Школа цифровой фотографии. Часть 1

Недавно, цифруя семейный фотоархив, я окончательно потерял ориентиры и разрушил выстроенную в голове за предыдущие два года иерархию современных цифровых фотоаппаратов. А все потому, что я отлично знал, что компактный фотоаппарат лучше ультракомпактного, что наличие полностью ручного управления лучше его отсутствия, что RAW — это хорошо, а зеркалка — это дорого…

В реальности все оказалось гораздо сложнее. Самый главный вопрос тут: а что такое «лучше» и «хуже». Пересмотрев около двух сотен черно-белых и цветных фото периода 1940—1996 годов, я, уважаемые читатели, прямо-таки теряюсь. Дело в том, что, по нынешним меркам, все 100% (ну хорошо — 90%) любительских фотоснимков 1950—1990 годов не выдерживают никакой критики. Нечеткие, с плохим контрастом, криво скадрированные, с маленьким динамическим диапазоном, все в шуме… любой современный цифровой фотоаппарат снимает лучше. Естественно, любой — отличный от того, что встраивается в сотовые телефоны. Хотя, конечно, и телефоны уже встречаются всякие…

Большая перестройка
При этом сказать, что фотография как вид эстетической деятельности стала проще — вряд ли возможно. Получить хорошее, большое и интересное фотоизображение сейчас ничуть не легче и не дешевле, нежели десятки лет назад. Дорогая оптика, хороший фотоаппарат, умение работать в Photoshop, качественные расходные материалы и оборудование для печати… Да плюс к тому — постоянное чтение спецлитературы и регулярная практика.
Таким образом, единственное, что изменилось за прошедшие годы, — это принципы деления людей на «бытофотографов», любителей фотографии, энтузиастов и мастеров. С приходом в фотографию «цифры» это размытое в прошлом деление стало еще очевиднее, заставляя человека уже в самом начале определяться — а кем, собственно, он хочет стать?
К этому, его, кстати, все активнее толкают и создатели современного фотооборудования. Просто оглянитесь назад и посмотрите — как изменился ландшафт цифрофотографии за последние 2-4 года. Подешевели «коробки» зеркалок (спасибо смерти «Коники-Минольты»!), практически исчез класс «просьюмерок» (спасибо Sony R-1), «большие мыльницы» не хотят оставаться большими, становясь все более «мыльницами» (в новом Canon s80 исчез RAW), компакты и ультракомпакты более не стесняются убогости картинки, прекрасно сознавая, что их враг — не более дорогие собратья, как это было несколько лет назад, а сотовые телефоны. Фактически старая иерархия, унаследованная цифровой фотографией от своей пленочной предтечи, стремительно ветшает, рождая совершенно новую конструкцию:
1. Аппараты с застекленной дыркой и умеренным «зумом», способные фиксировать реальность в удовлетворительном для бытовых нужд качестве;
2. Аппараты с огромным диапазоном фокусных расстояний и приемлемыми техническими характеристиками и ценой;
3. Аппараты, позволяющие получать кадры высокого качества (по бытовым меркам), но не обладающие сменной оптикой;
4. Зеркалки (то есть, аппараты со сменной оптикой) различных ценовых диапазонов.

Бумажка стерпит
Что такое бытовая фотография сейчас? У меня, как ни странно, есть прямой ответ — это 10×15. Бумага и без того скрады­вает многие огрехи, кажущиеся на мониторе явными и неприемлемыми, а уж бумага такого небольшого формата… Цифровые технологии подарили формату 10×15 решение проблем с фокусом, высокий контраст и яркие цвета; теперь человек, подыски­вающий недорогое «мыльничное» решение может быть недоволен лишь одним — ценой. К сожалению, прогресс цифровых технологий идет не настолько быстро, чтобы фирмы-производители могли представить на рынок модель ценой ниже психологически важных $150-$100. Вместо этого — как бы оправдывая цену — они вынуждены манипулировать с такими малосущественными характеристиками, как дизайн, «мегапиксельность» и обилие «спецрежимов».

В омут головой
Как ни прискорбно, но отказ от покупки «зеркала» становится все более компромиссным решением. Широчайший в прошлом выбор «уже не мыльниц, но еще не зеркалок» стремительно сокращается, практически не демонстрируя никаких технологических новшеств.
А меж тем количество людей, которые не желают покупать «зеркалку», остается довольно большим. Да и цена за голую «коробку» — $700-$800 — хоть и значительно снизилась, по сравнению с недавним прошлым, очень многим кажется непозволительно высокой для хобби.
Начиная со второй половины 2005 года цифровая фотография рассталась с детством и перестала экспериментировать впустую. Это раньше производители могли делать самых разных мутантов, не боясь­ за их коммерческую успешность — «цифра» была в новинку, и чем загадочнее, обильнее и чуднее были характеристики у нового аппарата, тем охотнее его покупали.
Новая реальность учит экономии и дисциплине. Причем не только (и не столько) инженеров-разработчиков, но в первую очередь — покупателей. То, что раньше было настоятельной рекомендацией, становится обязательной к исполнению инструкцией. К счастью, она несложна.
1. Определитесь — нужен ли вам фотоаппарат только для фиксации разнообразных событий жизни и печати фотографий размером не более 10×15 или вы рассчитываете на нечто большее.
2. Попытайтесь понять, фотографии какого жанра вам хотелось бы делать более всего: портреты (цветопередача, управление ГРИП), пейзажи (детализация, цветопередача, динамический диапазон), сюжетное и репортажное фото (скорость фокусировки и срабатывания затвора, возможность получать снимки приемлемого качества в максимально широких условиях).
3. Подумайте, готовы ли вы мириться с большим размером аппарата и оборудования (вспышка, объективы) ради более высокого качества снимков и расширения диапазона возможных условий для нормальной съемки.
4. Просчитайте, какую сумму вы готовы потратить на приобретение фотооборудования? Готовы ли вы на дополнительные траты в дальнейшем (вспышка, объективы, карты памяти, сумки, книги, фотопринтер)?..

Продолжение следует…


Рекомендуем почитать: