Как стать моддером (часть 3). Покраска корпуса

В начале моддеры ограничивались установкой дополнительных кулеров и прорезкой в корпусе системного блока окон незамысловатой формы. Об искусстве не было и речи. Однако со временем за разработку таких корпусов взялись профессиональные дизайнеры и художники; к тому же немалое влияние на компьютерный моддинг оказал авто-тюнинг. Сейчас, зайдя в галерею любого более-менее «продвинутого» моддинг-сайта, можно увидеть не просто «замодденные» компьютеры, а настоящие шедевры моддерского искусства, которые поражают не только своими оригинальными формами, но и «боевой раскраской». Собственно, тема этой статьи – покраска корпуса.

Общее
Я бы выделил несколько «домашних» способов изменения скучно-серой цветовой гаммы корпуса: покраска с помощью баллончика или кисточки, аэрограф и оклейка специальной пленкой. Пользоваться можно любым из них – при наличии навыков результат будет примерно одинаков; основные отличия – в трудоемкости работы.

Баллончик
Проходя мимо стены молокозавода, я часто задумываюсь, не изобразить ли на корпусе нечто подобное. Наверное, баллончик – это самый простой способ покраски (я не говорю про рисование, это отдельный разговор): мастерства особого не надо, главное – следить за тем, чтобы капелек и потеков не образовалось.
Итак, нам надо покрасить корпус, монитор, привод CD-ROM или что-то еще. Для начала идем в магазин и покупаем баллончики с краской; желательно – нескольких цветов. Лично мне нравится черно-серебряная гамма, поэтому я купил баллончики с черной и серой красками, а также с лаком.

Предварительно надо набросать эскиз или раскрасить фотографию корпуса в Photoshop (что я и сделал). Затем берем корпус, полностью разбираем его (достаем даже спикер) и начинаем красить по частям. Использование баллончика предполагает также использование трафарета. Его лучше всего делать из клеенки или картона; можно использовать малярный скотч или глянцевую бумагу от какого-нибудь модного журнала. Нужный рисунок печатаем на бумажке и переносим на трафарет, затем вырезаем отверстия ножом, бритвенным лезвием, скальпелем или другим инструментом.
Перед собственно покраской необходимо подготовить поверхность – убрать вмятины, царапины, грязь; обезжирить. Также можно наложить грунт. Для этого сначала шлифуем верхний слой краски мокрой шкуркой (естественно, сначала работаем крупной, потом мелкой. Если остались кусочки краски – удаляем тряпочкой). После протираем бензином, спиртом, ацетоном или другим растворителем. Если есть глубокие вмятины – наносим грунт (по идее, такого быть не должно, если, конечно, корпус не падал с девятого этажа), удаляем излишки.
Берем баллончик с краской основного цвета (если предполагается серый рисунок на черном фоне, то основной цвет – черный, а серый – дополнительный) и покрываем всю поверхность тонким слоем. Для этого баллончик надо держать на расстоянии около 25-30 сантиметров от поверхности. Как только поверхность равномерно покроется краской – надо подождать. Равномерно – не значит, что слой краски должен стать полностью непрозрачным – это значит, что исходный цвет поверхности должен просвечивать через краску, но с равной интенсивностью во всех точках плоскости. Ждем. Еще ждем. И так – пока не пройдет около пяти минут (вообще, это время зависит от типа краски, толщины слоя и условий окружающей среды; я использовал акриловую краску при температуре 15°C и нормальном давлении). Наносим второй слой, потом третий. Больше – нет смысла, потому что защитой от царапин будет служить лак.

Далее накладываем трафарет, закрываем плотной бумагой все открытые участки, которые не подлежат покраске, и, используя баллончик с дополнительным цветом, повторяем процедуру (порядок действий точно такой же, как и в предыдущем случае). В завершение лакируем поверхность; трех слоев достаточно.
Достоинства метода: простота, скорость.
Недостатки: тяжело (я бы даже сказал – невозможно) нанести более или менее сложный рисунок.
Думаю, понятно, что если вы купили один баллончик с нитрокраской, то остальные должны быть точно такого же типа (включая лак). Сочетание акриловая краска + нитролак вызовет расплывание слоя краски.

Кисточка
Я, честно говоря, рисую не очень хорошо, поэтому изобразить более-менее красивую картинку на корпусе мне сложно. Но первый мой корпус был покрашен именно кисточкой.
Нам понадобится: несколько кистей разного размера, краска по металлу в банках, лак в баллончике.
Подготавливаем поверхность (см. выше), берем кисточку, рисуем (как на уроках рисования). Капелек и потеков быть не должно. Естественно, рисуем по слоям. Лакируем.
Особняком можно выделить покраску с использованием люминофора – в лаке растворяется специальный порошок и наносится кисточкой на лопасти кулера, радиатор, чипсет, и тому подобное. Люминофор надо разводить в пропорциях примерно 1/5 (но лучше на глаз: жидко – добавляем порошок, густо – лак). Желательно добавлять порошок в лак, а не наоборот, иначе могут образоваться сгустки и комки.

А зачем люминофор, спросите вы? Дело в том, что он светится в ультрафиолете: устанавливаем УФ-лампу или диоды – и все сверкает! Такой чудодейственный порошок можно заказать по Интернету или попытаться найти в наших магазинах (я воспользовался первым способом).
Достоинства: оригинальность, ибо следы от кисти – это рука мастера.
Недостатки: долгая, кропотливая работа; требует некоторого мастерства (можно попросить сестру, подругу, маму – они в этом деле профессионалы, каждый день на ногтях рисуют, да еще и макияж накладывают... слоями).

Аэрограф
Давно мечтаю о такой штуке, но пока все упирается в хороший компрессор (точнее – в его отсутствие). Основные отличия от покраски баллончиком – в том, что можно очень плавно регулировать струю краски и ее (краску) надо разводить самостоятельно. Емкость баллона у аэрографа маленькая, площадь распыления – тоже, так что в основном он используется для мелких работ. То есть аэрограф не предназначен для покраски – он используется в основном для рисования. Поэтому если вы не хотите переносить на системный блок живописный пейзаж с видом на любимую речку в лесу рядом с дачей, то лучше купить баллончик с краской и не мучаться. Конечно, при определенном навыке можно хорошо нарисовать и баллончиком, но качество будет хуже.
Как рисовать? Все просто: жмем на кнопочку – давление выше, отпускаем – ниже, соответственно, линия или «темнее» или «светлее». Регулируя расстояние между соплом и поверхностью, можно изменять толщину линий: ближе – тоньше, дальше – толще.

Достоинства: отличное качество при умелом использовании; можно наносить рисунки любой сложности. Краска растворяется вручную, поэтому могут быть достигнуты любой цвет и любая вязкость.
Недостатки: чтобы рисовать этой маленькой штучкой, нужны большой компрессор и ресивер (емкость с клапаном, в которую компрессор накачивает воздух; необходим для поддержки постоянного давления), что стоит немалых денег. Конечно, если у вас в гараже стоит “КамАЗ”, эти проблемы отпадают. Для тех кто не знает: тормозная система у этих машин пневматическая, поэтому там используется очень мощный компрессор, который накачивает воздух в три резервных баллона. Собственно, к ним и можно подключать аэрограф.

Пленка
Наверное, это самый дешевый и простой метод. Минимум средств, максимум результата! Понадобятся: вода, мыло, тряпочка, губка, аппликатор, ножницы и специальная самоклеящаяся пленка. Существует два способа оклейки: «сухой» и «мокрый».
В первом случае – удаляем небольшую полоску защитной пленки (под ней – клей), около 2-3 сантиметров от края, аккуратно приклеиваем пленку и, начиная удалять защитный слой, разглаживаем ее влажным полотенцем, губкой или аппликатором.

Второй способ – «мыльной» водой смочить поверхность и пленку (защитный слой снять). Затем поместим нашу наклеечку рисунком вверх на место ее дислокации и выдавим воду шпателем или чем-нибудь подобным. Разглаживать, естественно, надо от центра к краям.

Советы
1. В процессе покраски могут возникать некоторые сложности – попала капелька на поверхность, прилетела мушка и так далее – ничего не трогаем, ждем, пока краска высохнет, и потом аккуратно влажной наждачной бумагой убираем инородные тела. Сильно давить не надо: цель – не содрать все слои краски, а убрать изъяны. Вообще, рекомендуется после нанесения каждого слоя ошкуривать высохшую поверхность – краска лучше сцепляется, качество возрастает.
2. Естественно, краску не надо трогать пальцами, даже если после покраски прошел 1 час. Ждем день, и только после этого продолжаем работу.
3. Периодически удаляем «перепыл» – частички пыли, которые заносятся потоками воздуха. Для этого используем мокрую салфетку или тряпочку (мокрая тряпочка убирает пыль лучше, чем сухая).
4. Красим в помещении с малой влажностью.
5. Для покраски пластика надо либо использовать специальную краску, либо нанести слой адгезионного грунта.
6. При создании трафаретов лучше использовать мокрую бумагу, ибо сухая бумага портится, а через поры просачивается краска. Вообще, как вы уже заметили, вода используется очень часто. Она заполняет микропоры и не пропускает через пористую поверхность краску. Даже газеты, на которых лежат детали, лучше намочить.
7. Не обязательно зачищать металлические части до блеска. Главное – улучшить сцепление краски с материалом.
8. Акрил исправляет мелкие царапины и сколы, нитрокраска – нет; их придется убирать мелкой наждачной бумагой.
9. Если под пленкой оказался воздух – не отклеиваем ее и не пытаемся выдавить пузырь. Лучше проколоть иголочкой маленькое отверстие – проблема решится моментально!
10. При использовании нитрокраски сопло аэрографа постепенно забивается (нитрокраска и лак очень быстро высыхают). Поэтому его необходимо периодически очищать.
11. Сушить поверхность можно лампой накаливания. Но желательно, чтобы поверхность высохла без нагревания. Ни в коем случае не используйте открытый огонь или тепловентилятор – придется начинать работу заново, ибо нижние слои краски могут «поплыть». А открытый огонь может стать еще и причиной пожара – краски очень огнеопасны!
12. Одежда, естественно, – рабочая. Без перчаток и защитной маски выходить не советую – краска очень плохо отмывается.

P.S. Ну что ж, на этом «механическая» часть теории моддинга завершена. Теперь можно перейти к конкретным модам. В ближайшее время ждите «корпус в стиле Need For Speed Most Wanted», «ШИМ бас», «фальш-панели», «оптоволокно против лазера» и прочее...


Рекомендуем почитать: