Go, GeForce, Go!

Как вы считаете, работает ли ваша видеокарта на полную мощность? Можно ли из неё выжать еще пару говорящих пернатых, или же – сделать текстуры более чёткими? Если ответа у вас нет, то вам могут помочь программы-видеотвикеры, о которых мы расскажем в этом обзоре.

ForceWare
Для начала рассмотрим «твикинговые» способности ForceWare. Многие, наверное, удивятся, ведь стандартные возможности его весьма ограничены – и будут правы. Но при добавлении соответствующих значений в реестр функциональность драйвера повысится в разы. Сделать необходимые модификации можно, скачав из Сети reg-файл, либо воспользовавшись программой nTune. Единственный плюс последней – возможность автоматически удалить ненужные значения в реестре. После этого на странице настройки драйвера появится несколько «лишних» пунктиков.
Прежде всего отметим пункт «Производительность и качество». Здесь представлены основные настройки для работы с Direct3D- и OpenGL-приложениями: уровень сглаживания, анизотропная фильтрация, оптимизация для увеличения производительности. Настройки первой группы позволяют изменить качество анизотропной фильтрации путем упрощения алгоритма (или даже отключения её – в некоторых случаях). «Трилинейная оптимизация» также изменяет качество фильтрации, но, как можно догадаться, трилинейной. «Анизотропная оптимизация фильтрации пирамиды текстур» и «Анизотропная фильтрация образцов» упрощают процесс фильтрации за счет снятия первого текстурного прохода. Стоит отметить, что в режиме «Высокое качество» драйвер принудительно отключит оптимизации. Если учесть, что разница в скорости между наиболее и наименее производительным режимами может составлять 10-15%, а качество картинки заметно ухудшается не всегда, то использование таких оптимизаций – оправдано.

Для каждого приложения можно создать собственный профиль, указав особые параметры. В этом случае драйвер при запуске конкретной игры сам включит нужные режимы, что, несомненно, удобнее, чем постоянно делать это вручную.
Также очень важным параметром является «Максимальное количество кадров для предварительного рендеринга». По умолчанию оно равно 3. Данный параметр ограничивает количество кадров, которые может подготовить центральный процессор перед их обработкой графическим. Вот, собственно, и всё, что предлагает понастраивать драйвер ForceWare. На очереди – его оверклокерские способности.
Здесь интерес представляют «Настройки тактовой частоты» и «Температурные параметры». О том, «как разгонять», можно посмотреть в «МБ» №45’2005; отмечу лишь важные моменты: установка максимально допустимых частот, разделение частот на 2D, low-power 3D, performance 3D и точность установки. Функциональность этих параметров у драйвера – не очень хороша; часто встречается ситуация, когда драйвер не позволяет пройти стресс-тест. Мониторинг температуры не умеет ничего, кроме как показывать текущую температуру. Правда, в ForceWare, начиная с серии 9x.xx, в режиме nVidia Control Panel есть возможность построения графика длиной в час, но выполнено это не очень удобно.
В итоге по ForceWare стоит отметить следующие особенности: простой интерфейс, поддержка русского языка – но очень слабая функциональность.

Power Strip
Одна из самых известных и распространенных программ для разгона видеокарт. После завершения установки инсталлятор попросит перезагрузить компьютер, а уже при следующей загрузке Windows – Power Strip запустится сама. Как такового, «главного окна» у Power Strip нет; все функции вызываются из трея.
Опции, так или иначе связанные с настройками производительности, вызываются щелчком по иконке программы и выбором «Performance profile – Configure». Здесь предлагаются: возможность изменить частоты видеочипа и памяти (присутствует разделение только на 2D/3D), а также – настройки Direct3D и OpenGL.
Enable vertical sync (OpenGL) позволяет управлять вертикальной синхронизацией. Включение данной опции не позволяет видеокарте переводить картинку из заднего буфера в передний. Если проще, то fps всегда будет меньше или равен значению вертикальной развертки монитора. Включать это имеет смысл лишь в тех случаях, когда происходит «разрыв кадра».
Disable vertical sync – то же самое, что и предыдущая опция, только уже для Direct3D приложений.
Use fast linear mipmap filtering – упрощение трилинейной фильтрации на очень старых видеокартах.
Disable fog table emulation – данная опция отключает эмуляцию тумана на видеокартах Riva TNT, что приводит к повышению производительности. Владельцы видеокарт уровня GeForce 256 и выше могут спать спокойно – на скорость работы их карт эта опция уже не влияет, так как имеется аппаратная возможность создания пиксельного тумана.
Use 32-bit Z-buffer – эта опция позволяет включить поддержку 32-битного Z-буфера.
Force anisotropic filtering – форсирование уровня анизотропной фильтрации; диапазон значений ничем не отличается от представленных в панели драйверов nVidia.

Force full scene antialiasing – выбор уровня сглаживания. Количество градаций несколько больше, чем в стандартной панели драйверов ForceWare, и это весьма кстати: значения типа 4 (6.8) xS используют более качественный метод, чем обычный мультисемплинг (2x, 4x, 8x) – и практически без потерь в скорости. Почему NVIDIA не позволяет включать эти режимы в панели драйвера – непонятно.
Image settings – то же самое, что и «Производительность системы» в ForceWare: настройка, влияющая на качество анизотропной фильтрации.
Также часть низкоуровневых настроек видеокарты можно изменить в разделе «Options – Adapter Information». Здесь доступны выбор режима AGP и управление Fast-Writes и Side-Band Addressing. На скорость они влияют не очень сильно, зато иногда могут ограничивать разгон или, что хуже, приводить к нестабильной работе. Из особенностей Power Strip можно отметить возможность создания профилей не только для настроек производительности, но и для частот чипа/памяти.
Также Power Strip поддерживает «горячие клавиши»: с их помощью можно изменять многие параметры, в том числе и тактовые частоты, но для их работы потребуется постоянно держать программу в системном трее. Управление хот-кеями осуществляется из меню «Options – hot key manager».
В заключение выделю плюсы: значительно более широкие возможности настройки для работы с Direct3D- и OpenGL приложений, расширенная функциональность системы профилей, поддержка «горячих клавиш», многоязычный интерфейс; и минусы: не очень удобный интерфейс, тип распространения – единственная платная программа среди рассматриваемых. Впрочем, незарегистрированная версия существенных ограничений на работу не накладывает, а если не видно разницы – то...

RivaTuner
Программа создана нашим соотечественником, Алексеем Николайчуком, для настройки, как нетрудно догадаться, видеокарт серии Riva – и, к счастью, развивается до сих пор. После инсталляции программа создаст «слепок» реестра; после этого можно сразу приступать к работе. RivaTuner имеет доступ как к аппаратным, так и к программным настройкам видеокарты. Для начала во всем этом многообразии опций стоит выделить только те, которые непосредственно влияют на скорость работы видеокарты и 3D-приложений. В разделе Main это подразделы low-level system settings, system settings, DirectDraw and Direct3D settings, OpenGL settings.
В первой части рассмотрим «твикинговый» инструментарий RivaTuner. В окне Direct3D Tweaks имеется 9 вкладок, первая из которых называется Mipmapping. Данная опция позволяет регулировать уровень mip-текстур. Каждая единица LOD изменяет выбранное значение на один уровень. Отрицательные значения приводят к использованию больших уровней mip-текстур, положительные – меньших уровней. В первом случае повышается четкость текстур, но побочным эффектом становится «зернистость», во втором – ситуация прямо противоположная: картинка полностью размывается. Использование mipmap LOD имеет смысл лишь для бенчмаркинга, когда крайне необходим максимальный fps.
Следующая вкладка, Intellisample, определяет качество анизотропной фильтрации.
Третий раздел называется LMA (LightSpeed Memory Architecture); единственная доступная опция – сжатие содержимого Z-буфера. В нём хранятся данные о глубине отображения каждого пикселя перед рендерингом, и передача столь большого количества информации очень сильно загружает шину памяти. Сжатие данных Z-буфера позволяет уменьшить трафик в четыре раза, причем без потерь в качестве картинки. Вполне естественно, что эта опция по умолчанию включена.

Далее идет вкладка Shaders, позволяющая форсировать версии пиксельных и вершинных шейдеров. При использовании шейдеров версии 1.1 игра будет рассчитывать более быстрый код, что приведет к росту производительности.
Раздел Blitting содержит настройки функции блиттинга – копирования блока данных из одного места видеопамяти в другое. Включать их рекомендуется лишь в случае каких-либо проблем в работе 3D‑приложений, так как это приведет к потере в скорости.
Шестая по счету вкладка с названием Vsync содержит в себе возможности по использованию вертикальной синхронизации.
Prerender limit – это то же самое, что и «количество кадров для предварительного рендеринга» (см. выше).
Следующий раздел – Textures.
Вкладка Surface format settings содержит возможности по управлению форматами поверхностей для приложений DirectX7, DirectX8 и выше. Ввиду того, что количество представленных форматов очень велико, а игры используют далеко не все из них, пытаться найти наиболее скоростной вариант для каждого отдельного приложения практически невозможно. Texture filtering preferences определяет уровень анизотропной фильтрации.
Предпоследний раздел – Compatibility. Здесь единственная доступная опция – Disable table fog emulation. О том, что это такое написано выше (см. главу PowerStrip).
Последняя вкладка – Antialiasing. Позволяет выбрать уровень сглаживания. Количество настроек в этой вкладке зависит от модели вашей видеокарты и версии используемых драйверов. Так, на видеокартах серии GeForce 7 доступна опция Transparency antialiasing, которая управляет режимом сглаживания полупрозрачных текстур (например, металлической сетки или ветки дерева). Режим supersampling дает более качественную картинку, в то время как multisampling – более высокую скорость. Имеется возможность создавать профили с различными настройками для отдельного приложения. Настройки OpenGL в основном повторяют таковые из Direct3D, поэтому перечислять их не имеет смысла.

• • •
Переходим к рассмотрению оверклокерских способностей RivaTuner. В разделе Low-level system settings можно изменить настройки порта AGP, но, что гораздо важнее, во вкладке NVStrap driver имеется возможность активировать программно отключенные пиксельные и вершинные конвейеры графического чипа. Для этого необходимо нажать на кнопку Install, в выпадающем списке Active pixel/vertex units configuration вместо determined by VGA BIOS поставить custom, отметить галочку у Allow enabling hardware masked units и нажать кнопку Customize. В появившемся окне будет выведен список пиксельных квадов и вершинных конвейеров. У отключенных – в поле State будут стоять значения disabled. Для включения нужно лишь поставить галочки и перезагрузиться. Лучше всего активировать конвейеры по одному: так в случае появления артефактов можно легко определить, какой блок – сбойный. Здесь же можно включить/отключить режимы Fast‑Write и Sideband addressing. В System setting интерес представляют вкладки Overclocking и Fan. В сравнении с панелью драйверов ForceWare и программой Power Strip у Riva Tuner есть два преимущества. Во-первых – разделение частот не только на 2D и 3D, но и на 2D, low-power 3D и performance 3D. Это позволяет уменьшить нагрузку на видеокарту, когда 3D-приложению не требуется много ресурсов. А во-вторых – возможность более точной установки частот.

Также очень часто оказывается полезной возможность отключить проверку частот драйвером. Для этого надо изменить следующий ключ в реестре:
[Program]\NVIDIA\Overclocking\Global\Disableclocktest
([Program] зависит от установленной версии программы. В моём случае – RivaTuner 2.0 RC16). Данному ключу необходимо присвоить значение 1 (это можно сделать с помощью инструмента Power user).

Вкладка Fan предназначена для управления скоростью вращения кулера на видеокарте (в том случае, если он подключен к контроллеру питания карты). Стоит отметить, что скорость вращения кулера не прямо пропорциональна указанным значениям в процентах – изменяется она не линейно, а скачкообразно, это зависит от BIOS видеокарты и контроллера. По умолчанию исходя из соображений безопасности Riva Tuner не позволяет устанавливать значения, меньшие 25%. Снимается это ограничение путем изменения следующего параметра:
[Program]\NVIDIA\Fan\MinFanSpeedLimit
Ему необходимо присвоить значение 0.
Во время проведения подобных экспериментов лучше постоянно визуально следить за кулером.

Также RivaTuner обладает очень информативным и удобным мониторингом температуры и частот видеокарты, а при активации соответствующих плагинов можно измерять загрузку физической и виртуальной памяти, скорость вращения процессорного кулера. Все параметры System settings можно сохранить в отдельный профиль; переключаться между ними можно при помощи хот-кеев.
Раздел Power User представляет собой настройщик реестра. Здесь можно изменить различные параметры настроек самой программы. О некоторых из них вы уже узнали.
Вместо вывода хочется лишь привести одну цитату из Интернета: «Чтобы порезаться, не обязателен нож, случайно порезаться можно даже обычным листом бумаги, а RivaTuner – это не простой кухонный тесак, ее можно сравнить с универсальным швейцарским складным ножом, такое количество возможностей в ней таится»

ATITool
Еще одна программа с «говорящим» названием, которая в ходе своей эволюции научилась разгонять карты не только от канадского производителя, но и от калифорнийского. Сразу же после завершения установки с программой можно начать работать. В появившемся окошке появятся шесть ползунков, небольшой график мониторинга температуры, и несколько кнопок. Одной из самых интересных особенностей ATITool является встроенный стресс-тест – «мохнатый куб», позволяющий проверять стабильность работы видеокарты непосредственно во время разгона. К тому же имеется специальная функция «Find max core/mem», которая постепенно увеличивает частоту и сигнализирует (при активации Beep on artifact в настройках) о появлении артефактов. Такой метод очень удобен для оценки максимальных возможностей видеокарты. Никуда не делась и опция создания профилей разгона. А вот доступа к твикерским функциям данная программа не предоставляет – что, конечно, очень большой минус. Программа также поддерживает «горячие клавиши», но по неизвестной причине у меня они даже назначаться отказались. ATITool отлично подойдет в качестве компактной утилиты для разгона, но о настройках 3D-приложений можно забыть.

Что использовать?
Из всех рассмотренных программ наибольшего внимания, безусловно, заслуживает RivaTuner – просто огромное количество настроек, с помощью которых можно выжать максимум из своей видеокарты. Профессионалы наверняка уже используют данную программу, да и новичкам я бы советовал использовать именно её, с заделом на будущее. Power Strip не дотягивает по возможностям до RivaTuner, и ее инструментарий не позволяет настолько преобразить видеокарту, но для людей, плохо разбирающихся в английской терминологии, она обладает очень большим плюсом – поддержкой русского языка. ATITool несколько отличается от рассмотренных выше программ, и поэтому на звание «лучшего твикера» претендовать не может, но зато она отлично подходит для разгона карты: не загроможденный интерфейс, авторазгон, встроенный стресс-тест, мониторинг температуры – всё сделано очень удобно и практично. А ForceWare просто должны быть установлены в системе – больше от них ничего требовать и не стоит.


Рекомендуем почитать: