Поехали? История и перспективы космического туризма

Нет сомнений в том, что история космонавтики первых десятилетий — это история научно-технического противостояния двух сверхдержав, СССР и США. Вкладывая в научные разработки и обкатку технологий огромные суммы, разделённое на два идеологических лагеря человечество за какие-то 20 лет сделало рывок от первых запусков прототипов до запуска человека в космос, стыковки кораблей и постройки орбитальных станций...

...После завершения холодной войны интерес к космосу заметно упал, что отразилось на финансировании программ. Не имея более идейной значимости, освоение космоса всё больше и больше переходит на рельсы экономической целесообразности и коммерческой выгоды...

Плати — и лети!
Конечно, основную прибыль сейчас дают запуски коммерческих спутников. Однако в последнее десятилетие весьма важную составляющую доходов космической отрасли в России и США составляет... туризм. Тот самый космический туризм, о котором уже сто лет пишут фантасты, а в последнее время — журналисты и новостники.
Итак, что же такое космический туризм? Под этим термином подразумевается возможность человека или группы людей отправиться в путешествие в космос за определенную плату. Схема проста: вы платите деньги, проходите курс подготовки и отправляетесь в полет.

Терешкова-style
Реальной (не фантастической — описанной в беллетристике) предтечей космического туризма можно считать первые полёты советских женщин-космонавтов. Не секрет, что большинство из них не были профессионалами. К примеру, достоверно известно, что Валентина Терешкова не справилась с ручным управлением «Востока-6». Двадцатипятилетняя текстильщица и секретарь комсомола готовилась к полету всего один год. Неудивительно, что в космосе девушка с позывными «Чайка» проявляла признаки психической нестабильности и почти ничего не ела.
К истокам космического туризма можно отнести и полёт японского журналиста Тоёхиро Акиямы, осуществлённый им на станцию «Мир» в 1990 году. Это был первый полёт человека в космос, оплаченный не из бюджета какого-то государства, а из средств частной компании — за возможность получать репортажи из космоса токийская телекомпания заплатила $28 млн.
Первым официальным «космическим туристом» стал Деннис Тито (см. фото). 28 апреля 2001 года в 11 часов 37 минут по московскому времени на космодроме Байконур состоялся запуск космического корабля «Союз ТМ-32», на котором бывший аэрокосмический инженер и настоящий миллионер отправился в семидневное путешествие на МКС. Время, проведённое в космосе, Тито использовал для изучения жизни в условиях невесомости и фотографирования Земли. Завершился его полёт 6 мая 2001 года, когда в 9 часов 41 минуту московского времени спускаемый аппарат совершил мягкую посадку в казахской степи.

Проблемы и решения
Стоит отметить, что запуск первого космического туриста был делом весьма нелёгким со всех сторон.
Во-первых, NASA всегда было противником космического туризма. Учитывая, что большая часть Международной космической станции построена именно за счёт американцев, с этим мнением приходилось считаться. Лишь после гибели «Атлантиса» и прекращения полётов шаттлов инициатива перешла к российским участникам процесса — ведь именно от них и от их космических кораблей зависит перевозка грузов на МКС.
Во-вторых, до начала XXI века на Земле просто не было структур, осуществляющих организацию полётов в космос с туристической целью. Такой структурой стала компания Space Adventures, заключившая с «Роскосмосом» договор, по которому в 2001 году и осуществлялась подготовка полёта гражданина Тито.
Кстати, о подготовке. Именно она была третьей проблемой. Ибо до запуска Тито никто, по большому счёту, не сталкивался с необходимостью обучения и тренировки для полёта в космос обычного человека. Понятно, что главный вопрос в этом деле — здоровье. Требования к нему у космонавта чрезвычайно высоки. Первичные тесты проводятся в Институте биомедицинских проблем при Российской Академии Наук и Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Сюда включается полное медицинское обследование, тесты на перегрузку, тесты в свободном падении (невесомости), полет на МиГ-25 в стратосферу, полет на МиГ-29 с выполнением фигур высшего пилотажа, космическая симуляция в бассейне и упражнения на модели корабля «Союз».
От туриста не требуется ничего. К управлению станцией или «Союзом» его, разумеется, не подпускают. Перед отправкой в космос турист проходит подготовку в Центре подготовки космонавтов в Звёздном городке. Программа подготовки, официально предлагаемая компанией, занимает две недели и сертифицирована Федеральным космическим агентством РФ. Все её стадии фиксируются на фото и видео. В конце курса будущему туристу вручается именной DVD, чтобы он мог полюбоваться на своё лицо, расплющенное в центрифуге.

Семеро (шестеро) смелых
После полёта Денниса Тито космический туризм стал стремительно набирать обороты. Вторым индивидуальным путешественником на МКС был бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлуорт. Его полёт начался 25 апреля 2002 (завершение — 5 мая).
1 октября 2005 к Международной космической станции стартовал американский бизнесмен Грегори Олсен. Приземление состоялось 10 октября. Изначально он был недопущен к полёту по медицинским соображениям, но позже получил разрешение.
18 сентября 2006 стартовала первая женщина-турист, американка иранского происхождения Ануше Ансари. Приземление состоялось 29 сентября. 40-летняя Ансари прошла тренировку в России и в хьюстонском центре NASA. До конца августа она оставалась лишь дублёром японского бизнесмена Дайсукэ Эномото, также желавшего полететь в космос, однако в итоге не допущенного до полёта из-за проблем со здоровьем.
7 апреля 2007 начался полёт пятого космического туриста — американского миллиардера венгерского происхождения Чарльза Симони. Приземление состоялось 21 апреля. Для него были запланированы эксперименты по заказу Европейского космического агентства (исследования влияния невесомости на кровь), а также по его собственной научной программе (влияние радиации).
12 октября 2008 к МКС стартовал корабль с шестым туристом — американским миллионером, разработчиком компьютерных игр Ричардом Гэрриотом. Гэрриот стал первым космическим туристом, который выполнил научные эксперименты по заказам коммерческих организаций.
Наконец, 26 марта 2009 начался повторный полёт пятого (а теперь — и седьмого) космического туриста — американского миллиардера венгерского происхождения Чарльза Симони. Приземление состоялось 8 апреля 2009.

МКС — не отель!
Ещё во времена первого полёта Чарльза Симони NASA и «Роскосмос» начали переговоры о временном прекращении предоставления услуг по космическому туризму. Это было связано с началом новой космической программы 2009—2013 годов, которая предполагает увеличение экипажа МКС до 6 человек. В этой связи увеличивается нагрузка на корабли «Союз», которые уже не смогут брать на борт космических туристов.
После второго полёта Симони руководитель пилотируемых программ «Роскосмоса» Алексей Краснов сообщил, что следующий космический турист может отправиться на российском корабле «Союз» не раньше 2012—2013 годов.
Разумеется, зародившийся уже рынок услуг космического туризма такая приостановка не устраивает. Появившийся спрос — пусть пока и небольшой, но исходящий от людей, располагающих солидными средствами, требует появления предложений. Они есть — и открывают эпоху частного освоения космоса.
Конечно, ни одна частная компания, желающая получать от своих действий прибыль, не способна сейчас тягаться с государствами, финансирующими космические программы NASA или «Роскосмоса». Поэтому, приходя в сектор космического туризма, такая компания должна искать какие-то альтернативы. На сегодняшний момент такой реальной альтернативой считается суборбитальный полёт.

Земля в иллюминаторе
В основе технической базы суборбитального полёта лежит так называемый «суборбитальный планер» — «продвинутая» модель пассажирского самолета, способная подниматься на высоту в 100-160 километров, чтобы его пассажиры испытали несколько минут невесомости, увидели антрацитовое небо с миллиардами звезд над собой, изогнутый земной горизонт перед собой и крохотные города под собой.
Первый в истории суборбитальный полет был совершен в США 17 июля 1962 года с помощью ракетоплана Х-15. Пилоту удалось поднять машину на высоту 96 км.
В 1985 году компания Pacific American Launch Systems представила общественности проект дизайна многоразового одноступенчатого воздушно-космического аппарата «Phoenix».
В 2002 году свою разработку летательного аппарата для космического туризма показали члены опытно-конструкторского бюро Мясищева.
Наконец, 21 июня 2004 года состоялся первый суборбитальный полёт корабля SpaceShipOne производства компании Scaled Composites. За это достижение разработчики были удостоены премии Ansari X Prize — как люди, создавшие первый частный космический корабль, который достиг стокилометровой высоты дважды за две недели, неся при этом на борту груз, эквивалентный весу 3 человек.
Технически SpaceShipOne представляет собой ракетоплан — самолет с ракетным двигателем. По предварительной схеме он поднимается в воздух с помощью самолета White Knight, под днищем которого закреплен. На высоте 20 километров SpaceShipOne отделяется и запускает собственный двигатель. После подъема на высоту около ста километров двигатель отключается, и корабль опускается на землю на собственных крыльях. «Противопоказаний для полета в невесомость на таком корабле для обычных здоровых людей практически нет. Взлет и посадка довольно «мягкие», — говорят разработчики. Запуск и приземление кораблей, подобных SpaceShipOne, планируется проводить с небольших частных космодромов, которые уже строятся.
Продолжением идей SpaceShipOne в данный момент можно считать проект Virgin Spaceship, в котором участвуют всё та же Scaled Composites и компания Virgin Galactic. Предполагается, что парк новых аппаратов составит 40-45 экземпляров в ближайшие 12 лет. Причем в конце этого срока Virgin Galactic собирается отправлять 3-4 ракеты с туристами ежедневно. Стоимость билета планируется на уровне $100-200 тыс...
Еще один перспективный проект — Hermes, активно финансируемый корпорацией Intel. Внешне Hermes похож на обычный шаттл, однако по размерам меньше в три раза. По словам идеологов проекта, на выбор клиента будут представлены две программы путешествий. В ходе первой десятерых пассажиров корабль доставит на высоту свыше 34 км. Стоимость такого приключения будет сопоставима с ценой авто среднего класса.
Вторая программа, более интересная, предусматривает полет на высоту более 112 км, где туристам будет предоставлена возможность «поплавать» в условиях невесомости в течение 15 минут. Стоимость такой путевки — $100 тыс...
На основе идей, некогда заложенных в «Буран», пытаются войти в сектор космического туризма и отечественные разработчики.
Так, довольно известен «проект МАИ», представляющий собой двухступенчатую систему. В качестве первой ступени используется самолет МИГ-31, а на второй выступает трехместный пилотируемый суборбитальный самолет с начальной массой три тонны. После отделения от самолета-носителя суборбитальный самолет разгоняется по восходящей траектории за счет гибридного двигателя, разработанного в Исследовательском Центре им. М.В.Келдыша, и после остановки двигателя по инерции набирает высоту 100-130 км. Затем аппарат по баллистической траектории снижается, входит в плотные слои атмосферы и приземляется либо по-самолетному на ближайшую взлетно-посадочную полосу, либо опускается на парашюте на неподготовленную территорию. Самое интересное то, что разработчики обещают в скором будущем продавать путевки по рекордно низким ценам — в районе $50-60 тыс...

За горизонтом...
Впрочем, «большой космический туризм» всё же не исключается из рассмотрения частными космическими компаниями. Так, компания Bigelow Aerospace сейчас разрабатывает проект космического отеля «Наутилус» (330 кубометров, 23 тонны, $100 млн), запуск которого назначен на 2009—2010 годы. Чтобы завлечь в этот отель первых посетителей, Bigelow Aerospace предложила приз в $50 млн той фирме, «космосамолет» которой первым пришвартуется к «Наутилусу».
Наконец, видит бизнес и перспективы в таком развитии космического туризма, которое сейчас кажется фантастикой — например, в увеселительных полётах на Луну. Вице-президент компании Space Adventures (той самой, которая долгие годы работала с «Роскосмосом») Крис Фаранетта высказал мнение, что первые туристы смогут реализовать свою мечту и полететь к Луне уже через пять лет. По словам Фаранетты, уже несколько человек выразили заинтересованность в приобретении подобного «звездного билета». Бедных среди них нет — по предварительным расчетам, полет на Луну обойдется не менее чем в $100 млн для каждого желающего.
«Есть две схемы полета, первая из которых подразумевает облет Луны с зависанием в верхней точке орбиты её вращения. Этот вариант космического вояжа займет от семи до десяти дней», — пояснил Фаранетта.
Второй вариант, представляющий наибольший интерес, предполагает, что космические туристы и профессиональный космонавт пристыковываются к Международной космической станции (МКС), после этого на ракете-носителе «Протон» запускается верхняя ступень ускорителя, которая присоединяется к космическому кораблю на орбите полета МКС и после этого корабль осуществляет облет Луны.
Space Adventures полагает, что такой вариант будет пользоваться большей популярностью, так как предусматривает посещение МКС. Кроме того, в этом случае возможен осмотр обратной стороны Луны, которая представляет больший интерес для наблюдателей, чем внешняя.
Как мы видим, космос становится всё более и более доступен. В ближайшее время посещение его будет стоит от $40 тыс. до $100 млн — в зависимости от конкретной туристической программы. Что же будет дальше — мы можем только гадать... Одно можно сказать с уверенностью: космос ещё долгое время останется сферой интересов настоящих романтиков и искателей приключений. Несмотря на коммерческую основу.


Рекомендуем почитать: