Сеть и авторское право

Сегодня вокруг авторских прав разворачиваются целые интеллектуальные баталии. Причём иногда не совсем понятно, велика ли вина тех, кто эти самые права якобы нарушает. Сегодня мы поговорим об отношении закона к тому, как АП чувствуют себя в Сети.

Начнём с короткого замечания об интернет-библиотеках. В соответствии со ст. 1281 ГК РФ право на произведение сохраняется за автором даже в течении 70 лет после его смерти. Поэтому без согласования с правообладателем частично (в т.ч. и для так называемого ознакомления) или полностью в Сеть можно выкладывать только произведения, давно ставшие народным достоянием (и то при условии, что это не скан с какого-либо печатного издания, имеющего своего владельца).

Теперь — немного о блогах. Исходя из текста ФЗ «Об информации», содержание сайта может расцениваться как полноценный документ, так как хранится на физическом носителе, имеет время публикации и конкретного автора. Поэтому в соответствии со ст. 6 упомянутого Закона, использование информации, взятой с чьей-либо интернет-страницы может происходить только с разрешения автора. Если же речь идёт об общедоступном факте, например, о выходе новой программы или о каком-либо происшествии, то допускается изложение своими словами, но с упоминанием первоисточника. То же самое касается и публикации журнальных статей в сети – «без спросу» разрешено только оправданное цитирование (п. 1 ст. 19 закона «Об авторском праве»).
Как видим, какой бы разносторонней ни была блогосфера – каждый владелец электронного дневника, сайта или посетитель форума автоматически не только защищён правом на свободу слова и неприкосновенность информации, но и обязан соблюдать ряд ограничений. В связи с этим встаёт вопрос: как уследить за всем, что происходит в интернете? Особенно остро этот вопрос стоит в файлобменных сетях. Именно они в последнее время привлекают к себе внимание юристов и СМИ.

Показательным в данном вопросе является случай, произошедший в на территории России в октябре прошлого года, когда был вынесен приговор подростку, ставшему инициатором распространения украденной у компании Акелла копии Assassin's Creed ещё до официального релиза игры. Перед оперативниками стояла нелёгкая задача. Во-первых, через несколько часов после появления в сети, игра раздавалась уже на сотнях ресурсов. Во-вторых, A-Killer (под таким ником студент и выходил в сеть) использовал IP, принадлежавший также нескольким сотням пользователей и осуществлял доступ на трекер через систему шлюзов и прокси. В-третьих, владельцы торрент-трекеров, как правило, не ведут учёт данных пользователей. Тем не менее, поиск по сетевым следам дал результат – через полгода после выкладывания игры в Сеть, парень получил два года условно по ч. 3 ст.146 УК РФ — «Нарушение авторских и смежных прав». Кстати, помимо материального ущерба здесь учитывается и стоимость приобретения прав на использование объектов АП.

ac

По-сути, проблемы у пользователей и владельцев систем обмена данными могут возникнуть, только если сам правообладатель забьёт тревогу. Хотя в России, в большинстве случаев, всё заканчивается после вежливых просьб прекратить раздачу. Так, например, с одного из российских файлообменников по просьбе издателя была убрана игра King's Bounty. Так же из сети исчезают некоторые зарубежные сериалы после того, как у них появляется официальный издатель на территории РФ (хотя и его отсутствие не освобождает от ответственности).

В заключение я хотел бы упомянуть про шведский законопроект IPRED (а все уже знают, что именно в Швеции и расположен скандальный Pirate Bay). После начала его действия активность файлового обмена в стране уменьшилась на 30% ввиду ужесточения мер относительно не только инициаторов, но и каждого участника раздач. Поэтому, как ни крути, а «расшаривание» фильмов, игр и другого контента даже во внутренней сети закон редко одобряет.


Рекомендуем почитать: