Понятный каждому, полезный всем

Если вы думаете, что фотограф получает удовольствие, изучая кипы литературы, пытаясь понять влияние диафрагмы на глубину резкости и копаясь в RAW-конвертерах – вы ошибаетесь. Настоящий фотограф был бы безмерно счастлив, если бы на фотоаппарате была лишь одна-единственная кнопка, на которой аршинными буквами было написано: «Снять шедевр»...

Лишние хлопоты
К сожалению, эта мечта практически неосуществима. Хотя появление фотоаппаратов с одной-единственной кнопкой таки фактически произошло, написано на ней отнюдь не «снять шедевр», а нечто совсем противоположное по смыслу. Всё-таки создание чего-то стоящего остаётся довольно осмысленным процессом, доверить который даже самой изощрённой электронике пока нельзя. Единственное, что радует, – это продолжающееся взаимопроникновение культуры «профи» и требований к простоте и удобству со стороны «воинствующих любителей». Даже самая навороченная техника становится с каждым годом всё дружелюбнее и уже не требует от творца полнейшей самоотдачи в самых мелких мелочах...

Очевидное и вероятное
И в этом, в удобстве пользования, – безусловное конкурентное преимущество. Ибо рынок, будем говорить честно, переполнен. Современные фотоаппараты мало отличаются друг от друга функционально и качественно (имеется в виду – фотоаппараты одной ценовой категории), а программы для обработки изображений содержат примерно один набор инструментов редактирования.
Новая Nikon Capture NX 1.1 – ярчайший пример утилиты, мало чем удивляющей по возможностям (хотя приятные нюансы, конечно, есть), но демонстрирующая выдающиеся результаты с точки зрения удобства и простоты пользования. Практически идеальный интерфейс, более чем достойный функционал и приятная во всех отношениях поддержка форматов: популярного JPG и полновесного TIFF (в добавок к фирменному NEF) – дающая возможность пользоваться новинкой не только владельцам фототехники Nikon.

Простые сложности
После похоронного интерфейса Adobe Lightroom кремовые менюшки Nikon Capture NX воспринимаются как домашний халат после кирзачей и униформы. Всё расположено так аккуратно, всё продумано так здорово, что не сразу понимаешь, что иконок, табличек, слайдеров, радиокнопок, позиций для выбора тут много. Очень много. До чёртиков много... Но запутаться в программе всё-таки не удастся. Всё дело в очень грамотной концепции.
В Capture NX существуют инструменты трёх видов: общие, сегментные и точечные. Все они делают примерно одно и то же (цветокоррекция картинки), но их механизмы сильно отличаются.
К примеру, такая простая вещь, как изменение экспозиции. Capture NX позволяет исправить её с помощью банальных кривых, с помощью выделения трёх точек, а также изменить соотношение светов и теней на каком-то определённом участке фотографии.

Причём все три вышеупомянутые возможности поданы с большим вкусом и удобством. Так, те же банальные кривые можно изменять по всем трём шкалам пространства RGB, можно – по любому из трёх каналов. А ещё можно: выделять для просмотра и анализа любую часть гистограммы, одним движением отсекать ненужные «света» и «тени», повышать и понижать «ключ» изображения.
Однако квинтэссенция Capture NX – это, конечно, редактирование с помощью точек. Как и в любой подобной программе, сначала мы ставим три точки на изображении: самая значимая тёмная часть (тени), самая светлая часть (света) и нейтральная точка (баланс белого). А потом... рядом с точками вырастают «рожки»: несколько полосочек, которые мы можем таскать влево-вправо, изменяя параметры. Всё очень удобно и чрезвычайно наглядно.
По этому же принципу «точек с рожками» работают и прочие опции: цветокоррекция, удаление «красных глаз», локальное изменение цвета и света. Все изменения скрупулёзно складываются в «исторический» лог программы, так что Capture NX позволяет вернуться к любому шагу редактирования, причём – без необходимости отменять предыдущие манипуляции.
Из необычных, превышающих стандартные функции подобного сорта программ инструментов Capture NX хочется отметить довольно развитую систему выделения части рисунка для последующих её изменений и зачатки концепции слоёв – некоторые спецэффекты можно накладывать «поверх» готового изображения, смешивая их с ним в различных пропорциях и по различным алгоритмам.

Беззаботный шедевр
В целом, работа в Nikon Capture NX доставляет огромное удовольствие. Всё настолько удобно и правильно, что думать над технической стороной вопроса практически не приходится. Можно полностью отдать себя анализу изображения и творческому поиску. А потом нажать пару кнопок и – выйдет...
...конечно же, шедевр.


Рекомендуем почитать: