Музыка от Ogg Vorbis

Летом 2000 года появилась скромная «бета» формата аудиокомпреcсии Ogg Vorbis, претендующая, ни много ни мало, на роль «заменителя всех старых форматов аудиосжатия». Казалось бы, ну что тут такого? В нашу эпоху царствования mp3 я частенько слышал от знакомых то об одном, то о другом новом аудиоформате, у которого звук «не такой искусственный», но размер файла больше, чем у аналогичного в формате MP3. Видимо, в конечном счете размер и являлся «тормозом» — ни о каком сколько-нибудь серьезном распространении альтернативных форматов я так и не слышал. Пока не появился Ogg…

Ogg Vorbis является лишь частью мультимедиа-проекта OggSquish компании Xiphophorus (названной в честь аквариумной рыбки «Xiphophorus helleri»). Проект призван создать абсолютно открытую мультимедиа-систему будущего, которая полностью (!) заменит собой популярные аудио- и видеоформаты. На сегодняшний день компания еще ничего не представила в области видео, но, наконец-то, завершила основные работы над аудиоформатом Ogg Vorbis. Он, как и все будущие продукты компании, полностью открыт и бесплатен, как для пользователей, так и для разработчиков, исключая случаи использования программных продуктов Xiphophorus в коммерческих целях. Таким образом, производители программных и аппаратных плееров не должны платить за лицензию, как в случае с mp3, а вся документация и исходные коды (!) доступны для скачивания и использования в полном объеме! Выстоят ли аппаратные mp3-плееры­ борьбу с грядущими OGG-плеерами — вопрос интересный, однако сегодня речь о другом.
Технические характеристики формата выглядят отменно. Поддерживается частота дискретизации вплоть до 48 кГц (против распространенных 44 кГц), битрейт можно установить от 8 до 512 Кбит/с на канал, количество каналов — до 255! Битрейт, вообще-то, рекомендуется использовать переменный (VBR). Далее, поддерживается стриминг (пакетная передача посредством сетей с поддержкой контрольных сумм CRC и ECC), платформы Unix/Linux, Windows, Macintosh, BeOS, OS/2. При кодировании Ogg Vorbis использует математическую психоакустическую модель «сжатия с потерями», отличную от МР3. Если честно, лично я музыкальным слухом не обладаю и с не чувствую разницы в звучании (может быть, дело тут еще и слабой аудиосистеме), однако знакомые и обозреватели в один голос утверждают, что формат Ogg обладает высоким качеством звука. Мол, звук получается живым, мягким и гладким, а mp3 в сравнении с Ogg звучит слишком искусственно и холодно.
Теперь о том, как все это выглядит на практике. Для получения *.ogg — файла необходимо пережать исходный *.wav или *.mp3 файл при помощи кодека или плагина, например, для Winamp'a. Кстати, уже в Winamp v.2.80 встроена поддержка Ogg. Если же у вас более старая версия, плагин придется скачать (все ссылки в конце статьи). При этом практически все современные программы для работы со звуком (грабберы, программы для записи CD, плееры)­ поддерживают формат Ogg Vorbis. В их число входят CDex, Easy CD-DA Extractor, FreeAMP, SoundForge, Sonique и многие другие. При использовании плагина для Winamp'a его следует выбрать в списке «Output plugins», установить верхний и нижний предел битрейта или просто положиться на автоматику. Все! Выбираем песню, включаем и… ничего не слышим, поскольку вывод осуществляется через кодер в файл. В случае обычного кодирования — не через Winamp — достаточно просто перетащить нужный файл на окошко с симпатичным карасем, не забыв его предварительно настроить. На практике оказалось, что скорость кодирования в Ogg Vorbis ничуть не больше скорости кодирования звука в MP3, однако в таком деле, думаю, скоростью можно и пожертвовать. Полученный *.ogg-файл с помощью того же Winamp'a дополняется тэгами (опять же более удобными по сравнению с ID2 и ID3), причем русские буквы сохраняются в кодировке UTF-8, следовательно, при переносе файлов в другую ОС никаких проблем не будет.
При анализе полученных ogg-файлов на спектрограммах заметно, что картинка практически идентична оригиналу, слегка «завалены» лишь частоты выше 18 кГц. Отличный результат (учитывая тот факт, что акустика посредственного качества вообще часто заваливает частоты выше 15 кГц)! При использовании битрейта 128 кбит/с ценители могут придраться к звучанию, скажем, шума прибоя. Однако применение 256 кбит/с, если верить профессионалам, позволяет получить аудио отличного качества, которое и на Hi-Fi акустике послушать не грех. Помимо качества, Ogg может похвастаться не менее важным для пользователей свойством — меньшим размером файла! Даже кодирование в MP3 с применением VBR не позволяет получить подобные результаты. Не верите? Проверьте… Лично я теперь вообще не понимаю, почему MP3 до сих пор не накрылся медным тазом — Ogg уделал его по всем статьям!
Из всего вышесказанного, думаю, вывод можно сделать только один. Мир больше не будет прежним, а mp3 окажется на свалке истории. Можно даже помечтать о дешевых Ogg-плеерах (раз отчисления правообладателю формата не взимаются) и скорой кончине DivX от руки очередного могучего детища Ogg. И уж не знаю как вы, а я теперь при копировании музыки с AudioCD предпочитаю Ogg Vorbis, чего всем и желаю.

Ссылки:
www.xiph.org/ogg — официальный сайт проек­та Ogg.
www.vorbis.com — официальный сайт формата Ogg Vorbis.
www.vorbis.com/download.psp — кодеки Ogg vorbis.
Плагины для Winamp'а:
unreal.com.ua/files/ogg4winamp.zip
www.winamp.com/components/download_component.jhtml


Рекомендуем почитать: