DivX 5.0: пора зрелости

Компания DivX Networks, Inc. была основана лишь недавно, но уже начала приносить свои плоды. Бывшие пионеры компании, Джером Рота (Jerome Rota) и Дарриус Томпсон (Darruis Thompson), изучили опыт развития теперь уже устаревшего кодека Microsoft MPEG-4, наняли маркетолога и еще шесть человек персонала. А персоналу нужно платить.

Новое поколение кодека DivX 5.0 доступно для скачивания на DivX.com. Но свободна к использованию лишь стандартная версия. За профессиональную, со многими новыми возможностями, придется заплатить $30. Для тех же, кто жить не может без этой программы, а денег жалко, была разработана еще одна версия программы, с баннерной рекламой. Но, несмотря на эту ситуацию, неоднозначно принятую пользователями, можно твердо сказать: команда DivX Networks разработала кодек, сжимающий DVD-фильм в одиннадцать раз почти без потери качества, что делает DivX5.0 идеальным средством для передачи видео- и аудиоданных через Интернет. Отметим также совместимость с MPEG-4. Итак, если фильм не длиннее 100 минут и у вас есть диск на 700 Мбайт, вы сможете записать одно на другое с довольно высоким качеством.

20080704_divx_codec_pro.jpg

Новые возможности
Новый кодек соответствует API Video-for-Windows (стандарт VFW), поэтому его легко можно вызывать из различных программ по редактированию видео вроде Pinnacle Studio или Adobe Premiere. Кодек можно использовать в паре с популярными программами по конвертированию, например, Flask XMPEG или VirtualDub. Теперь давайте сравним функциональность версии Pro со стандартной.
По сравнению с предыдущей версией 4.xx здесь появились четверти пикселей (QP, quarter pixels), общая компенсация движения (global motion compensation, GMC) и двунаправленное кодирование (bidirectional encoding, BD).
В видеопотоке старого формата DivX 4 можно было выделить I-кадры (Intra) и P-кадры (предсказанные). I-кадр представлял собой одну картинку из видеопотока, сжатую алгоритмом типа JPEG, то есть изображение передавалось целиком. Если бы каждый кадр фильма пришлось сжимать таким образом, мы бы никогда не достигли такой высокой степени сжатия. Поэтому в потоке используются P-кадры. Принцип их использования легче всего объяснить на примере: представьте себе программу новостей и диктора в ней. В течение программы фон за диктором, по большей части, остается неизменным. Поэтому мы можем отбросить ненужный фон и описывать только изменения, происходящие в избранных участках изображения. Для этого следует поделить изображение на отдельные блоки. Временные изменения блоков будут кодироваться в P-кадре.
В DivX 5 добавляются B-кадры (двунаправленные). Давайте для примера рассмотрим прогноз погоды. Вначале метеоролог работает на фоне с первой половиной карты. Потом он переходит на другую сторону экрана. Те части карты, что были скрыты за его спиной, теперь появляются на экране. Если использовать обычное предсказывание, то кодек столкнется с проблемой: смещенные блоки (то есть метеоролог) могут быть заданы P-кадром, но что же делать с внезапно появившимся фоном (картой погоды)? Кодек DivX 5 отличается в этом случае большим интеллектом и проверяет “будущий” видеопоток. Сейчас кодек использует прямое и обратное предсказание для сцены и создает B-кадры. Они могут существенно увеличить степень сжатия, однако эффективность B-кадров наблюдается лишь в сценах, подобных описанной выше.
Общая компенсация движения (GMC) помогает при увеличении (“наезде” камеры) и при панорамировании (повороте камеры), если объект сохраняет свою статичность и меняется лишь в размере или местоположении на картинке. Включение GMC разумно при кодировании фильмов о природе и подобных.
Четверти пикселей (QP) влияют на точность фильтрации макроблоков. DivX 4 работает с половинами пикселей (1.5, 1.5), а в DivX 5 возможны варианты типа 1.25, 1.75 и т.д. Обычно деление изображения на макроблоки производится на основе целых – 16×16 или 8×8, – используя дополнительную информацию из так называемых виртуальных блоков. Это позволяет более реалистично передавать движение объектов на изображении.
QP, GMC и BD не могут быть использованы для кодирования в стандартной версии. Однако даже если данные функции были использованы при кодировании, декодирование остается возможным,

Однопроходное и двухпроходное кодирование
Обычно двухпроходное кодирование позволяет достичь большей степени сжатия (меньшего размера файлов) и лучшего качества изображения. Но оно заметно сказывается на скорости кодирования. Стандартные программы редактирования видео, например, Pinnacle Studio, включают двухпроходное кодирование, но оно там не очень удобно. Оба прохода должны быть начаты вручную, один за другим. Приложения, оптимизированные под использование DivX, к примеру, Flask XMPEG 4.2a, могут автоматически включать оба процесса без участия пользователя. Это намного удобнее.

Психовизуальное моделирование
Сначала давайте обговорим, что подразумевается под психовизуальным моделированием. Человек воспринимает визуальную информацию таким образом, что может очень быстро отличить важные элементы изображения от второстепенных. Именно на эту особенность и ориентируется психовизуальное моделирование. Сцена анализируется с помощью специального алгоритма, который отделяет важные объекты от второстепенных. К последним применяются менее точные алгоритмы сжатия, важные же объекты сжимаются с высокой точностью. По утверждению авторов, “данная область дает очень богатые возможности, и мы пока лишь только начали их исследовать”.

Инструменты для аналогового материала
Препроцессинг (preprocessing) и чересстрочный источник (source interlace) могут быть задействованы при оцифровке аналогового материала. Для высококачественного цифрового видео (DVD, DVB, цифровая камера) эти функции неактуальны. В США цифровая технология не так развита, как в Европе, где уже достаточно долгое время используется цифровое телевещание. Astra, европейский спутник, обеспечивает передачу цифрового видео, используя стандарт DVB-S. В крупных европейских городах все аналоговые видеоканалы уже можно получать в “цифре” (стандарт DVB-C). Сейчас используется даже наземное цифровое телевещание через обычную антенну (стандарт DVB-T). Данные передаются высокого качества, поскольку для сжатия используется алгоритм MPEG-2. Следует заметить, что сейчас каждый может получать цифровое телевидение DVD-качества практически повсеместно в Европе. В Северной Америке цифровое телевещание пока доступно только лишь в крупных городах.
Функции препроцессинга и чересстрочного источника будут полезны при оцифровке аналогового видеопотока. Они позволяют уменьшить досаждающие эффекты в виде пятен, снега или полос.
Прогрессивный формат является самым лучшим для проигрывания видео на ПК. Он применяется в чистых цифровых источниках вроде DVD/MPEG-2, DV или DVB. Если же производится запись с телепрограммы NTSC или PAL, то на изображении могут появляться полосы. Это тяжкое наследие аналогового века. Полосы можно убрать с помощью функции де-интерлейсинга (de-interlace). Также следует отметить и процесс telecine, который используется в США для перевода фильма из стандарта 24 кадра/с в аналоговый формат NTSC (30 кадров/с). Для компенсации разницы между 24 и 30 кадрами некоторые кадры дублируются. Функция, обратная telecine, позволяет убрать дублирующиеся кадры и повысить эффективность процесса кодирования.
В стандартной поставке DivX 5 режимы препроцессинга отсутствуют.

Дополнительные возможности
Регулирование скорости (rate contol, RC) – функция, уже знакомая нам по DivX 4. Сейчас она была несколько переработана. Мы пока затрудняемся сказать, насколько эта функция станет актуальной.
Все настройки сейчас можно сохранить в профиле. Это позволяет вызывать разные настройки для разных приложений.

Станет ли DivX 5.0 популярным?
В конце концов DivX 5.0 обрел свою цену. Если у вас есть деньги, то лучше купите профессиональную версию за $30. Если же вы не готовы выложить такую сумму, то можете скачать баннерную версию программы с веб-сайта компании. Она бесплатна, но периодически вы будете получать рекламные баннеры. Время от времени на рабочем столе будут появляться всплывающие окна — весьма досаждающее поведение.
И только стандартная версия осталась верна традициям: вы получаете все бесплатно и без рекламы, но не сможете использовать большое количество новых функций кодирования. Хотя в любом случае, стандартной версии достаточно для проигрывания DivX/MPEG-4 файлов.

Заключение
DivX Network сейчас преобразовалась в компанию. Но новая форма организации не всегда добавляет профессионализма и приводит к рыночному успеху. По-прежнему у DivX Networks существуют прекрасные предпосылки для массового выхода на рынок: вспомните появление MP3. Когда аудиокодек стабилизируется, а преимущества качественного и мощного сжатия станут очевидными для большинства пользователей, кодек начнет свое победное шествие по миру. Если вспомнить MP3, то первой компанией, рискнувшей выпустить MP3-проигрыватель, стала Diamond Multimedia. Позднее рынок был наводнен этими продуктами. Старый добрый кассетный Walkman теперь можно выбросить на помойку.
Подобно MP3 в звуке, DivX/MPEG-4 может революционизировать рынок цифрового видео. Подумайте: уже сейчас DVD-диски сжимаются до размеров обычного CD. Владельцы ноутбуков могут записать на свой винчестер в 10 раз большее количество видеоматериалов. Скажем, на жесткий диск ноутбука можно поместить несколько учебных фильмов. Фильмы можно скопировать на относительно небольшой носитель, чтобы взять его, к примеру, в поездку. Фильмы в формате DivX/MPEG-4 сейчас уже достаточно распространены в Интернете. Благодаря такому формату передача видео не так сильно загружает каналы, как могла бы. Наконец-то появилось средства передачи видеоинформации на PDA, мобильные телефоны UMTS или цифровые видеоплееры.
До сих пор DivX Networks выпускала лишь кодек для кодирования и декодирования, который можно с легкостью вызывать из приложений через API Video-for-Windows. Поставляемый в комплекте плеер можно считать лишь дополнительным компонентом, поскольку большинству пользователей достаточно стандартного Microsoft media player.
Если посмотреть со стратегической точки зрения, то разумно было бы и дальше улучшать дружественность интерфейса пользователя в программах по кодированию видео, поскольку профессиональные приложения типа Adobe Premiere или Pinnacle Studio слишком “тяжелы” для массового рынка. Пока что для быстрого редактирования DV-ленты или для копирования нескольких DVD на CD-ROM требуется использовать ряд довольно сложных программ. Для того, чтобы фильм поместился на CD-ROM, пользователю требуется рассчитать настройки кодека. Если DivX Networks смогут предоставить легкие и простые инструменты для достижения указанных целей, то мы сможем наблюдать победное шествие компании.

Оригинал: THG (http://www.megabyte-web.ru/goto/ChZEQVwWHxYVFkhBCVQRWVVCAUZURV0WW11dTEdeUVYNTQADFwgfUVBRVQRTFgtfUFUdH11DVVQ=/)


Рекомендуем почитать: