Школа цифровой фотографии. Часть 2

В прошлый раз мы рассказывали об изменениях, происходящих сейчас в фотографии из-за все большего внедрения цифры и о необходимости уже с самого начала решительно понять: какой конкретно фотоаппарат вам нужен.
Как вы помните, список вопросов в помощь решающему был дан в довольно-таки строгой форме. Которая (форма) на самом деле не так уж и строга — если подходить к делу максимально честно, вопрос вас должен мучить всего один: ЗЕРКАЛКА ИЛИ НЕТ?

Зачем покупать зеркалку, думаю, объяснять не надо: высокое качество фотоснимков, возможность выбора оптимального для конкретной ситуации объектива с максимально высокими характеристиками, мгновенная фокусировка, отсутствие задержек между нажатием на спуск и срабатыва­нием затвора, возможность серийной съемки в RAW… это все понятно.
Поэтому сегодня мы поговорим на тему «почему НЕ НАДО покупать зеркалку».

Что почем?
Самый примитивный предлог не купить зеркалку — сказать, что это дорого. Совершенно, кстати, верно: «зеркало» — это дорого. «Коробка» (фотоаппарат без объективов) стоит $500-700. «Кит» (комплект аппарат + простой универсальный объектив) — $700-1100. К этому добавьте флэш-карточку на 1-2 Гбайт. Почему так много? Несжатый RAW от 6-Мпикс камеры занимает 9 Мбайт (сжатый, доступный, к примеру, на камерах Nikon — 6): на гигабайтную флэшку входит всего 107 кадров. Не пользоваться же преимуществами RAW на зеркалке, как я считаю, — форменное безумие. Но продолжим. Для переноски фотоаппарата нужна сумка. Не чехол, а именно сумка: хорошая, вместительная. Цена — до $100 и выше (для сумок с отделениями для объективов и прочего). Покупать ли штатив — каждый решает сам, но вот покупка внешней вспышки, как ни крути, строго обязательна — если, конечно, вы хотите, чтобы ваш аппарат раскрыл весь свой потенциал, а не был чем-то вроде «большой и нешумной» мыльницы. Даже если не покупать фирменную вспышку, а ограничиться аналогом от Sigma — это $140-230. Ну и напоследок — самое главное: объективы. Тут цены самые разнообразные, однако практически наверняка вам захочется иметь: «портретник» — 50/1.7 (1.8) — $100 или 50/1.4 — $300; «телевик» — 70-200 (300)/5.6 — $150-2000, «штатник» (светлый) — 28-75/2.8 — $300-320. Послед­ний, конечно, можно и не покупать — особенно в случае приобретения «китовой» комплектации… Но в этом случае важно знать, что идущие вместе с камерой «стекла» отдельно стоят максимум 100 долларов (ранее продававшийся очень дешево «кит» Nikon D70 с объективом 18-70/3.5-4.5 теперь продается за свою реальную цену — стоимость «коробки» + 300 долларов). И это неспроста: в начале и в конце фокусных расстояний эти объективы дают видимые геометрические искажения, а для более или менее приличной резкости изображения диафрагму следует закрывать на 4-7 ступеней. То есть и без того не слишком «светлый» становится годным лишь для съемки летним погожим днем.

Тяжкий труд
Вторая вещь, которая должна вас смутить в зеркалке, — это ее массивность. Тотальная массивность — если говорить точнее. Большая коробка. Большие — от просто крупных до практически гигантских — объективы. Солидная внешняя вспышка. Если вы едете из пункта А в пункт Б на машине или такси — это не так страшно, хотя даже ходьба по квартире с нелегким фотоаппаратом на пузе в конце концов утомляет. А представьте, что вы собрались на природу? В незнакомое место? В отпуск, наконец… Как минимум, вам придется везти дополнительную сумку с набранным фотохозяйством. Как максимум — ходить по незнакомому городу с дорогим (это видно!) фотоаппаратом на ремне, привлекая к себе внимание и изнывая от жары.

Уроки ухаживания
Зеркалка — сложное и хрупкое устройство, за которым приходиться следить куда больше, нежели за «мыльницей». Ну, все, наверное, знают, что при перестановке объективов на матрицу может попасть пыль. Немного. И не обязательно. Но если вы более или менее активно манипулируете «стеклами», то вам практически обязательно нужно сдувать с матрицы осевшие частицы — хотя бы раз в год. Также раз в год желательно заново юстировать механику — зеркало/балансир/гаситель/затвор — если, конечно, вы не хотите, чтобы аппарат начал врать вам в выдержках.
При выборе объективов нужно следить за наличием у них фронт- и бэк-фокуса («недолет» или «перелет» фокусировочной автоматики) — особенно это важно для «светлых» стекол, использующихся для фотографирования с маленькой ГРИП (глубиной резкости).

Но даже если за вы соблюдаете все правила ухода за зеркалкой, ее механизм, сложных и хрупкий, может погибнуть от несчастного случая. Случая, при котором любая «мыльница» бы отделалась (скорее всего) ерундовой царапиной на корпусе.
Наконец, зеркалки умирают от старости. Система затвора — древняя, атавистичная, механическая — служит по меркам цифровой эры не так уж и долго: у дешевых вариантов — до 25-30 тысяч срабатываний, у дорогих — до 100-150. После этого затвор элементарно ломается и требует замены — а это чуть менее половины стоимости «коробки».

Бегом от кошмара
Если все вышеперечисленное вас не испугало, то вот — последний аргумент. Самый убийственный.
Используя зеркалку, надо уметь (или хотя бы стремиться к этому) фотографировать. Да-да, как ни смешно это звучит. Надо учиться работать с ГРИП, четко фокусироваться на наиболее важном объекте будущего снимка, подбирать экспозицию, искать ракурс, работать с фокусными расстояниями, использовать законы построения кадра… То, на что просто не обра­щаешь внимание в варианте, снятом «мыльницей» и напечатанном в формате 10×15, запечатленное зеркалкой с хорошим объективом и напечатанное на листе А4-А3 становится явственно видно. И гордиться увиденным хочется далеко не всегда…


Рекомендуем почитать: