Как стать моддером? Часть 1. Теория

В детстве все мечтали кем-то стать. Кто-то космонавтом, кто-то врачом, учителем, программистом и так далее (по секрету скажу, я хотел стать инженером). Время ушло, детство тоже. Появились новые модные профессии, и одна из таких профессий — моддер. Но если для того, чтобы стать врачом, инженером, педагогом или экономистом, нужно закончить соответствующий вуз, то как стать моддером — совершенно неясно. Ибо пока что нет даже школ моддинга.

Введение
Человек, сам по себе, — существо мыслящее и думающее. Кто-то размышляет меньше, кто-то — больше, кто-то не думает вообще. Но что толку от горы мыслей, если они в хаосе, и вместе не представляют собой никакой пользы, хотя по отдельности… Собственно вот и проблема: как все это дело структурировать, упорядочить, оформить покрасивее?

Структура
Вообще есть такие понятия, как инженерное проектирование, техническое творчество и изобретательство. Именно под них и попадает моддинг. В общем виде структуру технического творчества можно представить так:
1. уяснение цели — для этого необходима четкость мышления, надо рассмотреть проблему со всех сторон;
2. формирование идеи — подразумевает­ наличие навыка изобретательности (иначе говоря, способности генерировать идеи);
3. выбор пути решения — технических средств и квалификации, необходимых для реализации идеи (к примеру, нам необходимо прорезать окно в корпусе ПК — это делается дремелем, а нужны для этого навыки слесаря);
4. инженерный анализ — раскладываем все по полочкам;
5. конкретизация решения — на этом этапе обычно приходится разбираться в смежных вопросах. Скажем, купили мы SoundBlaster Audigy ZS2 — и понимаем, что радости от нее на пластмассовых колонках “Диалог” за 150 руб. — никакой;
7. производство — здесь уже надо знать конкретные технологии;
8. распределение, сбыт, использование — требуются базовые экономические знания.
Такой путь от идеи до воплощения в жизнь проходит любое устройство. Так были построены телевизор, автомобиль, компью­тер, ручка, лампочка…
Нас прежде всего интересует второй пункт плана — формирование идеи. Ибо будь вы даже в одном лице отличным программистом, электронщиком, и имей вы навыки работы с кучей инструмента все это будет бесполезно, если нет идеи. Сделать «то, не знаю что» — не так просто, как может показаться.

Идея
Над проблемой генерации идей трудились веками. Но наиболее активно — в последние три столетия. Как показали исследования, задатки творчества есть у всех. Да! Это просто прекрасно! Только их надо развивать. Но как?
Во-первых, надо улучшать восприимчивость — путем наблюдения за окружающим миром.
Во-вторых, очень многое зависит от условий и времени работы.

В-третьих, надо преодолевать психологическую инертность (зацикливание на одном и том же).
Когда эти три пункта выполнены, можно воспользоваться методами генерации идей.

Методы поиска
В настоящее время придумано более ста методов поиска идей. Они подразделяются на эвристические и компьютерные.
Эвристические методы основаны на использовании четких правил мышления. Они использовались еще Сократом и Архимедом. Вспомните знаменитое «Эврика!» — «Я нашел!» Компьютерные — подразуме­вают использование ПК для поискового конструирования.
Теперь остановимся подробнее на “человеческих” методах. Всего можно выделить восемь таких методов:
1. фокальных объектов;
2. гирлянд и случайной ассоциации;
3. мозгового штурма;
4. морфологического анализа;
5. ТРИЗ;
6. синектики;
7. функционально-стоимостного анализа;
8. контрольных вопросов.
Много? Да. Впрочем, мы будем говорить лишь о первых четырех, поскольку остальные используются на производстве и к моддингу не очень подходят.

Метод фокальных объектов
Основан на применении метафор и ассоциаций. Метафора — перенесение свойств одного объекта на другой (объекты обла­дают общими признаками). Ассоциация — связь между разными идеями.
Метафоры играют роль подсказки для нахождения изобретательской идеи. Тре­буют развитой фантазии. Суть метода:
1. выбирается фокальный объект;
2. выбирается случайный объект (кино, змея, касса);
3. находятся признаки случайных объектов (например, кино — известное, смешное; змея — ядовитая, гремучая; касса — билетная, денежная). Да, кривовато немножко, но зато работает!
4. получаем идею посредством соединения признаков случайных объектов с фокальными;
5. развиваем полученное сочетание ассоциациями (варьируем, изменяем идею);
6. отбираем и оцениваем полученные идеи.
Так была получена идея подставки для дисков (см. “МБ” N№46'2004). Итак, фокальный объект — подставка, случайный объект — диск. Диск — CD, круглый, прозрачный. Объединяем признаки — подставка для дисков из дисков, прозрачная, круглая. Развивая мысль, получаем округлую подставку из четырех дисков.
В данном случае был взят один случайный объект, поэтому видоизменять идею не пришлось, да и выбирать было не из чего. Для разнообразия можно взять, скажем, пять объектов и по три признака у каждого.

Метод гирлянд
Алгоритм очень похож на предыдущий, но есть несколько важных отличий:
1. опять же, определяем объект и его синонимы (допустим, реобас, синонимы — байбас, фенбас);
2. выбираем случайные объекты и находим их признаки (диод, логотип, сопротивление, стекло, свет, колесо, шар, пена);
3. образуем комбинации из пункта 1 и 2 (например, реобас и диод, логотип, сопротивление и стекло, свет);
4. присоединяем к главному объекту синонимы и признаки случайных объектов (например, реобас на светодиодах, сопротивлениях, прозрачный, со светящимся логотипом);
5. генерируем гирлянды из случайных объектов;
6. применяем идеи и ассоциации к элементам гирлянды;
7. объединяем все вместе, записываем все возможные варианты в таблицу;
8. выбираем вариант из таблицы или продолжаем генерировать гирлянды дальше;
9. прорабатываем результат (у меня получилось — реобас в форме шара на 4 кулера, с индикацией оборотов, с терморегулированием, на ножках. Забавно звучит, правда?).
Достоинства — простота и наглядность; недостатки — огромное количество ва­риантов, сложный выбор, низкий КПД.

Метод мозгового штурма
Пожалуй, это мой любимый метод. Точнее, его разновидность — индивидуальный прямой мозговой штурм (атака).
Суть — стимулируется коллективное творчество. Собираются люди, способные генерировать большое количество идей, затем их идеи отбираются. Особенностью этого метода является то, что критика полностью запрещена!
Собственно, план (прямой метод).
1. Формируем группу из 5-12 человек. Делегаты в группе должны быть разнообразны: конструкторы, технологи, экономисты и так далее.
2. Создаем экспертную группу — они отбирают идеи.
3. Нацеливаем специалистов на конкретную задачу.
4. Устанавливаем задачи сеанса мозгового штурма:
а) запрет на критику;
б) генерация как можно большего числа идей;
в) дополнение чужих идей своими мыслями.
5. Проводим сеанс штурма (необходим руководитель, который четко объясняет задачу — что нужно сделать и что этому мешает).
6. Фиксируются идеи (их разделяют на эффективные и простые, перспективные и сложные, прочие).
7. Выбираются наиболее рациональные идеи.
Данный метод очень прост и приспособлен к человеческому коллективу. Недостаток — низкий КПД.
Разновидности:
1. Обратный мозговой штурм. Идея — поиск максимального количества изъянов и недостатков изделия. Разрешается критика.
2. Комбинированный — прямой мозговой штурм плюс обратный.
3. Письменный штурм. Участникам рассылаются письма с заданием, устанавливается время на ответ.
4. Индивидуальный штурм — один человек генерирует идеи, а потом их сам же и оценивает. Желателен перерыв между генерацией и оценкой.
Таким способом был сделан почти весь мой первый системный блок. Я исписал кучу бумажек, нарисовал огромное количество эскизов, но, к сожалению, половину из этого пришлось выбросить.

Метод морфологического анализа
В этом методе под морфологией подразумевается строение или структурная форма изделия; естественно, в соответствии с функциональными потребностями. Основоположник — Раймунд Луллий, в XX веке этот метод активно продвигал Фриц Цвикки (Швейцария).

В основу метода положена точная постановка задачи. Чем детальнее она сформулирована, тем большее число тонкостей она раскрывает. Из задачи выделяют основные признаки какого-нибудь устройства. Каждый признак может описывать как отдельный узел, функцию, так и всю систему в целом.
После того, как признаки сформулированы, выделяют все возможные варианты (альтернативы) по каждому из них, составляют таблицу и затем методом перебора всех сочетаний (альтернатив) выбирают лучшее.
Этапы:
1. точная формулировка задачи;
2. составление списка морфологических признаков;
3. раскрытие всевозможных вариантов по каждому признаку (см. пример в таблице);
4. определение ценности полученных комбинаций;
5. выбор наиболее рациональных решений.
Составив таблицу, получаем 5×4х4×5х3×3 = 3600 вариантов. И это при том, что таблица составлена далеко не до конца. Вот пример одного кулера: с алюминиевым корпусом, диодной индукционной подсветкой, бесшумными хромированными лопастями, автоматическим терморегулирова­нием и светодиодной логарифмической шкалой для индикации оборотов. Вариантов столько, что за всю жизнь не перебрать!

Без сомнения, этот метод позволяет получить просто гигантское количество идей, снимает инерционность мышления, позволяет более детально изучить задачу и посмотреть на ее суть с неожиданной стороны. Но — очень трудоемок и не поддается автоматизации.

Заключение
Из личного опыта: хороший результат дает и использование методов по отдельности, но его можно улучшить — например, объединить метод мозгового штурма, букета проблем и морфологический — генерация безумных идей обеспечена!
P.S. Тяжело быть моддером, да? Дерзайте! Со временем к этому привы­каешь, и идеи появляются сами собой. В следующий раз я расскажу, как правильно использовать дремель.

Продолжение следует…

Книги, на которых основана статья
“Технология творческой деятельности”, Голубчик Р.М., 1998 г.
“Генерация идей и инженерное творчество”, Лопухина Е.М., уч. пособие МЭИ, 2002 г.
“Принципы выживания, или теория творчества на каждый день”, Кизевич Г., 2002 г.
“Основы инженерного творчества”, Половиникин А.И., 1998 г.


Рекомендуем почитать: