Кина будет. Часть 2: настраиваем

В первой части технически-бытоописательного очерка «Кина будет» речь шла о верных друзьях автора, подаривших ему в День рождения DVD-плеер. Всего за несколько дней пытки монофоническим звуком из телевизора автор вынужден был победить свою жабу в неравной борьбе на удушение и, откупорив секретную кубышку с гонорарами от «Мегабайта», пойти в магазин за полноразмерной акустикой. В итоге, собрав все приобретенное и полученное в качестве подарков добро в центре комнаты, автор принялся за полноценное создание «домашнего кинотеатра»…

Ориентирование на местности
Итак, передо мной встала классическая задачка строителей домашних кинотеатров начального уровня: разместить все аудиооборудование в жилой комнате (зал) так, чтобы его взаиморасположение максимально полно соответствовало схеме «звезда» и при этом не портило внешний вид помещения.
Вы спросите, что есть «звезда»? Это классическая схема взаиморасположения аудиокомпонентов системы 5.1, при которой они создают поле объемного звука высшего качества. В идеале колонки должны стоять так (рис. 1).

Тогда, спросите вы, почему это задачка для строителей ДК именно начального уровня? Элементарно: покупать что-либо высококлассное для загроможденной стенкой, столиком, креслами и прочими хрустальными вазами комнаты смысла большого нет, а человек, все-таки пошедший на такую покупку, думаю, уже освободил для домашнего кинозала специально оборудованную комнату, в которой ему не придется придумывать хитроумные комбинации сосуществования центральной колонки и мраморных слоников на бабушкином комоде.
Однако вернемся к вашему барану — то есть ко мне. Мебель в большой комнате моей квартиры стоит в привычной для нашей страны конфигурации: по одной длинной стене тянутся шкафы с книгами, фужерами, одеждой и бытовой техникой, по другой — кресло и диван. Короткие стены оккупированы окном и двухстворчатой дверью. Особенность интерьера в том, что шкафы стенки (мебельного гарнитура) у меня разной высоты — выглядит это достаточно хорошо да и, как оказалось впоследствии, для домашнего кинотеатра полезно.
Свежим взглядом владельца ДК окинув привычную местность зала, я принял решение выстаивать акустику по следующему образцу (рис. 2).

Построй свое кино
С фронтальной частью больших проблем не было, как не было их и с сабвуфером: передние колонки расставляются на низкие (высота примерно 165 см) шкафы, центр — на полочку над телевизором (прямо на DVD-плеер), а басы отправляются в угол. Все добро разворачивается так, чтобы звуковые волны образовывали лучи той самой «звезды».
С тылами было хуже. Ясно, что их нужно прибивать. Но как? Вешать на гвозди намертво? Неправильно — тогда раструбы динамиков будут смотреть строго вперед и никакой звезды не получится. Да и фазоинвертор, тупо воткнутый в стену (пусть и говорят, что на маленьких тыловых колонках это особой роли не иг­рает), — это не слишком хорошо. Другой вариант — маленькие полочки — тоже неидеален: а вдруг ночью колонки с них свалятся (рядом диван, на котором я сплю). Получить во сне килограммовой колонкой по голове — небольшое удовольствие…
Обежав несколько магазинов, я, тем не менее, нашел решение: специальные крепления для колонок с возможностью менять угол не только по горизонтальной, но и по вертикальной оси. Цена — 360 рублей, цвет — серебряный, в тон акустике.
Дальнейшее было делом техники: закупаем пару десятков метров шнура, проводим его от сабвуфера-усилителя до каждой из колонок (под ковром, за плинтусами, по стеночкам…), втыкаем шесть штекеров-тюльпанов в DVD-плеер с одной стороны и шесть штекеров-тюльпанов в сабвуфер — с другой, выставляем с помощью пульта на сабвуфере режим AC-3 и…
…принимаемся настраивать систему.
Для настройки своего домашнего кинотеатра я пользовался советами одного весьма уважаемого мною человека, живущего в городе Гродно (Республика Беларусь) — Олега «Bull Dozer» Шевцова (знаю его по общению на закрытом форуме Goblin'овского «Тупичка» — а там, как известно, дураков не держат). Начав же писать этот очерк, я попросил у Олега разрешение использовать его записи, на что тот любезно согласился (спасибо ему!).

Касательно настройки (by Олег «Bull Dozer» Шевцов)
Приведенный мной ниже способ упрощен, но результат его удовлетворит 90% потенциальных кинозрителей, за исключением лишь малого числа «повернутых» киноаудио­маньяков.
В идеальном случае под кинозал должна быть выделена отдельная комната, акустика в которой должна быть вписана в круг в виде 5-конечной звезды (для систем 5.1), либо 6-конечной (для конфигурации 6.1). Зритель же должен находиться в центре этой окружности. В этом случае расстояние до всех колонок является одинаковым и никаких регулировок задержек не требуется.

Но!
В реальности это бывает очень редко: акустика располагается в обычных комнатах типовых квартир, и колонки ставятся там, где позволяют мебель и жена. Именно для того, чтобы скомпенсировать неравномерное удаление динамиков от слушателя, существуют настройки задержек звука по каждому каналу. Проще говоря, если одна колонка расположена ближе другой, то и звук от нее дойдет до слушателя раньше. Соответственно, чтобы скомпенсировать разницу, для ближерасположенной колонки нужно выставить задержку, чтобы звук от обеих достигал слушателя одновременно. Грубо принимается так: разница в расстоянии в один фут соответствует задержке в одну миллисекунду.
Правда, теперь в миллисекундах задержки практически не выставляются. С целью упрощения в меню современного ресивера просто нужно задать расстояние от каждой колонки до слушателя — и настройка практически закончена.

Остальное он сделает сам.
Затем приступают к настройке громкости каналов. Опять же, в идеале все динамики должны быть одинаковыми и располагаться на равных расстояниях. Соответственно, и громкость будет одинаковой. В реальности, однако, часто фронт — это напольники, тыл — полочники, а центр — вообще отдельная горизонтальная колонка. Все — с разным сопротивлением. Кроме того, есть преграды в виде мебели, экранирующей либо отражающей звук, поэтому требуется поканальная регулировка громкости. В меню ресивера включается тестовый тон-сигнал и выставляется громкость так, чтобы от каждой колонки звук воспринимался одинаковой громкости (в аппаратах не самой низкой ценовой категории часто ставят системы автокалибровки — типа MCACС у Pioneer. Там в комплекте имеется микрофон, который устанавливается в месте нахождения слушателя, включается настройка — и ресивер сам устанавливает громкости и задержки по каналам, даже с учетом акустики помещения. Но, как я понимаю, это не наш случай).
Теперь настраиваем сабвуфер. Для начала неплохо бы иметь тон-генератор или специальный тестовый диск, на котором записаны тон-сигналы с шагом 5 или 10 Гц. Подавая эти сигналы по нарастающей частоте на ресивер, мы выясним, на какой нижней частоте акустика начинает выдавать нормально слышимый звук, а не “пердеж”.
Это и будет ее реальная нижняя частотная граница (приготовьтесь к разочарованию — реальная цифра, как правило, имеет мало общего с данными, указанными в паспорте). После этого на сабвуфере устанавливаем частоту среза, равную найденной (чтобы диапазоны колонок и сабвуфера не перекрывались, создавая ненужные резонансы, а плотно стыковались). В идеале, сабвуфер тоже неплохо было бы проверить тон-генератором — я лично видел два случая, когда регулятор настройки частоты среза врал — то есть был просто неоткалиброван на фабрике. Предварительно выставляем громкость сабвуфера на половину, и ставим его в то место, где он, как предполагается, будет стоять. А вот теперь начнется шаманство и пляски с бубном, ибо все настройки были лишь предварительными…
Запасаемся стопкой нормальных, фирменных DVD и начинаем регулировать РЕАЛЬНУЮ звуковую картину. Перемещения виртуальных звуковых объектов (фронт-тыл, тыл-фронт, во фронте и тылу справа налево и слева направо, а также диагональные) должны проходить гладко, без слышимых «провалов» звука. Если таковые наблюдаются в направлении фронт-тыл или наоборот, пытаемся играть с задержками тыловых каналов, изменяя их, пока перемещения не станут равномерными. При слышимых «дырках» в перемещениях лево-право и наоборот, пытаемся регулировать это ориентацией фронтальных динамиков — постепенно разворачиваем их так, чтобы «морда» колонок из положения «фронт в одну линию» постепенно начинала «глядеть» на слушателя. Как только добиваемся результата — прекращаем.
Громкость сабвуфера регулируем на слух (спецаппаратуры, к сожалению, нет ни у кого, кроме фирм-инсталляторов).
Общие правила:
– сабвуфер не должен бубнить всю дорогу — слышно его должно быть лишь при низкочастотных эффектах;
– если низкочастотные эффекты воспроиз­водятся слишком громко — убираем уровень громкости;
– если недостаточно — начинаем таскать сабвуфер по комнате в поисках оптимального места.
В общем случае в углу сабвуфер будет бухать громче, чем посреди помещения. Можно также поиграть с переключателем фазы — оставить в том положении, при котором звук громче.
Диски, которые я лично рекомендовал бы для настройки:
1. Pearl Harbor — все виды перемещений (вперед-назад, право-лево, диагональные) в сцене атаки на американский флот.
2. «Пляж». В сцене кошмара героя вертолет облетает хижину по кругу — отлично подходит для настройки таких эффектов.
3. «Матрица», первая часть. На десерт, так сказать. Если в сцене перестрелки на крыше первая пуля агента свистнула у вас прямо над левым ухом, а в сцене освобождения Морфея сабвуфер включился лишь тогда, когда заговорил 6-ствольный «Вулкан» — но включился так, что «поплыла» комната, — можно считать, что счастье наступило!

Пара нюансов (заднее слово)
Под занавес — несколько простых советов.
Во-первых, перед покупкой диска с фильмом внимательно смотрите на надписи и значки, информирующие о формате аудио. В идеале должно быть написано что-то типа «Английский — Dolby Surround 5.1, Русский — Dolby Surround 5.1» и рядом поставлен квадратик с тремя точками на верхней грани, двумя (по углам) — на нижней и одной точкой в центре. Во всех остальных случаях вам, возможно, дают псевдо-объемный звук, который будет распихан по пяти каналам с помощью эмуляции. Разумеется, звучит это уже не столь здорово.
Во-вторых, обязательно изучите инструкцию к вашему DVD-плееру. Особенно в той ее части, которая относится к звуковым настройкам. Поверьте, неправильно выбранными опциями можно «убить» звуковую картину сколь угодно высокого качества, проигрываемую на сколь угодно дорогой технике.
Ну и в-третьих, не жадничайте — конечно, на DVD-R, который сейчас стоит четвертной, входит аж шесть фильмов в формате MPEG-4, но… лучше купить шесть DVD-R и перекопировать интересующие вас фильмы без утомительного пережимания в Auto Gordian Knot, низводящего прекрасную 5.1-дорожку до замшелого стерео, место которому — в четыре года как минувшем XX веке.


Рекомендуем почитать: