Стань звездой-2

Как вы помните, в предыдущей части мы рассмотрели принципы организации записи фонограммы в домашней студии. Сейчас мы подробно остановимся на вопросах обработки и мастеринга полученного материала.

После продолжительных упорных трудов и ругани с мешающими вам домашними, соседями и просто не оценившими ваш великолепный вокал и игру на гитаре, которой может позавидовать сам Стив Вэй, вы с замиранием сердца сели слушать, что же там получилось. Слушаете раз, другой, третий и начинаете понимать, что полученная фонограмма весьма далека от совершенства. Да, запись, сделанная в домашней обстановке, на бытовой технике, не сможет составить конкуренцию фонограмме, выполненной на профессиональной студии, где стоимость аппаратуры сравнима со стоимостью вашей квартиры. Но вы можете существенно улучшить ее качество и получить в итоге вполне сносную демо-запись, которую не стыдно будет послать на конкурс или оставить в назидание потомкам.
Процессы редактирования и доводки фонограмм называются постмастерингом и сведением. Эти операции выполняются над уже записанным материалом и служат для того, чтобы устранить некоторые огрехи записи (а они всегда есть), улучшить качество звучания. Надо сразу сказать, что это процесс весьма длительный и творческий. Я всего лишь покажу вам основные приемы и способы, а вы в работе над записью должны целиком полагаться на ваш вкус и такт. Что касается последовательности описываемых операций рекомендую выполнять их именно в таком порядке, это позволит избежать дополнительных шумов.
Если ваш компьютер достаточно мощный, то советую во время обработки модулями включать везде, где только можно, режим Real Time. Это позволит контролировать процессы в реальном времени.

Использование эквалайзера
Существует несколько типов эквалайзеров: графические (линейные), параметрические, параграфические. Любой эквалайзер — это, по сути дела, набор полосовых фильтров, которые ограничивают амплидудно-частотную характеристику (АЧХ) в выбранном диапазоне. Разные виды эквалайзеров есть как в самом SoundForge, так и в виде плагинов к нему. Все они имеют практически одинаковые характеристики, поэтому будем использовать встроенный в SoundForge графический как самый простой и понятный (рис. 1).

eq11111111111

Загрузите в SoundForge обрабатываемый файл. Запустите эквалайзер (Process -> EQ -> Graphic) и выберите режим «20 band» (20-ти полосный) для более точной корректировки АЧХ.
Ползунками убираете все частоты ниже 40 Гц, так как используемая нами техника, как правило, не позволяет прописывать столь низкий диапазон и на этом участке бывает, в основном, лишь шум. На всем остальном диапазоне скорректируйте АЧХ по вашему вкусу. После того, как результат вас устроит — сделайте нормализацию (Process -> Normalize) всего записанного файла до -0.5 dB, чтобы оставить пространство для дальнейших манипуляций.

Использование шумоподавителя
Существует два алгоритма устранения шума: посредством порогового устройства, которое не пропускает на выход сигнал ниже некоторой заданной амплитуды и пропускает все оставшееся, или с помощью спектрального шумоподавителя, который предназначен для анализа и удаления фоновых шумов, например, шипения ленты, фона электрических наводок, шума кулеров и так далее.
Первый способ, кроме быстроты, не имеет никаких преимуществ, а только одни недостатки: шум как таковой устраняется только в паузах и остается в самом материале, поэтому, если уровень шума приличный, этим методом пользоваться нельзя.
Спектральный шумоподавитель, в отличие от порогового фильтра, не удаляет полезные составляющие исходного материала. Его действие основано на принципе разделения сигнала на частотные составляющие и использовании «шумового отпечатка» (Noiseprint) для выделения и удаления нежелательной части спектра, поэтому для его работы необходим именно шум исходного материала. При этом шум должен быть обязательно постоянным и не содержащим в себе побочных звуков типа случайных скрипов, щелчков и прочего.
Выбранный шум анализируется плагином Sonic Foundry Noise Reduction plugin (который легко ищется в интернете) посредством преобразования Фурье.
При этом анализируется участок записи, где нет исходного материала, например, в начале файла, собирается информация о частотной и амплитудной характеристике шума в записи. Как только Noiseprint сгенерирован, вы можете его просмотреть и подправить, чтобы скорректировать удаляемый частотный спектр по вашему желанию. Однако существует другая опасность: вместе с удалением шума могут удалиться и полезные гармоники, если они «близки» к шуму, и звук приобретет звенящую окраску. Поэтому необходимо каждый раз тщательно подбирать значение движка «Reduce noise by… dB» (рис. 2).

nr12222222222

Но, как правило, настройки по умолчанию работают замечательно. Надо заметить, что спектральное шумоподавление хорошо работает именно на удалении постоянного фона. Быстроменяющиеся шумы, например, звук движения автомобиля или квартирного звонка, не подходят для этого алгоритма. Тем не менее, вы можете попробовать удалить другие виды шумов генерацией Noiseprint для каждого вида. Правда, в тех случаях, где шум по уровню равен или больше уровня исходного материала, он не может быть удален без существенного снижения качества записи. На практике уровень шума можно опускать до -50 dB. После того, как вы применили спектральное шумопонижени, необходимо в режиме увеличения пробежаться по графическому представлению звукового материала и вручную вырезать все нехорошие места в виде случайных всплесков и щелчков, а также шум в паузах.

Использование компрессора
Человек не может петь или говорить идеаль­но ровно — громкость голоса меняется от слова к слову, от буквы к букве, некоторые слоги малоразличимы. Особенно это проявляется в песнях, когда разборчивости речи мешает музыка, и необходимо уравнять громкие и тихие места в вокале, чтобы потом можно было поднять общий уровень вокала относительно музыки без перегрузок. На помощь приходит компрессор — устройство, работающее так: выше некоторого значения он уменьшает сигнал на некоторое количество dB (limiter), а сигнал, находящийся ниже другого определенного значения, наоборот, делает громче. Таким образом, динамический диапазон сигнала сужается, пики уменьшаются, а тихие места становятся громче. Сейчас существует большое количество плагинов-компрессоров. Во встроенном в SoundForge хорошо работают настройки по умолчанию, остается только корректировать их по вкусу (рис. 3).
Компрессор можно использовать сразу после спектрального шумопонижения для устранения мелких пакостей. Результат — выровненный сигнал и хорошая разборчивость.

compress3333333333

Конвертация каналов
Вот мы и получили чистую, с хорошо выправленным частотным диапазоном, запись. Но несмотря на то, что наш трек записан в стереорежиме, он получился монофоническим. Ведь компьютерный микрофон — монофон. Чтобы приблизить качество звучания к стереорежиму, надо провести конвертацию каналов. Для этого в SoundForge имеется модуль Chanel Converter (Process -> Chanel Converter), работающий по принципу фазового сдвига (рис. 4). Опции модуля просты и вам не придется долго подбирать нужные параметры.
ch_convert4444444444

Несколько слов о сведении в редакторе Cool Edit Pro
В случае, если вы использовали раздельную запись голоса и гитары, для получения законченной композиции необходимо выполнить сведение (микширование) фонограммы. Эту операцию удобно выполнять в программе Cool Edit Pro, которая является аналогом многодорожечного магнитофона. По возможностям редактирования она практически не уступает Sound Forge. Перед сведением надо выполнить все перечисленные выше операции над обоими файлами.
Запускаем программу и переводим ее клавишей F12 из режима редактирования в мультитрек. Щелкаем правой кнопкой мыши на первой дорожке, выбираем Insert -> Wave from file и загружаем файл с записью гитары. Далее переходим на вторую дорожку и загружаем файл с вокалом. После этого, выделив и удерживая правую кнопку мыши, можно перемещать файлы относительно друг друга и по трекам.
Слева от треков расположена панель регулировки параметров звучания. Они регулируются раздельно для каждой дорожки. Щелкнув правой кнопкой мыши на параметре V, мы можем установить нужную громкость звучания. Выбирайте значения громкости так, чтобы музыкальное сопровождение не забивало вокал. Как правило, громкость вокала должна быть процентов на 15-20 выше громкости сопровождения.
Другим очень важным и интересным параметром является Pan (Панорама). Она регулирует локализацию звука в пространстве. С ее помощью можно создать очень интересные стереоэффекты, и я рекомендую потратить некоторое количество времени на эти эксперименты. Когда вы получили желаемые результаты, делаем окончательную миксовку, выбрав в контекстном меню Mix down to file и записав полученный файл в формате MS PCM 44.1 кГц, 16 бит, стерео. Этот итог можно записать на любой носитель в любом удобном для вас формате.
Вот, пожалуй, и все, что я хотел рассказать вам о записи «живого» звука в домашних условиях. Не бойтесь экспериментировать, потому что звукорежиссура — процесс творческий, а компьютер всегда дает возможность отката. Удачи вам!

При подготовке статьи использовалась информация с сайта http://www.megabyte-web.ru/goto/ChZEQVwWHwUIDAdGElwQH1teS0RTVlZdTBxCFg==/.


Рекомендуем почитать: