Физика на CD

Кто вы, уважаемый читатель? Я не знаю ни имени вашего, ни возраста. Но одно могу предположить с большой степенью вероятности: раз вы читаете сейчас газету о компьютерах, в извечной войне гуманитариев и технарей вы, скорее всего, последний. А это значит, что перед вами, вероятно, вставала когда-то, встает или будет вставать проблема сдачи физики. И, возможно, в вашу голову приходила мысль совместить процесс подготовки с основным вашим времяпрепровождением, то есть сидением за компьютером.
Пытаясь смоделировать эту ситуацию, я решила познакомиться с двумя компакт-дисками: «Курс физики XXI века (базовый)» Л.Я. Боревского и «1С: Репетитор. Физика 1,5».

Установка и иже с ней
Требования к компьютеру у подобных продуктов традиционно скромны и сводятся в данном случае к следующему: процессор от 486-го и «Винда» от 3.x сгодятся для Боревского, «Пенек» и Win95 — для продукта «1С». Для большего удовольствия рекомендуется иметь звуковую карту и мышь.


Установка курса Боревского преподнесла небольшой сюрприз: все двадцать с лишним частей курса установились в виде отдельных программ. Что же это получается: прорабатывая, скажем, электричество, я не могу заглянуть в механику? Позже, однако, выяснилось, что могу: для этой цели служит еще одна программа — «Диспетчер курса».
А умница «1С-ка» предложила выбрать вариант установки, от которого зависела частота обращения к компакт-диску и, соответственно, занятое место на винчестере.

Первые впечатления
После вежливого приветствия Боревский посоветовал убрать с экрана Панель задач (якобы она меня будет отвлекать) и сразу огорошил предложением: «Реши задачу 17.19». Номер меня не насторожил (а надо бы!), и я храбро щелкнула по кнопке «Начать решение задачи».
Только сейчас мне дали ее прочитать, при этом в углу экрана коварно тикал таймер. Суть решения, похоже, сводилась к тому, чтобы из предлагаемых пунктов (среди которых встречались этапы решения задачи и разделы курса) выбирать нужные. Вспоминая формулу, я попыталась поставить задачу на паузу, щелкнув по «Стоп». Ничего подобного: таймер продолжал тикать, а программа очень удивилась моему решению прервать задачу. Выслушав и прочитав несколько нелестных комментариев, я закрыла-таки задачу и только тогда удосужилась сделать то, что полагалось бы сделать в первую очередь — почитать справку. После этого все более-менее встало на свои места, а еще одна задача, просмотренная в режиме автопилота, дала представление о методике решения а-ля Боревский.
Классический интерфейс продукта 1С (раскрытая книжечка с гиперссылками, из-под которой выглядывают калькулятор, справочные таблицы и т.п.) никаких недоразумений не вызвал. Единственное, что стои­ло бы запомнить — какую форму принимает мышиный курсор на каждом виде гиперссылок (они, например, могут указывать на фильм, анимированную картинку, интерактивную модель).

Углубляясь в методику
Методика Боревского, очевидно, изначально ориентирована на натаскивание абитуриентов по части решения задач для поступления в технические вузы. Приспособиться к ней довольно-таки легко, если знать, что под названием этапа типа «Закон электромагнитной индукции» скрывается написание соответствующей формулы, и если не задавать себе таких вопросов как: «А обязательно ли проверять размерность ответа перед получением числового результата?»
Серьезный недочет выявился при использовании так называемого «формульного калькулятора»: сомножители одночлена можно вводить абсолютно в любом порядке. Предположим, я знаю, что в формуле для кинетической энергии есть v в квадрате, знак деления, m, и двойка. При этом я понятия не имею, где стоит m: в числителе или знаменателе, а также делить надо на двойку или умножать. И ничего: программа скушает­ мое творение и не поперхнется.
Решив задачку, мы получаем возможность еще раз «перемыть ей косточки», пробежавшись лишний раз по выкладкам, почитав комментарии, сноски и дополнительный материал. В любой момент можно просмотреть анимационную модель задачи, чтобы наглядней представить себе происходящие процессы. Уровень задач и объяснений к ним для школы далеко не шуточный. В общем, с программой можно было бы тихо и мирно (даже не без пользы) сосуществовать. Если бы не одно «но»: сосуществовать-то не для чего. В каждом разделе доступна только одна задача из 19-ти. Будем называть вещи своими именами: фактически это демо-версия. Автор постоянно напоминает, что для полноценной подготовки необходимо приобрести коробочную версию с печатным учебником. Поверим автору…
Про продукт «1С» особо плохого ничего сказать не могу. Вылизанная классика. Объем и уровень материала, по моим представлениям, несколько зашкаливает за школьный, но кто его знает, чему сейчас учат во всевозможных гимназиях и лицеях.

Попытка сравнения
Нет, я не буду сравнивать программы между собой: у них изначально разные задачи. «1С: Репетитор» — мультимедийный теоретический курс. Встречающиеся в нем задачки и тесты погоды отнюдь не делают. «Боревский» — курс решения задач, и с нулем в голове за него не сядешь. Пожалуй, стоит сравнить качество обучения при использовании компакт-дисков и классической работе с учебником, а то и с репетитором. Но авторы сами признают, что реальную проработку материала по книге, с карандашом в руках, никакие гляделочки в монитор не заменят. Компакты предназначены не для изучения теории, а для повторения и обобщения материала.
Впрочем, репетитор и дороже на порядок. Красочные мультики на экране намного веселее скучных иллюстраций в учебнике. И никто не отнимет у обучающих программ их последнего решающего преиму­щества: ими так удобно прикрыть окошко с любимой игрой при звуке открывающейся двери в комнату: «Ну что ты, мам! Я к физике готовлюсь…»


Рекомендуем почитать: