КРИзисные дни

На три тёплых майских дня, 15-17 мая, московская гостиница «Космос» вновь стала центром игровой индустрии, собрав всех заинтересованных на очередную международную конференцию разработчиков игр.

Так уж сложилось, что в этом году по времени совпали два события, представляющие для команды «НМБ» и кировских айтишников определённый интерес. Во-первых, по неизвестным нам причинам, с апреля на май была перенесена КРИ. Во-вторых, по вполне определённым причинам хозяйственного-бытового плана, ровно на те же дни была перенесена с традиционного марта кировская выставка «Мир компьютеров и связи 2009». Как вы понимаете, встав перед таким выбором, мы могли принять лишь одно решение — остаться в Кирове, сделав всё возможное, дабы организованная в рамках «МКС» при непосредственном участии «НМБ» выставка Modding Generation прошла успешно. Об этой выставке читайте в соответствующем репортаже, а сейчас — первый за последние четыре года заочный репортаж с КРИ, посвящённый, в основном, состоянию игроиндустри, ставшему во главу угла на нынешней КРИзисной конференции.

• • •
Вообще, КРИ в этом году была куда скромнее, чем мы привыкли. Начнём с того, что под экспозицию задействованы были всего лишь два зала «Космос», вместо привычных уже четырёх. Правда, залы эти были заполнены до отказа маленькими стендами больших и разных компаний. Даже 1С, традиционно размещавшая на своём стенде барную стойку, нынче ограничилась простой жёлтой коробкой. Как утверждают непосредственные участники событий, высокая концентрация участников на малой площади, помноженная на непривычно малое число посетителей (этакий концентрат хардкорного геймдева), придала нынешней КРИ своеобразную камерность.
Сократилось нынче и число семинаров, равно как и задействованных под их проведение аудиторий. Переросло ли малое количество в высокое качество — вопрос спорный. Да, безусловно, интересные темы были. И в пересчёте на общее количество заседаний их процент был выше обычного, но... Впрочем, не буду судить о том, чего сам не видел.

Назло всем кризисам, участники КРИ 2009 не стали отказываться от традиционных девушек-косплееров. Хотя, судя по фоторепортажам из «Космоса», роль таковых частично перешла к штатным сотрудницам компаний-участниц, которые щеголяли на своих стендах в симпатичных костюмчиках. Приглашённых же актрис было куда как меньше обычного.
Но — не девушками едиными жива КРИ. Конечно же, самое интересное происходило в кулуарах. Так давайте же туда заглянем.

• • •
По традиции, одним из ключевых докладов КРИ стало выступление главы игрового подразделения 1С. Если бы КРИ состоялась, как в годы оны, в апреле, доклад, вероятно, читал бы всем нам хорошо знакомый Юрий Мирошников, однако же в последний день апреля самый заслуженный (что подтвердит «КРИ Awards») игродел России ушёл на пенсию, и нынешний доклад читал Николай Барышников.

Первым делом Барышников опроверг гуляющие уже не первый месяц слухи о закрытии «1С» и массовых увольнениях в издательстве. По его словам, с 1 августа 2008-го по 1 мая 2009-го штат игрового подразделения «1С» сократился со 198 до 183 человек, при этом сейчас «1С», напротив, наращивает штат. Другие слухи, о полном прекращении внутренней разработки игр, также не имеют под собой почвы: по словам Барышникова, в разработке у «1С» находится 39 проектов, из них четыре для консоли Xbox 360, по два для PlayStation 3 и DS и один для PSP; 23 из них планируется выпустить до конца этого года. Продолжит «1С» издавать и игры независимых студий.

С прошлого лета «1С» закрыла девять проектов, два отложила на неопределенный срок, судьба ещё двух решается сейчас. Причины закрытия — неудовлетворительное качество (как следствие — сомнения в рентабельности релиза), слишком высокие риски продолжения проекта из-за затягивания сроков и роста бюджета, низкие оценки в прессе предыдущего проекта (например, на стадии прототипа был закрыт NecroVision 2). Игры с высокой рентабельностью получили дополнительные бюджеты на маркетинг (хотя бюджет по ряду проектов снижен за счет feature-cut); два проекта находятся на стадии бета-версии. За качество и успевание в сроки разработчикам предложены бонусы; независимым студиям, заключающим контракт с «1С», в настоящее время лучше рассчитывать на роялти, а не на аванс (иными словами, «утром — стулья, вечером — деньги», а не наоборот).

Далее Барышников рассказал, что представляет из себя «1С» на сегодняшний день. На данный момент, совместно с Soft Club, «1С» выступает эксклюзивным дистрибьютором игр около 50 компаний, в числе которых Activision Blizzard, Electronic Arts, Microsoft, Take-Two Interactive, Capcom, Sega, Konami. В составе «1С» продолжают работать студии «1С:Авалон», 1С:Ino-co, 1С:Maddox Games, «1С:Морской Волк», 1С:Unicorn и внутренняя студия без названия, работавшая над «Второй Мировой» и другими проектами.
Помимо этого, «1С» владеет сетью магазинов «1С Интерес» и развивает цифровую дистрибуцию. Кстати, две игры серии King’s Bounty (этот бренд, напомним, принадлежит «1С»), «Легенда о рыцаре» и «Принцесса в доспехах», через онлайн продаются «в разы» лучше остальных проектов компании. Кроме того, «1С» владеет дистрибуторскими компаниями в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, с конца 2008-го — в Румынии; открыты офисы в Англии и Китае. В Польше запущен «отдельный бизнес» по тестированию, портированию и локализации. Наконец, «1С» является лицензированным издателем на платформах Microsoft и Sony.

Что касается бушующего кризиса, то, по мнению руководства «1С», розничные продажи компьютерных и видеоигр в 2009-м упадут на 35% по сравнению с 2008-м (рост в 2008-м, по сравнению с 2007-м, — 32%); первые признаки восстановления после кризиса возможны к концу года или в первом квартале 2010-го, хотя глобально он закончится ещё только лет через пять. Для отечественной игровой индустрии, впрочем, кризис может затянуться из-за нехватки грамотных руководителей проектов, продюсеров, арт-директоров и других управленцев.
Выйти из кризиса с минимальными потерями «1С» намерена, продвигая игры ведущих западных партнёров и занимая первое место в ритейле, выпуская больше игр уровня King’s Bounty («в идеале — не менее трёх-четырех в год») и крупные мультиплатформенные проекты (Il-2: Sturmovik: Birds of Prey, «Приключения капитана Блада»), работая с лучшими российскими разработчиками и «не самыми плохими» западными, а также наращивая продажи за рубежом за счет собственной дистрибуции, в том числе цифровой. К слову, новый «Ил-2» (разработка Gaijin Entertainment, лучшая игра для консолей КРИ-2009 и лучший симулятор КРИ-2008) к релизу планируется отгрузить в магазины тиражом 400 тысяч копий.

• • •
Всё тот же Николай Барышников поведал участника КРИ о судьбе долгостроя «Дальнобойщики 3», признанного на нынешней «КРИ Awards» лучшим симулятором КРИ-2009. По его словам, релиз игры состоится 27 ноября 2009 года. При этом «Дальнобойщики» остаются частью долгосрочной стратегии развития «1С»: к третьей части уже запланирован выход как минимум одного мини-аддона с дополнительными миссиями и полноценного аддона с воспроизведенным в игровом мире Лас-Вегасом. Более того, есть и концепт «Дальнобойщиков 4»; издательство рассматривает выпуск следующего автосимулятора в знаменитой серии в том числе и для консолей, размышляет над перспективами скачиваемого контента к игре и создания ММО-проекта про грузовики.

Напомним, что изначально релиз проекта «Дальнобойщики 3: Покорение Америки» был намечен на 2005 год, но не раз откладывался. В игре новосибирской студии SoftLab-Nsk заявлены около 40 моделей грузовых и легковых машин, порядка 2000 километров калифорнийских дорог, четыре десятка больших и малых городов (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Сан-Диего и Рино, среди прочих), жаркие пустыни и цветущие долины, побережье Тихого океана и заснеженные горы Сьерра-Невада. Игроку предстоит завоевать уважение других дальнобойщиков и корпоративных клиентов, перевозя грузы, участвуя в гонках и развивая свою транспортную компанию в могучую корпорацию.

• • •
Очередная КРИ пролетела незаметно (благо, команде «НМБ», в эти дни занятой на «МКС», скучать было ну совершенно некогда). Да, конференция немного растеряла былой шик, но, думается мне, она сделала главное — сплотила российских игроделов, потрёпанных пресловутым кризисом. И — дала надежду на светлое будущее. И ведь действительно, не стоит забывать, что надежда есть всегда, и даже в конце самого тёмного тоннеля рано или поздно непременно появится свет. Будем надеяться, что спустя год, на новой КРИ, этот свет будет ярким. А мы постараемся оказаться на месте развития событий и привезти частицу этого света на Вятскую землю. До новых встреч!


Рекомендуем почитать: