Первая помощница фотографа

При всем богатстве средств редактирования и предпечатной подготовки цифровой фотографии наиболее доступным является встроенная в большинство фотоаппаратов (здесь и далее речь идет о цифровых фотоаппаратах) функция просмотра гистограммы изображения.
К сожалению, большинство начинающих фотолюбителей весьма слабо представляют себе, что такое гистограмма, как ее правильно анализировать и как этот анализ может помочь при дальнейшем редактировании изображения в графических пакетах a la Adobe Photoshop…

Вначале обратимся к теории
Современный цифровой фотоаппарат по большому счету работает так же, как и его пленочный предшественник: через объектив на светочувствительный элемент проникает свет, изменяя его структуру в зависимости от длины волны и длительности воздействия.
Однако если в случае с пленочным аппаратом светочувствительным элементом служила пленка, то у цифровых аналогов ее заменила матрица, состоящая из отдельных элементов, реагирующих на воздействие световых волн красного (Red), зеленого (Green) и голубого (Blue) диапазона.
Попадая на светочувствительный элемент матрицы, волна воздействует на него, вписывая в определенную ячейку памяти цифровое значение от 0 до 255 — в зависимости от времени (а значит — интенсивности) воздействия. В дальнейшем логически составляющие единый комплекс близлежащие элементы RGB дают точку изображения определенного света.
Тут и начинаются проблемы. Дело в том, что полученная через объектив информация далеко не всегда записывается в память фотоаппарата в том самом виде, в каком она должна была по идее поступить. В чем же проблема? Основных проблем две.
Первая — смещение цветовой гаммы. Происходит это оттого, что поступающий через объектив белый цвет записывается матрицей не как RGB:255.255.255, а, допустим, как RGB:253.240.254. Считая отправной точкой это, а не правильное значение белого, чип фотоаппарата и остальные цвета интерпретирует неверно.
К счастью, смещение цветовой гаммы довольно легко исправить: для этого в большинстве фотоаппаратов существует функция Custom White Balance (в качестве образца настройки используйте ярко освещенный листок белой бумаги), а любой мало-мальски уважающий себя просмотрщик файлов с изображениями (даже не редактор!) обладает функцией перебалансировки каналов RGB.
Со второй проблемой сложнее, хотя поначалу она и кажется менее существенной, чем смещение гаммы — я говорю об ошибках экспонирования, на простом языке обозначаемых словами «слишком ярко» и «слишком темно». Для того, чтобы у начинающего фотолюбителя не было ни «слишком ярко», ни «слишком темно» и приме­няется гистограмма яркости (далее — просто гистограмма).

Гистограмма — пик светотени
Собственно, гистограмма как таковая является стандартным графиком представления статистических данных в двухмерной матрице (в данном случае это светочувствительная матрица): по оси Х откладываются значения, возможные в ячейках матрицы (в нашем случае — от 0 до 255), по оси Y — количество этих значений. В итоге мы получаем график распределения яркости на всей площади фотоизображения.
А как переводится значение цветности в значение яркости, спросите вы? Очень просто: усреднением — если пиксель изображения имеет значение цветности RGB:230.56.176, то значение яркости у него будет (230+56+176)/3=154.
Немного поразмыслив, мы придем к выводу, что в нормальном изображении значение яркости крутится вокруг срединной отметки в 128 единиц. Сама же гистограмма НОРМАЛЬНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ по виду напоминает гору с одним пиком и двумя медленно сходящими вниз склонами.

Читаем гистограмму, делаем выводы
Как это обычно бывает с «нормальными» вещами, образцовая гистограмма — штука не столь распространенная, как того хотелось бы. Поэтому давайте посмотрим, какие еще варианты гистограмм могут встретиться фотографу на его творческом пути и каким образом надо воспринимать скрывающуюся в них информацию…
Гистограмма темного изображения. Характерна тем, что пик сдвинут влево (к «темной» части диапазона яркости),

1type

левый склон резок или вовсе вертикален, а правый — излишне полог, исчезая еще до достижения правого края. Если подобный вид гистограммы не является следствием особого сюжетного содержания снимка, он однозначно свидетельствует о недостаточной экспозиции. Проще говоря, лучи света воздействовали на светочувствительные элементы недостаточное количество времени. Для исправления картины необходимо при последующем дубле произвести компенсацию экспозиции (за это отвечает специальная функция в фотоаппарате), увеличить выдержку, изменить значение ISO или воспользоваться вспышкой.
Гистограмма светлого изображения. Это как бы зеркальная копия предыдущего вида гистограмм: пик смещен вправо,

2type

правый склон резок или вовсе вертикален, а левый… и так далее. Изображения с подобного вида гистограммами далеко не всегда являются бракованными: вполне возможно, что вы сняли довольно светлый предмет на светлом фоне при хорошем освещении. Недостаток темного свидетельствует­ тут лишь о недостатке теней, которые в подобного рода снимках не слишком и нужны. Впрочем, бывает и иначе: ваш снимок действительно избыточно экспонирован. В таком случае вам может помочь отключение вспышки, уменьшение выдержки или изменение значения ISO.
Гистограмма с провалом теней. Фактически у гистограммы данного вида полностью отсутствует левый склон и пик начинается прямо с «нулевой» отметки.

3type

На фотографии это проявляется тем, что тени на изображении отличаются радикально черным цветом. Они не имеют деталей, заполняя чернотой все то, что в жизни было недостаточно ярким. К счастью, подобный недостаток прекрасно «лечится» заданием при следующем дубле положительной компенсации экспозиции.
Гистограмма с вылетом в «молоко». И опять: этот вид гистограммы — почти полная зеркальная копия предыдущей разновидности гистограмм. Характерной особенностью "вылета в «молоко» является довольно тонкая, но чрезвычайно высокая (до «небес») линия у самого правого края гистограммы.

4type

Она свидетельствует о том, что на изображении находится слишком много белых точек. В том случае, если вы не снимали умопомрачительно белоснежную арктическую пустыню, большое количество белых точек обозначает замену изображений светлых предметов (со своей фактурой) на вырезанные из бумаги «Снегурочка» контуры. Самое обидное, что исправить это никак нельзя — только переснять. Чтобы в дубле проблемы "вылета в «молоко» не повторились, настоятельно советую воспользоваться функцией отрицательной компенсации экспозиции.
Гистограмма с зеркальными бликами и гистограмма с источниками света. Упоминание этих гистограмм связано с тем, что по внешнему виду они могут напоминать гистограмму с "вылетом в «молоко»: на них также присутствуют резкие всплески количества точек повешенной яркости. Однако, в отличие от «молока», эти всплески на гистограммах с бликами и светом редко достигают «потолка» — именно на это, помимо самого изображения, которое всегда можно посмотреть на мониторе фотоаппарата, следует обращать внимание при их классификации.

5type

Собственно, ни гистограмма с зеркальными бликами, ни гистограмма с источниками света не являются каким-то отклонением от нормы, которое необходимо исправлять, однако изображения, сгенерировавшие их, считаются сложнопостановочными и поэтому должны изучаться на предмет брака с особой тщательностью.
Гистограмма с двумя пиками по краям. Такое бывает. Не часто, но… Увидев гистограмму, по краям которой, будто башни, возвышаются две крутобокие горы, надо понять: хотели ли вы снять темную фигуру (почти силуэт) на светлом фоне (например, лыжника на фоне заснеженных скал) или оно так получилось помимо вашего желания.

6type

Да, в 99% случаев гистограмма с двумя пиками по краям обозначает именно такую композицию — светлый фон, темные фигуры. Затемнять фон при подобном раскладе просто нет смысла: минимально различимые детали на фигурах окончательно уйдут в черное небытие. Также не следует осветлять персонажей изображения: еле различимые цветные разводы фона зальет «молоко». Выход один: дополнительный дубль с активным использованием мощностей вспышки или специальных осветительных приборов (ламп, софитов…).

histo-yellow

В путь!
Фотографирование — сложнейший процесс, искусство, к вершинам которого можно идти всю жизнь. Просьбы начинающих фотографов в стиле «научите куда надо нажать, чтоб получилась чудо-фотография» не менее наивны, нежели вопрос о «приеме карате, которым я смогу победить отряд отборных спецназовцев». Господа! Никто не скажет вам, куда конкретно надо нажимать. Никто.

yellow-tree-4102-thumb

Понимание и умение делать качественные снимки приходит только с опытом, только при изучении специальной литературы и только при вдумчивом отношении к делу. Искренне надеюсь, что данная статья будет не только минимально полезным практическим подспорьем для вас, но и первым толчком для более глубокого изучения фотографии.


Рекомендуем почитать: