Как мы на Linux переходили… Часть 9

Как я и обещал, сегодня мы немного отвлечемся от работы и отдохнем. Очередная, девятая статья цикла (начало см. “МБ” №№51’2005, 1-8'2006) будет посвящена выбору программ, позволяющих приятно провести свободное от работы время: мультимедийных проигрывателей.

Аудиоплеер
За последние пять лет цифровая звукозапись затмила все остальные виды хранения музыки. Винчестеры домашних компьютеров буквально ломятся от музыки всех жанров: от классики до транса. Но ведь компьютер сам по себе не умеет проигрывать музыку (как, впрочем, не умеет выполнять и никакую другую работу). Для этого необходима специальная программа, именуемая в народе аудиоплеером. В Windows данную нишу фактически делят две программы: стандартный Windows Media Player и альтернативный WinAMP (который, правда, стал ныне несколько менее популярен). Разумеется, Linux также не обделена проигрывателями (а вы думали, что линуксоиды только работают?). К примеру, в рассматриваемой нами Mandriva 2006 сразу после установки присутствует ни много ни мало пять программ для воспроизведения музыкальных композиций. Познакомимся с ними поближе.

KsCD. Простейшая программа, единственная функция которой — воспроизведение AudioCD. Единственная дополнительная функция — получение информации о треке через сервис CDDB. Ничего более она делать не умеет (mp3, к примеру, с ее помощью послушать не удастся).
Totem. Разработчики Mandriva поместили этот проигрыватель сразу в две категории — к аудио- и видеопроигрывателям. Однако на музыкальном фронте он не слишком силен: только воспроизведение композиций без каких-либо дополнительных функций (разве что визуализация есть). Список треков очень примитивен и вынесен в отдельное окно. Вообще эта программа более всего напоминает старый Windows Media Player (до шестой, примерно, версии). Я думаю, мы вернемся к этой программе чуть позже, когда приступим к просмотру видео.
Noatun. Довольно странный проигрыватель, который наотрез отказался проигрывать мои файлы… На случай, если вам повезет больше, сообщу: здесь имеются вполне приличный список треков, эквалайзер с предустановками и возможность наложения эффектов.
Timidity. Еще одна забавная программа: минимум функций, и те — не работают…
XMMS. Ну вот мы, наконец, и добрались до симпатичного проигрывателя. X Multimedia System — это единственная программа в данном обзоре, поддерживающая модную ныне (особенно — в Windows) технологию скинов (шкурок). Этот проигрыватель вообще является практически точной копией WinAMP (а может — наоборот?1): скины, красивый и удобный плейлист, эквалайзер, поддержка плагинов (целых четыре типа: ввод/вывод, общие и др.), визуализация, немалое число настроек… Перечислять можно долго, но я не вижу в том необходимости — взгляните на WinAPM второй версии и все увидите сами. Впрочем, на деле все оказалось не так радужно. Во-первых, XMMS не отличается стабильностью — за мое недолгое с ним знакомство он несколько раз “подвис”. Причем один раз даже ухитрился унести за собой систему (при запуске одного из плагинов для визуализации). Во-вторых, программа уже достаточно давно (почти два года) не обновляется, а значит, надежды на исправление этих неприятных ошибок практически нет… Что же, пойдем дальше.
Пятая (и последняя) программа — amaroK, встречающая своих пользователей пафосной фразой: “Приветствую тебя, о владыка!” Несмотря на то, что авторы скромно пишут название этой программы с маленькой буквы, она вполне достойна звания Проигрывателя с буквы заглавной. Правда, называть amaroK проигрывателем даже с большой буквы — не совсем корректно, ибо это целая система, позволяющая управлять огромными коллекциями композиций. По функциональности ее можно сравнить разве что с iTunes от Apple. Причем местами возможности amaroK гораздо шире. К примеру, управление библиотекой (или, если угодно, — коллекцией) организовано довольно оригинально: у каждой композиции есть личная “карточка”, которая изменяется при обращении к треку. На основании этих записей ведется статистика: количество обращений к песне, к песням данного автора/исполнителя, к песням из данного альбома и т.п. Впоследствии вся эта статистика выводится при открытии песни. В качестве базы вы, кстати, можете указать папку (или несколько папок); программа будет периодически сканировать ее (в фоновом режиме) и добавлять в библиотеку новые треки. Присутствуют здесь и “умные” плей-листы, уже знакомые нам по детищу Apple (см. “МБ” N№5'2005). Упоминания заслуживают две уникальные возможности amaroK: для каждой песни вы можете загрузить из Сети слова, а для каждого исполнителя — его краткую биографию (данные берутся из Wikipedia, если они, конечно, там есть).
Есть у amaroK и много других интересных функций, но я не буду останавливаться на них — те, кому интересно, познакомятся самостоятельно.

Заключение
После очередного раунда мы имеем ничью — обе ОС снабжены довольно мощными инструментами для воспроизведения музыки и управления домашней коллекцией. Итоговый счет — 14:6.

Продолжение следует…

1. Поскольку обе программы появились в 1997 году, понять, какая из них прототип, а какая — копия, мне не удалось…


Рекомендуем почитать: