Нелинейный монтаж в Linux. Часть первая: Киномания

Вы приобрели цифровую камеру и с удивлением (или даже ужасом) обнаружили: осуществить захват видео с нее ваш компьютер не может – не хватает мощности процессора. Порог в данном случае равен примерно 1 ГГц. Между тем, я лично с успехом проделываю это на Duron 800, причем захват идет без потери кадров. А вот у моего приятеля на аналогичном процессоре кадры захватываются, в лучшем случае, через один. В чем секрет, спросите вы? А секрет прост – я использую Linux, тогда как мой приятель – операционку от Microsoft. Так что же делать вам, столкнувшись с такими проблемами? Покупать новый процессор, попутно меняя практически все остальное «железо»? Нет уж. «Мы пойдем другим путем!» – как завещал Владимир Ильич.

Linux – наш выбор
Противники пингвиньей операционки сейчас мерзко ухмыльнутся – в Linux, мол, нет аналога Adobe Premiere. Мы же в ответ лишь пожмем плечами – а оно нам надо? Громоздкий пакет с явно избыточной для рядового пользователя функциональностью, да еще и за большие деньги?
Для начала мы просто пробежимся по существующим программам, выбрав среди них устраивающие нас инструменты. Затем мы рассмотрим эти инструменты чуть подробнее. Итак, приступим.

Минималистов вполне устроит Dvgrab – консольная утилита для захвата. Сохраняет в raw, dif, qt, jpeg, а также в файлы DV AVI Type1 и DV AVI Type2 (последний используется по умолчанию). Но нас интересуют полупрофессиональные или профессиональные пакеты программ. Ведь плох тот режиссер, который не мечтает стать Эйзенштейном или Тарковским.
MainActor (www.mainconcept.com): увы, коммерческий пакет видеомонтажа. Речь о нем пойдет чуть ниже.
Редактор Kdenlive (www.uchian.pwp.blueyonder.co.uk) снабжен всеми необходимыми инструментами для создания качественных видеороликов.
Kino (freshmeat.net/projects/kino) – это видеоредактор, основанный на GTK и распространяемый под лицензией GPL.
Видеоредактор PiTiVi (www.pitivi.org) использует Gstreamer, интерфейс GTK2; лицензия – GPL.
Основанный на Blender Positron (http://positron.sourceforge.net), – это редактор видео, поддерживающий также работу со звуком. Он отличается интуитивно понятным интерфейсом, системой профессиональной коррекции цвета и многими другими, не менее полезными, функциями.
Shake (www.apple.com/shake) – профессиональная система для обработки видео, вышедшая из недр Apple. Это говорит само за себя...
Veejay (veejay.dyne.org) – система нелинейного монтажа, интерфейс GTK2; лицензия – GPL.
Программа для редактирования видео Avidemux (avidemux.sourceforge.net) поддерживает основные кодеки, в том числе M-JPEG, MPEG, DivX, Xvid, huffyuv, WMA. Основана на GTK, лицензия – GPL. Без этой программы было бы сложно редактировать готовые видеофайлы.
Возможно, я упомянул не все существующие редакторы, но ведь нельзя же объять необъятное!

MainActor 5.5.19
Системные требования этой программы достаточно скромны: операционная система Linux (оптимальный вариант – SuSE 9.3), процессор Pentium III или Athlon с частотой 700 MHz или выше, 128 Мбайт ОЗУ (рекомендуется 256 Мбайт).
Главная причина того, что мы уделим этой программе всего лишь несколько абзацев – цена. На сайте производителя MainActor можно приобрести за $199.
Как уже было сказано, данная программа позволяет производить захват видео с аналоговых, цифровых (DV) видеокамер, видеомагнитофонов и DVD-плееров. Она работает с форматами DV и MPEG (первый используется для монтажа высококачественного материала).
При помощи MainActor вы можете наложить на ваш ролик различные эффекты, а также пропустить его через множество доступных здесь фильтров. Имеющиеся временные шкалы значительно упрощают работу, а дополнительные интерфейсные модули позволяют гибко настроить внешний вид.
Экспорт готового материала может производиться в самые разные форматы: DV AVI Type1, DV AVI Type2, DV DIF, MPEG (MPEG1, MPEG2, DVD, SVCD, VCD).
Вместе с программой поставляется очень подробное руководство на 250 страницах. Жаль только, что оно содержит текст лишь на двух языках: немецком и английском.
Обратившись во адресу электронной почты suggestions@mainconcept.com, вы можете получить техническую поддержку. Вроде бы даже бесплатную.

Kino
Если этой программы нет в вашем дистрибутиве (что маловероятно), скачайте ее с официального сайта. Установка проходит просто:
# rpm -i «имя файла”
Как уже отмечалось, Kino – это нелинейный видеоредактор для GNU/Linux. Программа использует контроллер IEEE-1394 для захвата, управления и записи с камеры. Также она может работать с TV-тюнерами, web-камерами и платами видеозахвата. Сохранение на диск производится в форматах RawDV, AVI, DV Type1 и DV Type2.
С захваченными с камеры видеоклипами можно работать, сохраняя в дальнейшем проект в формате SMIL XML. Редактирование роликов осуществляется буквально в один клик мыши или же командами с клавиатуры.
Kino может перегонять готовый материал в DV с устройства IEEE 1394 и затем экспортировать в Raw DV, DV AVI, WAV, MP3, Ogg Vorbis, MPEG-1, MPEG-2 и DivX. Если у вас установлен ImageMagick, то, используя Imlib1, можно сохранить клип в виде серии слайдов в PPM, JPEG, PNG, TIFF, GIF-форматах. Для работы с MP3 необходим lame, для Ogg Vorbis – oggenc, для MPEG-1, MPEG-2 и DivX – пакет mjpegtools. К сожалению, Kino поддерживает далеко не все популярные видео- и аудиоформаты. Также нельзя использовать несколько видеодорожек и аудиотреков. Но все же самые необходимые функции здесь есть, что и позволяет с успехом выполнять домашний монтаж.

Все настройки программы сохраняются в файле ~/.gnome2/kino. Впрочем, для повседневного использования, как правило, хватает стандартных настроек. Единственное, что необходимо сделать – выбрать формат видеосигнала (NTSC или PAL), соотношение сторон (обычно – 4:3, широкий экран – 16:9) и качество аудио (рекомендуется 48 КГц).
Переходим к захвату видеопотока. В SuSE 9.2 у меня с этой операцией проблем не было: камера определилась сразу, и вручную ничего делать не пришлось. Однако обычно я работаю в ALT Master 2.4, и вот там пришлось немного повозиться. Для начала необходимо установить все пакеты, имеющие в названии IEEE1394. Если все модули и библиотеки установлены, но осуществить чтение/запись в /dev/raw1349 не удается (по сообщениям Kino), необходимо проверить наличие такого устройства командой ls /dev/ | grep raw. Если есть, – проверьте права доступа к файлу устройства (я поставил чтение-запись для обычного пользователя). Наконец, самое главное. Если не загружаются модули к ядру, то необходимо дописать в файл /etc/modules.conf следующие строки (если их там нет, конечно):
alias ieee1394-controller ohci1394
alias char-major-171 raw1394
post-install ohci1394 /sbin/insmod raw1394
Осталось только перезагрузить компьютер с включенной (!) видеокамерой.
Если и теперь Kino не осуществляет захват, проверьте права доступа к /dev/raw1349 и /dev/video.
После всего этого программа должна работать нормально. Проверено на следующей конфигурации: VIA Technologies, Inc. IEEE 1394 Host Controller, miniDV Panasonic NV-GS35GC, ALT 2.4 Master.
Итак, справа мы видим закладки. Нажимаем на Capture, далее – кнопка с красным квадратиком (одновременно включайте просмотр на вашей видеокамере) и – захват пошел. Ниже в адресной строке показывается адрес каталога, куда копируются DV-файлы. Еще чуть ниже – характеристики выделенного клипа (имя файла, дата записи, длительность клипа, формат, параметры аудио и видео). После окончания захвата необходимо сохранить проект (File – Сохранить как1).
В левой части окна находится панель с последовательностью клипов, которые были захвачены с внешнего устройства. Рядом с каждым клипом отображается его имя (по умолчанию – начиная с capture000.dv), а также номера начального и последнего кадра.
Самая нижняя закладка справа – Export. Экспорт может производиться на устройство, подключенное к IEEE1394 (читай – обратно на видеокамеру), в файлы Raw DV, DV AVI тип1 и 2, OpenDML, avi, в серию кадров PNG или JPG (большой плюс, если вы желаете из своего творения сделать анимацию), MPEG ( в виде VCD), SVCD, DVD, а также DV Pipe (создание Vob-файлов для DVD-диска). Отдельно можно сохранить аудиодорожку (WAV, MP2, MP3, OGG), предварительно выбрав качество выходного звукового файла).
При экспорте вы можете выбрать несколько вариантов. По умолчанию все клипы, захваченные за текущую сессию, сохраняются единым потоком (читай – одним фильмом). Однако их можно сохранить и выборочно, указав первый и последний кадры. Также вы можете указать, какой по счету кадр использовать в конечном клипе (каждый первый, второй и так далее). Например, если всего в клипе 300 кадров, то использование каждого второго даст длину клипа в 150 кадров, каждого третьего – в 100 кадров и т. д.
Самая верхняя закладка справа – Edit. Здесь собраны функции Вырезать, Скопировать, Вставить, Разрезать, Склеить клипы.
Следующая закладка – Timelile. Она немного отличается от своих аналогов в других программах. К примеру, временная дорожка, на которой можно работать с клипами, отсутствует как таковая. Есть последовательность кадров, которые можно изменять (переставлять, удалять, вставлять). По умолчанию время в Kino считается в кадрах, но возможно переключение на миллисекунды, секунды, минуты или часы.
Режим работы Trim позволяет производить дополнительное редактирование – перезапись и вставку. Здесь все просто: выделяете начальный и конечный кадры и производите правку кадров между ними.
Закладка FX – самая, пожалуй, занимательная. Правда, фильтров у Kino немного, но при определенном мастерстве они позволяют достичь необходимого эффекта. Рекомендую для ознакомления с их возможностями сделать следующее: взять короткий клип (чтобы долго не ждать), продублировать его несколько раз, затем на каждый дубль применить по эффекту. Так можно не только посмотреть эффекты, но и сравнить их.
Существует возможность предпросмотра, так что изменения в клипе будут видны сразу, что довольно удобно.
Кроме всего прочего, Kino снабжена развернутой справкой, где довольно доходчиво разъяснено, как работать с программой. Единственный минус – справка эта на английском языке. Там же есть справка по командам управления с клавиатуры, которые аналогичны командам известного текстового редактора Vi.
Kino, конечно, уступает программам-тяжеловесам по своим функциям и количеству фильтров, но это, тем не менее, очень хорошее средство для создания обычного домашнего фильма и даже – большого шедевра. Все-таки не стоит забывать завет великого Эйзенштейна – “Кино – это прежде всего монтаж”, а значит, прежде всего, – кнопки Вырезать, Вставить, Копировать.
В общем, творите вместе с Linux.
Всех интересующихся Linux и другими UNIX-системами отправляю на сайт членов Kirov Open Source Community – www.kirov.lug.ru.

1 В текущей версии программы интерфейс локализован не полностью (примеч. ред.)


Рекомендуем почитать: