Алло, это интернет? IP-телефония. Часть 2

В «Мегабайте» №1'2004 мы рассмотрели теоретические аспекты организации IP-телефонии. Продолжая тему, поговорим о практической стороне: качестве связи и восстребованности новой технологии в нашем городе.

Какого качества могут ожидать пользователи от IP-телефонии?
Это зависит от загруженности промежуточных каналов IP. Существуют две важных характеристики, определяющие качество связи канала.
Первая — время задержек при передаче сигнала. Эта проблема характерна не только для интернета, но и для выделенных цифровых каналов, хотя и в значительно меньшей степени. Часто голосовая связь через сеть интернет в отношении задержек при разговоре может сравниваться с трансляцией обычного телефонного разговора через спутниковый канал. Время задержек в подавляющем большинстве случаев не является, однако, заметной помехой для связи. Если рассматривать численные величины задержек, то получается следующая картина.
1-й уровень (до 200 мс) — отличное качество связи (для сравнения — в сети ТфОП допустимы задержки до 150-200 мс).
2-й уровень (до 400 мс) — считается хорошим качеством связи. Но если сравнивать с качеством связи по сетям ТфОП, разница будет видна. Если задержки постоянно удерживаются на верхней границе 2-го уровня (на 400 мс), то не рекомендует­ся использовать эту связь для деловых переговоров.
3-й уровень (до 700 мс) — считается приемлемым качеством связи для ведения неделовых переговоров. Такое качество связи возможно также при передаче пакетов по спутниковой связи.
Качество IP-телефонии при работе через интернет попадает под 2-3 уровни, причем невозможно уверенно определить, что тот или иной оператор работает по 2-му уровню, так как задержки в интернете изменчивы.
Более точно можно сказать об операторах IP-телефонии, работающих по выделенным цифровым каналам. Они попадают под 1-2 уровни. Также необходимо учитывать задержки при кодировании/декодировании голосового сигнала. Средние суммарные задержки при использовании IP-телефонии по выделенным цифровым каналам обычно находятся в пределах 150-250 мс.
Другая важная характеристика определяет качество передаваемого речевого сигнала, которое зависит от многих факторов. Важны как качество телефонного аппарата абонента, так и потери IP-пакетов при передаче через канал. Здесь есть важное преимущество перед традиционными сетями: даже в случае загруженности каналов и потери части пакетов со сжатым речевым сигналом программное или аппаратное обеспечение оператора могут исправить сигнал путем интерполяции соседних пакетов с учетом особенностей речевого спектра.

Оказываются ли услуги IP-телефонии в г. Кирове?
В нашем городе предоставлением услуг передачи речевой информации (IP-телефонии) занимается, например, ООО «МобиТек» (деловой партнер ООО «Промотек»). Услуги предоставляются с помощью аналоговых телефонных шлюзов компании «Cisco Systems» ATA-186 и аналогового телефонного шлюза компании «Audio Codes» MP-104, включенного в АТС НИПИ «Биотин». Шлюзы ООО «МобиТек» подключены к сети ЗАО «Зебра Телеком», одного из трех крупнейших операторов IP-телефонии г. Москвы.
Абонентами ООО «МобиТек» являются фирмы, арендующие офисы в здании института ОАО НИПИ «Биотин», а также Американский Салун. Шлюзы IP-телефонии ООО «МобиТек» выхода в ТфОП не имеют.

Насколько выгодно использование IP-телефонии?
Тарифы ООО «МобиТек» достаточно демократичны. Например, минута разговора с Москвой или Санкт-Петербургом стоит­ ровно в два раза дешевле (без учета налогов), по сравнению со стоимостью минуты разговора через традиционную «восьмерку». А так как ООО «МобиТек» работает по упрощенной системе налогообложения, то разница в стоимости составляет более 50%. Стоимость минуты разговора по РФ на 30% ниже тарифов ОАО «ВолгаТелеком» при разговоре по традиционным каналам связи, а стоимость любых международных звонков — на 50%. При этом тарификация посекундная, то есть округления до минуты, как при звонке через «восьмерку», не происходит. Клиент оплачивает только фактическое время разговора. Разговоры длительностью менее 6 секунд не тарифицируются, так что, если вы говорили всего 5 секунд, этот разговор будет для вас бесплатным.

Смогут ли частные лица воспользоваться преимуществами новой технологии?
В планах компании «МобиТек» на этот год стоит создание переговорного пункта в фойе института «Биотин», откуда любой желающий сможет позвонить со значительной скидкой.


Рекомендуем почитать: