Вокруг диска

Нелады с законом были у российских пользователей всегда. Даже сейчас, когда цены на лицензионное программное обеспечение снижены, а отдел “Р” достаточно активно трясет фирмы и организации на предмет пиратских программ, лицензионный софта теряется под горой пиратской продукции. Кроме того, на компьютерном рынке существуют те же проблемы во взаимоотношениях покупатель-продавец, что и на рынке других товаров. И часто получается ситуация, когда покупатель не знает своих прав и не может себя защитить (то же, кстати, нередко относится и к продавцам).

Для освещения этих вопросов мы открываем рубрику “Закон”, в которой будем освещать все юридические аспекты компьютерного рынка: законодательство, касающееся компьютеров и ПО, консультации юристов, обзоры и т.д. Во многом эта рубрика будет формироваться по вашим вопросам, так что пишите!
Сегодня мы публикуем статью, посвященную компакт-дискам — самому распространенному товару на компьютерном рынке Кирова. Информация предоставлена Комитетом по защите прав потребителей.
омпакт-диски — это весьма специфический товар. Вполне объяснимое желание каждого человека, использующего компьютер в повседневной жизни, иметь как можно больше компакт-дисков с интересными, разнообразными, а, главное, необходимыми программами, может удовлетворяться разными способами. Одни — откладывают определенные денежные суммы со своих зарплат и стипендий, а другие поступают намного проще: покупают один диск, переписывают его на винчестер компьютера, меняют сам диск, снова переписывают... Так может продолжаться достаточно долго. При этом продавцы компакт-дисков оказываются просто беззащитными перед требованиями потребителей о замене диска.
В нашу организацию довольно часто обращаются с подобными вопросами как потребители, так и сами продавцы. В этой статье мы постараемся соблюсти золотую середину, чтобы хотя бы немного помочь каждому из них. Действительно, компакт-диск надлежащего качества можно по закону заменить в течение четырнадцати дней, но такое положение скорее ошибка законодателя, чем логичное решение. Потребителей, желающих произвести такую замену, оказывается огромное количество. Поэтому продавцы дисков стараются всячески найти выход из данной ситуации, для чего им приходится идти на всяческие уловки, устанавливать маленький гарантийный срок, или вовсе его не устанавливать. В конечном итоге от этого страдают сами потребители: даже обнаружив реальный брак на своем диске, они сталкиваются с непониманием и, порой, даже с грубостью продавцов, что вызывает здоровое возмущение.
Ни для кого не секрет, что большинство дисков, предлагаемых к продаже на нашем рынке, не являются лицензионными. Проблемы компьютерного пиратства в этой статье мы затрагивать не будем, однако отметим следующее: приобретая нелицензионный компакт-диск, потребитель приобретает лишь сам диск, блестящую пластмассовую болванку, но никак не программы, содержащиеся на этом диске.
По Российскому законодательству право на программы переходит по отдельному лицензионному соглашению. Поэтому не стоит предъявлять претензии продавцу по поводу некорректно работающей программы. Сам продавец, как, впрочем, и потребитель, не имеет никаких прав на эту программу. Другое дело, когда диск лицензионный. В этом случае продавец несет ответственность за содержимое самого диска. Однако, придя домой и вскрыв фабричную упаковку лицензионного диска, потребитель автоматически теряет право на обмен такого диска надлежащего качества в течение пресловутых четырнадцати дней.
Как нам удалось выяснить, компакт-диски, выпускаемые в соответствии с техническими условиями, рассчитаны на работу в дисководах со скоростью вращения шпинделя не выше 500 оборотов в минуту. Многие современные дисководы развивают скорость до 6000 оборотов в минуту, которая является критической для диска. Часто возникают ситуации, когда диск раскалывается на части прямо в дисководе от такой высокой скорости. Претензии по поводу таких дисков при наличии информации от продавца, о возможности повреждения диска в скоростном дисководе, также будут необоснованны. Поэтому при покупке диска необходимо осведомиться о предельной скорости, на которой гарантируется его безотказная работа.
Если дисковод, в котором планируется эксплуатировать компакт-диск, не удовлетворяет указанным требованиям, то риск гибели или повреждения диска будет полностью лежать на потребителе. Информацию о конкретной модели дисковода можно получить у продавцов компьютерной техники или у ее производителя.
В заключение хочется отметить, что в случае добросовестного осуществления потребителями своих прав, а продавцами своих обязанностей, в случае отказа от необоснованных претензий, порождаемых чаще всего желанием получить все даром, в выигрыше, несомненно, останутся обе стороны (и продавцы и покупатели), повысится уровень и качество обслуживания, расширится ассортимент предлагаемой продукции.


Рекомендуем почитать: