Стань звездой — дома

Давно прошли времена, когда персональный компьютер рассматривали как «числодробилку» для проведения научных расчетов и крутой аналог бухгалтерских счет. Сейчас, когда компьютер есть у каждого i-го, сфера его применения ограничена лишь фантазией владельцев. Однако меня немного печалит тенденция представлять это замечательное устройство всего лишь как навороченную игровую приставку. В серии статей, посвященных мультимедийным возможностям ПК, я хочу показать на конкретных примерах, как его можно использовать для обработки аудио- и видеоинформации. Хочу сразу предупредить профессионалов, что, с их точки зрения, описываемые приемы и методы будут выглядеть примитивными и дилетантскими. Но на бытовом уровне они дают весьма неплохие результаты. Что немаловажно, для этих методик не требуется дорогая профессиональная аппаратура.

Признайтесь — вы хотя бы раз завидовали счастливчикам с «Фабрики Звезд». Да и Элвис Пресли пришел на студию звукозаписи всего лишь уборщиком… Итак, вы чувствуете в себе талант и хотите поделится им с народом. Лет 10-30 назад все делалось очень просто и бесхитростно: гитару в руки, магнитофон на запись, и вперед с песней. О качестве материала, выходившего «из-под пера» «Комет» и «Яуз», говорить не приходится. Но, по сравнению с временами наших пап и мам, у нас есть одно огромное преимущество. Ведь у нас на столе стоит компьютер, который обладает безграничными возможностями по обработке звука. Вперед, к вершинам славы!

Минимальная конфигурация домашней студии звукозаписи
Компьютер — самая важная состав­ляющая студии. Запас мощности процессора тут не помешает. Впрочем, для записи и простой обработки хватит младшей модели P-II. Оперативной памяти должно быть не меньше 128 Мбайт. О винчестере — особый разговор. Следует знать и помнить, что одна минута аудио (в формате MS PCM 44.1 кГц, 16 бит, стерео) занимает около 10 Мбайт. Если есть возможность, лучше под аудиофайлы выделить отдельный винт, висящий на своем канале. Но если вы будете использовать для этих целей системный винт, то это тоже приемлемый ва­риант. В любом случае, на нем должно быть 20-40 Гбайт свободного пространства. Желательно, чтобы он был на 7200 об/мин. Для надежности системы можно поставить на винт систему охлаждения (см. стр. 13).
Микрофоны — бывают динамические и конденсаторные. Со звуковыми картами и отдельно продаются конденсаторные микрофоны. Это активное устройство, и для его работы требуется питание. Трехконтактный разъем звуковой карты рассчитан на конденсаторные монофонические микрофоны. На его третий контакт подается напряжение для их работы. Чувствительность у конденсаторных микрофонов весьма неплоха. Для получения хороших результатов запись на конденсаторный микрофон надо производить с расстояния 50-80 см. Микрофоны, применяемые в профессиональной аппаратуре и караоке, — динамические. Для их работы не нужен внешний источник питания, так как это пассивное устройство. Однако такой микрофон имеет быстро убывающую с расстоянием чувствительность и, удалившись от него на 30-50 сантиметров, нормальную запись сделать уже невозможно.
Рекомендуем нашим читателям произвести несложную доработку любого микрофона, с которого будет производиться запись. А именно, необходимо надеть на микрофон специальную «рубашку», которая будет гасить перегрузки уровня записи при произношении звуков «п», «б», «с», «ш», «щ». Ее можно изготовить из неплотного паралона толщиной 0.5-10 мм и обшить сверху бархатной тканью. «Рубашка» должна плотно надеваться на микрофон.
Звуковая карта — подойдет любая из современных DirectX-совместимых. Я рекомендую для получения более качественного материала использовать Creative SoundBlaster Live!, как обладающую весьма неплохими характеристиками и стоящую ныне вполне разумные деньги.
Усилитель, колонки и наушники сильно облегчат вам работу. Подойдут любые компоненты, кроме дешевых мультимедийных. Лучше использовать советские усилители Бриг, Барк, Кумир, Амфитон и рекомен­дуемые для них акустические системы. То же самое относится и к наушникам.
Для полного счастья в систему можно добавить пишущий CD-ROM.

Методика и технология записи
Итак, раз наша студия домашняя, значит, записываться мы будем дома. Для получения наиболее качественного результата надо выполнить ряд подготовительных мероприятий.
Одно из главных условий получения качественной записи — тишина. В комнату, где вы пишетесь, не должны проникать посторонние звуки. Будет лучше, если в ней находятся ковры и мягкая мебель. Закройте все окна и двери, задерните шторы. Если в помещении много стеклянных поверхностей (книжные шкафы, серванты и т.д.), то рекомендую на время работы их занавесить какой-либо плотной тканью. На полу должен быть ковер или палас. На ноги можно надеть мягкую обувь или носки. Если вы играете/поете сидя, то стул не должен скрипеть. Цель всех этих мероприятий — максимально приглушить помещение и сделать его акустически нейтральным.
После того, как все вышесказанное будет выполнено, главным источником шума останется сам компьютер с его тремя-четырьмя далеко не тихими кулерами. Стоит рекомендовать вообще вынести системный блок за пределы комнаты, однако в большинстве случаев это невозможно. Поэтому можно просто поставить системник на мягкую подстилку, а сверху накинуть ватное одеяло, оставив небольшие щели для вентиляции. В таком виде компьютер может спокойно существовать 30-40 минут, чего вполне достаточно для записи трех-четырех композиций.
Кроме шумов слышимых, существуют электромагнитные шумы (наводки). На записи они выявляются в виде хорошо различимых характерных щелчков и низкочастотного фона. Однозначного метода борьбы с этим неприятным явлением в наших условиях нет. Формально — надо заземлять компьютер (как и любые другие электроприборы). Но в наших жилых домах, как правило, отсутствует контур заземления. Ни в коем случае не заземляйтесь на батареи отопления и трубы водопровода! Это может привести к печальным последствиям. Рекомендовать сетевой фильтр не стану — хороших я не видел. Чтоб хоть как-то снизить уровень этих помех, можно на время записи отключить в квартире все приборы. Соединительные шнуры, которые идут от и к компьютеру, надо располагать как можно дальше друг от друга.
Наконец, технико-организационные мероприятия закончены, пора приступать непосредственно к записи композиции. В качестве музыкального сопровождения рассмотрим гитару, как наиболее популярный инструмент.
Есть два варианта организации записи: писать одновременно и вокал, и музыкальное сопровождение или писать все раздельно, а потом все сводить в мультитрековом редакторе. Кратко рассмотрим оба варианта.
ВАРИАНТ 1. Создайте в Sound Forge проект формата MS PCM 44.1 кГц, 16 бит, стерео. Нажмите кнопку Record — появится окошко (рис. 1).

pic1

Сядьте в удобной для вас позе. Вам не должны мешать посторонние предметы. Оставьте под рукой только мышку. Расположите микрофон на любой горизонтальной поверхности. Расстояние до микрофона следует выбрать так: вертикаль — 1/3 расстояния между головой и гитарой, горизонталь — 60-90 сантиметров от гитары, если микрофон конденсаторный, и 40-60 сантиметров, если динамический. Начните исполнение композиции в обычной для вас манере. Обратите внимание на индикаторы уровня записи. Высший уровень не должен превышать 3 дБ, иначе может возникнуть перегрузка канала. Если уровень слишком мал, используйте для его регулировки ползунок микшера Windows или микшера звуковой карты (как правило, они дублируют друг друга). Когда вы установили оптимальный уровень, можно нажать Record и начать запись. После ее окончания нажмите Stop и Close. Должно появится окно, как на рис. 2. Сохраните полученный файл для дальнейшей обработки.
pic2

ВАРИАНТ 2. Необходимо писать так же, как и в первом варианте, но с учетом небольших изменений. Микрофон ставится на один уровень с головой/гитарой. Расстояния те же.
Вначале пишем гитару. Далее запускаем любым плеером воспроизведение фонограммы, надеваем наушники и пишем голос. Сведение фонограммы выполняем в Cool Edit Pro. В дальнейших статьях мы, скорее всего, более подробно остановимся на этом интереснейшем моменте, а пока только замечу, что интерфейс программы очень прост и понятен даже новичку (рис. 3). Как видно, можно очень удобно и наглядно разместить треки относительно друг друга.
pic3

Таким образом, мы рассмотрели первый этап создания своей фонограммы. В следующей статье мы рассмотрим основные методы и приемы постобработки и сведения.

При подготовке статьи использовалась информация с сайта http://www.megabyte-web.ru/goto/ChZEQVwWHwUIDAdGElwQH1teS0RTVlZdTBxCFg==/


Рекомендуем почитать: