Как выбрать монитор - часть вторая, техническая

В прошлой статье мы рассмотрели “потребительские” аспекты выбора той или иной модели монитора. Настало время немного углубиться в технические подробности, дабы желающие смогли удовлетворить свое любопытство.

Главный элемент монитора — это его экран. В зависимости от вида экрана мониторы можно разделить на следующие типы.
Мониторы с электронно-лучевой трубкой (ЭЛТ, CRT). Это самые распространенные мониторы с вакуумным кинескопом.
Жидкокристаллические панели (LCD) встречаются большей частью у ноутбуков. В скором времени такие мониторы могут заменить ЭЛТ-дисплеи. Основной сдерживающий фактор: цена LCD мониторов в два-три раза выше.

20080629_monitor.jpg

В последнее время появились новые, достаточно экзотические типы мониторов. Это плазменные панели (PDP), дисплей с автоэлектронной эмиссией (FED) и мониторы на основе светящегося пластика (LEP).
Сейчас наиболее распространены ЭЛТ-мониторы. Соотношение цена/качество для таких мониторов — самое оптимальное. Главные недостатки: не очень высокая четкость изображения, большая потребляемая мощность и различные вредные излучения. Главные преимущества: десятилетиями отработанная технология и низкая цена.
Работа CRT-монитора основана на использовании вакуумного кинескопа, внутренняя часть которого покрыта люминофором — веществом, испускающим свет при попадании на него электронов. Поток электронов создается электронной пушкой. После испускания поток усиливается и изменяется с помощью различных устройств внутри кинескопа. В конце концов электроны достигают люминофора, и часть энергии преобразуется в свет. В цветных трубках используются три пушки, в монохромных — одна.
Слой люминофора состоит из очень маленьких элементов. Их разделяют на три типа: красный, зеленый и синий. Каждый из них воспроизводит свой цвет. Каждая пушка также отвечает за свой свет и должна “попадать” только на элементы люминофора с тем же цветом. Для этого используется специальный элемент кинескопа — маска (решетка), работающая как прицел. Управляет всем процессом электронная начинка монитора.
Существует три типа маски: теневая, щелевая и апертурная.
Теневая маска (shadow mask) применяется в большинстве мониторов. Маска представляет собой решетку, которая изготавливается из инвара (сплав никеля и железа). Решетка разбивается на группы по три точки разных цветов (зеленый, красный и синий) — триады. Если взять две соседние триады, то расстояние между точками одинакового цвета называется шагом точки (dot pitch). Обычно значение этого шага показывают на ценнике рядом с монитором. Чем меньше шаг, тем четче изображение. В начале 90-х годов рядовые мониторы имели шаг 0,39 мм. Сейчас необходимый минимум — 0,28 или 0,29 мм. Теневая маска применяется в таких мониторах как Hitachi, Panasonic, LG, Samsing, Daewoo, Nokia, Viewsonic и другие.

20080629_sony_sdm_n50.jpg

Щелевая маска (slot mask) — фирменная технология NEC под названием CromaClear. Элементы люминофора составляют такую же триаду, только располагаются триады в вертикальных эллиптических ячейках. Минимальное расстояние между одинаковыми элементами двух триад называется щелевым шагом (slot pitch). Стандартное его значение — 0,27 мм. Чем меньше шаг, тем лучше четкость изображения. Щелевая маска используется в мониторах NEC, Panasonic и LG Flatron.
Апертурная решетка (aperture grill) применяется в кинескопах Trinitron фирмы Sony. Элементы в ней не сгруппированы в триады, а выстроены в виде вертикальных полос трех основных цветов. Такая система обеспечивает высокую контрастность изображения и насыщенность цветов. Маска представляет из себя тонкую фольгу с прорезями. Закрепляется маска на горизонтальных проволочках — одной в 15'' мониторе, двух в 17'', трех и более при больших размерах. Проволочки применяются для гашения колебаний, их можно увидеть на светлом фоне, так что не пугайтесь, если вы обнаружите на вашем экране тонкие горизонтальные линии. Расстояние между полосами одинаковых цветов называется шагом полосы (strip pitch). Стандарт — 0,26 мм. Чем шаг меньше, тем лучше. Апертурная решетка применяется в мониторах Sony, Viewsonic, Nokia и других.
Как видно, размер шага для разных типов маски измеряется по-разному, поэтому не совсем корректно их сравнивать. Так, например, 0,25 мм для апертурной решетки по качеству эквивалентно 0,27 мм для теневой маски.
Мониторы с теневой маской дают более четкое и детализированное изображение. Они рекомендуются для работы с текстами и мелкими элементами графики, например, в AutoCAD.
Апертурная решетка позволяет получить более яркое, контрастное и насыщенное изображение. Они хорошо подходят для работы с фотографией и для настольных издательских систем.
Луч от электронной пушки пробегает по всем своим точкам на экране несколько раз в секунду. После прохождения луча точка еще некоторое время продолжает светиться. Совокупность светящихся точек и создает изображение. Чем быстрее (и чаще) электронный луч будет проходить по экрану и “обновлять” свечение точек, тем меньше будет заметно мерцание картинки. Считается, что мерцание практически незаметно при частоте 72-75 раз в секунду (или 72-75 Гц, Герц). Некоторые специалисты считают, что оптимальные значения находятся в районе 85-110 Гц. А вот различия больше 110 Гц глаз уже не воспринимает.
Мониторы для каждого размера экрана имеют свои предельные параметры частоты. Это обуславливается разным количеством точек на экране. Чем выше разрешение, тем больше количество точек, тем реже монитор успевает их обновлять. То есть от электронной “начинки” монитора зависит максимальная частота обновления при каждом разрешении.
К тому же, видеокарта должна успевать передавать монитору данные о всех этих точках. Дешевые (или старые) видеокарты не всегда успевают передавать данные монитору, поэтому при высоких разрешениях может наблюдаться нарушение четкости изображения.
При выборе монитора необходимо учитывать, сертифицирована ли ваша видеокарта на требуемое разрешение при нужной частоте обновления или нет. Видеокарта в магазине может иметь лучшие параметры, чем у вас дома, поэтому изображение в магазине может отличаться от того, что вы увидите после покупки.
Выбрать хороший монитор бывает очень непросто. В прошлой статье мы приводили советы для рядового потребителя, но если вы являетесь искушенным пользователем, вам помогут дополнительные рекомендации. Он приведены ниже.
Все начинается со стандартной проверки — выяснения технических характеристик. Частота регенерации вашего рабочего разрешения (например, 1024×768) не должна быть меньше 72 Гц, а лучше — 75-85 Гц или выше. Не забывайте, что частота зависит и от видеокарты.
Для расширенной проверки рекомендуется дать монитору прогреться хотя бы 20 минут. Можно вооружиться специальной программой тестирования, например, Nokia Monitor Test. Далее выполните следующие шаги.
1. Включите белый фон и отойдите на несколько шагов. Посмотрите, нет ли нарушений чистоты тона. Они обычно напоминают намагничивание маски.
2. Установите желаемое разрешение и частоту регенерации. Настройте яркость и контрастность, стараясь приблизить черный цвет экрана к цвету рамки по краям. Убедитесь, что у вас есть запас по яркости и контрастности.
3. Проверьте фокусировку по центру экрана и по углам. Для этого достаточно посмотреть на темный текст в центре и в углах экрана. Буквы должны быть четкими и удобочитаемыми. Можно использовать строчные буквы ‘e’ и ‘m’.
4. Проверьте сведение. Посмотрите на белые линии на черном фоне. Если белые линии остаются белыми вдоль краев экрана, то все прекрасно. Если вклиниваются полосы другого цвета, то исправляйте сведение.
5. Проверьте монитор на предмет наличия таких искажений, как подушка или бочка. Возьмите предмет с ровным краем, например, лист бумаги, и приложите его к краю экрана с изображением. Если края отклоняются, то необходимо подкорректировать изображение. Некоторые искажения не подлежат корректировке, так что будьте внимательны. Вам с ними работать еще несколько лет.
6. Дополнительная проверка геометрических искажений. Возьмите объект с постоянными размерами (например, любое окно программы) и перемещайте его по экрану. Измерьте окно в разных частях экрана с помощью линейки. Размеры должны совпадать.
7. Проверьте цветопередачу: последовательно отобразите на экране чистый красный, зеленый и синий цвета. Они должны верно отображаться.
8. Обратите внимание на равномерность засветки. Для этого выведите на экран полностью белое изображение. Яркость должна быть равномерной по всей площади. Не должно быть никаких цветных или темных пятен.
9. Проверьте размазывание цвета. Отобразите объект со светлым основным цветом (светло красным, светло зеленым или светло синим). С правой стороны цвет должен четко заканчиваться на границе объекта, а не размываться, сходя на нет.
10. Проверьте антибликовое покрытие. Плохое покрытие состоит из крупных частичек, которые рассеивают свет. Выключите монитор и посмотрите на отражения. Если они размыты, то и качество изображения на мониторе будет неважным. Если посмотреть на отражение лампы дневного света, то на качественном покрытии оно будет голубовато-фиолетовым.


Рекомендуем почитать: