к файлу фильма титры, наложит звук и сохранит правильно сжатый AVI-файл на вашем винчестере.

За кадром
Мы разобрали только основной процесс кодирования, и остались нерассмотренными многие нюансы: резка итогового файла, точная синхронизация звука и видео, извлечение и обработка субтитров, различные настройки при применении разных кодеков… Gordian Knot – это мощнейший инструмент, с помощью которого можно создать практически идеальный AVI-файл. Поэтому предлагаю вам не только вызубрить инструкцию из основных пунктов, но и самим разобраться в тонкостях работы и дополнительных функциях GK. Ведь сделать всё самому – гораздо интереснее, чем тыкать кнопки строго по указке. Удачи в правильном сжатии видео!


Рекомендуем почитать: