Акустический ликбез. Часть 2

В первой части нашего ликбеза я рассказал о нюансах и проблемах при выборе звуковой платы и усилителя, а также попытался развеять некоторые акустические мифы. Теперь пришла очередь самой сложной задачи: выбора акустической системы.

Итак, будем считать, вы уже определились, что вам нужно: пассивная напольная (а может быть, и полочная) акустика или вас вполне удовлетворит звучание активной акустической системы. Минусы последней очевидны: дешёвый и шумный усилитель, практически незащищённый от наводок и помех; тотальная экономия корпусного и демпфирующего материала (кроме самых дорогих моделей), проблемы с расстановкой и отстройкой многоканальных систем (усилок почти всегда находится в корпусе сабвуфера), малое количество настроек (например, почти всегда отсутст-вует возможность регулировки частоты среза фазы для сабвуфера) и ещё масса неприятных мелочей. Разумеется, не могу не признать, что в высочайшем качестве нуждаются далеко не все, да и тратить на напольную акустику в 2-3 раза большие деньги многие не желают или не имеют возможности. Кроме того, в маленьких квартирах напольную акустику попросту бывает негде разместить.

Выбор активной АС
Сначала по производителям. Вся продукция компании Dialog отметается сразу. Эта петербургская фирма занимается размещением заказов на акустические системы в Китае, причём с условием их минимальной себестоимости. Тут надо сразу упомянуть о так называемом принципе «мусорных куч». У мировых брендов, производящих динамики, разумеется, существует определённый процент брака (изделия, не прошедшие по разным причинам выходной контроль качества). Естественно, брак этот никуда не выкидывается, а распродаётся по очень низким ценам производителям дешёвого барахла, которым, в свою очередь, можно не утруждать себя налаживанием собст-венного производства динамиков. Так что, принимая решение сэкономить лишний раз на акустике, подумайте о таких изделиях. Не забывайте также, что китайцы – настоящие мастера копирования, и подделать внешний вид системы под какого-нибудь известного вендора им очень легко. При этом сходства в звучании, естественно, не будет никакого.
Вот и колонки Dialog – просто продукт дизайнеров, приятный внешний вид и откровенно «дровяной» звук. Лучший подарок врагу, одним словом.

Разумеется, Dialog не одинока на огромном рынке китайских дешёвок, но в нашем городе чаще всего встречается именно её продукция. Также низким качеством отличаются большинство изделий компаний XORO, Genius, SVEN, хотя у последней бывают и приятные исключения. 5.1-продукция BBK, в принципе, не самая плохая, но её подводят сабвуферы, все как один сделанные на базе одного и того же динамика; да и регулировок маловато. Хорошо зарекомендовали себя на рынке активной акустики Microlab (хорошее качество характерно почти для всех моделей), JetBalance (есть очень сильные «пробивные» модели с эталонным, для своего ценового сегмента, качеством), Creative (как правило, очень качественные, но и дорогие модели – хотя есть и неудачные), Defender (линейка Mercury), AVE и TopDevice (некоторые модели). Если говорить о конкретных моделях, то я рекомендую следующие системы, являющиеся лучшими за свою стоимость и в своём классе (почти все их я слушал сам):
системы 2.0:Microlab Solo (1, 2, 3), Defender Mercury 35A и 40A, AVE D50 и D60 (в общем, то же самое, что и Mercury 35A), JetBalance JB-381 (эталон в мире мультимедийных колонок);
системы 2.1:Microlab A-серия (большинство моделей довольно неплохи), Creative I-Trigue 3800 и JetBalance JB-465 (обе модели являются лучшими на рынке мультимедийной 2.1-акустики);
системы 5.1:Microlab A-H500 (D), SVEN HT-475 и HT-480, Creative I-Trigue 5600 и GigaWorks G500 (вообще, АС всей серии GigaWorks довольно хороши, но и очень дороги).
Ещё несколько советов по активным АС. «Органолептическим путём», как я уже говорил в первой части данного ликбеза, о качестве акустики вы ничего не узнаете. Почти. Но обязательно нужно оценить качество сборки: корпус должен быть хорошо проклеен и герметичен (кроме трубы фазоинвертора, конечно), особенно в местах вывода регуляторов и разъёмов. Потрясите активную колонку (ту, в которой усилитель) – внутри не должно ничего болтаться (при неаккуратной транспортировке иногда отрывается крепление платы усилителя). Не покупайте акустику, у которой помят твиттер.

Выбор напольной АС
Итак, вы с презрением смотрите в сторону приверженцев мультимедийных акустических систем и располагаете достаточным количеством места для размещения напольной акустики. Единственным ограничителем вашего выбора здесь будет цена, поэтому ограничусь рассмотрением недорогих систем.
Советую сразу определиться, будете вы докупать сабвуфер для своей стереопары или нет. Если будете, то можно взять сравнительно недорогую АС, не рассчитанную на мощную отработку НЧ. Из подобных систем, продающихся в Кирове, могу посоветовать продукцию Wharfedale (недорогие модели, есть хороший ассортимент). Из недорогих АС, не нуждающихся в сабвуфере, могу на личном опыте посоветовать BBK Musician 2. Вообще, самым оптимальным выбором для дома (хоть и не самым дешёвым) является серия JBL Northridge, в которой есть модели различных габаритов и мощности. В плюсы ей можно записать мощный бас и отличную проработку ВЧ, солидный внешний вид и возможность собрать на её базе 5.1‑систему (серия включает в себя тыловые и центральные колонки, а также сабвуфер в одной цветовой гамме). Оптимальной АС из этой серии для средних размеров комнаты является модель E60.

А акустику следующих фирм брать категорически не советую – это SVEN, Dialog и Hyundai.
Новая АС – это, безусловно, хорошо, но для многих дороговато. Тем, кто не может себе позволить выложить хотя бы 6,5 тыс. рублей за BBK Musician 2F, остаётся выбирать себе акустику из б/у. Отдельного упоминания здесь заслуживают АС, произведённые в Советском Союзе в 80-х годах, так как для многих покупка подобных систем – действительно выход из положения. Ассортимент здесь тоже довольно велик: от легендарных Radiotehnika S90 и их многочисленных клонов до пика советского Hi-Fi – «Электроники» 100АС (вещи чрезвычайно редкой и очень качественной).
Также встречается множество моделей «Амфитонов». Ввиду большой популярности в народе и принимая во внимание свой личный опыт, остановлюсь на рассмотрении всё тех же S90 (35AC‑012 или 212), но всё нижесказанное будет справедливо и для большинства других советских АС.
Несомненным плюсом, из‑за которого люди обычно и покупают себе S90, является очень большой уровень звукового давления при малой цене (в среднем – 1000 руб. за одну колонку). Но если говорить о качестве звучания, то минусов у данной АС очень много: устаревшая конструкция твиттеров (звук на ВЧ по качеству ощутимо хуже, чем у недорогих мультимедийных АС, той же серии Microlab Solo), откровенно слабая проработка средних частот (виновник – посредственный СЧ‑динамик рижского завода; у некоторых клонов S90 – например, «Корветов» – такого недостатка нет), мощный, но не слишком качественный, по современным понятиям, бас, к тому же, отличающийся плохой изотропностью и имеющий склонность к «гудежу» (неудачная конструкция фазоинвертора).
Можно ли сделать из S90 систему Hi‑Fi‑класса? О, да! Вам всего лишь нужно выполнить этот перечень работ: поменять твиттер, поменять СЧ‑динамик и продемпфировать его стакан, перепаять кроссовер (сдвинуть СЧ/НЧ-срез вниз), обить внутреннюю поверхность корпуса мягким ковролином, переделать ФИ. Также не забудьте и косметические улучшения: поставьте разъёмы типа «банан», вместо стандартного ужаса, снимите фронтальные решётки, сделайте нормальные ножки, перекрасьте всю АС вместе с динамиками или обклейте мебельной плёнкой. Всё, теперь у S90 остался только один недостаток – вес! Впрочем, за 2000 деревянных систем подобной мощности в природе больше не существует, так что выбирайте сами, что для вас приоритетно – качество или мощь.
Существует ещё один выход из положения – заказ на сборку АС у мастера. Плюсы очевидны: дизайн и конструкцию вы можете выбрать сами, исходя из своих потребностей. В Кирове есть люди (они занимаются преимущественно автоакустикой), способные сделать весьма приличную напольную АС или сабвуфер. Итоговая стоимость подобного изделия будет в 1,5-2 раза ниже, чем у промышленных аналогов. На сегодняшний день я сам являюсь обладателем подобной акустики (на фото внизу) – при размере чуть большем, чем у Microlab Solo-3 и обладая лишь одним 6,5'' динамиком (у Solo-3 их два), она показывает совершенно несравнимые результаты по качеству звучания и звуковому давлению, обладая при этом великолепной изотропностью НЧ.

Выбор активного сабвуфера
Мой опыт использования сабвуферов невелик, но могу сказать одно: так как одним из важнейших параметров этого компонента является его низшая рабочая частота, а она напрямую зависит от качества (и следовательно, дороговизны) динамика, то каким бы ни был внешний вид дешёвого китайского саба и его динамика, отличия по качеству звука от изделий известных брендов будут заметны сразу же. Минимальная цена для хорошего мощного сабвуфера – 8 тысяч рублей, покупка более дешёвого устройства – это деньги, выброшенные на ветер. По фирмам, пожалуй, ничего не подскажу: выбор очень велик, прослушайте несколько сабвуферов от разных производителей и сделайте свой выбор.

Прослушивание
Акустику надо слушать –
это давно известный факт. Однако до сих пор есть фирмы, продающие активную акустику и упорно не дающие её прослушивать, ссылаясь то на отсутствие человека, который должен этим заниматься, то на недостаток места и специального стенда, а то и вообще без объяснения причин.
Видимо, рассчитывают на то, что человек уже заранее всё вычитал в Интернете.
Как правильно слушать? Тут многие как раз и делают ошибки. В идеале акустику надо слушать именно в том помещении и месте, где она и будет стоять, а с фирмой-продавцом обговорить возможность обмена её на другую АС в течении короткого периода времени. Но на практике такого почти никогда не бывает (мне удавалось договариваться подобным образом лишь с «Техпромом») и в лучшем случае приходится слушать на месте – а в этом есть свои нюансы. Проблема №1: помещение магазина зачастую довольно велико, и АС будет звучать совершенно иначе, чем у вас дома. Пример из жизни: слушал акустические системы Microlab Solo‑3 и AVE D40 в помещении КЦ «Wizard» – бас у обоих систем показался мне очень слабым, хотя всем известно, что в комнате среднего размера «долбят» они неплохо. Проблема №2: те фонограммы, которые для вас будут воспрозводить работники фирмы на демонстрируемых АС, могут серьёзно отличаться от той музыки, которую вы привыкли слушать повседневно. Так что, планируя поход в магазин за новой акустикой, обязательно возьмите с собой качественный портативный плеер или телефон (SE Walkman) с десятком-другим знакомых вам композиций. Что касается специальных треков и дисков для профессиональной оценки качества АС, то от них есть польза, только если вы умеете ими пользоваться – в противном случае тратить на них время не стоит.
Активные АС и сабвуферы. Расставьте
колонки/сателлиты друг от друга на расстояние не менее метра. В случае с 2.1‑системой сабвуфер должен стоять на полу под колонками и, желательно, на одной линии с ними и по центру. Сами колонки должны быть чуть повёрнуты по направлению к слушателю, а твиттеры – находиться на одном уровне с его ушами. Две колонки и голова слушателя должны образовывать равносторонний треугольник. Расставить акустику лучше всего рядом со стеной помещения (на столе, который приставлен к стене). Если вы выбираете из нескольких АС, то можно сравнивать их попарно, поставив рядом (колонка рядом с колонкой) и периодически переключаясь между ними с минимальным разрывом во времени.
Следующий мой совет кому-то может показаться неправильным. Я считаю, что в условиях магазина заниматься расстановкой активной 5.1- и 7.1-акустики – это чистой воды извращение и пустое дело. Во-первых, картина объёмного звука, полученная вами в помещении фирмы-продавца, не будет иметь ничего общего с той, что вы получите у себя дома. Подобная аппаратура должна настраиваться только под конкретное помещение. Во-вторых, основным фактором формирования качества подобных систем всё же является фронтальная стереопара, и если качество её звучания вас чем-то не устроит, то вряд ли вообще имеет смысл брать этот экземпляр. В-третьих, с источником 5.1/7.1-звука в компьютерной фирме тоже могут быть проблемы, а DVD-плеер вы вряд ли с собой понесёте. Раскладывать же стереозвук по каналам с помощью Pro Logic II или CMSS-3D – это никакой не выход, особенно если вы хотите оценить качество, а не громкость. В общем, слушаем всё в режиме 2.1, остальные колонки можно подключить просто ради проверки работоспособности. Если же всё-таки хотите оценить качество тыловых колонок, то подсоедините их вместо фронтальных, если это допускается (посмотрите, какое минимальное сопротивление можно «вешать» на соответствующие выходы усилителя). Не пользуйтесь при прослушивании эквалайзером – оценивать звук надо при «нулевом» балансе.
Итак, как именно слушать? Универсальный совет дать очень трудно. Не будьте только «басоманами», включая одну лишь «долбёжку». Для начала просто послушайте систему на среднем уровне громкости, оцените звук в целом: нравится он вам или нет. Далее начните обращать внимание на детали:
–очень плавно поднимайте уровень громкости с нуля до порога появления явных нелинейных искажений. Оцените детальность и однородность звука на разной громкости;
–послушайте пространственную музыку и попытайтесь прочувствовать глубину звуковой сцены, чёткость позиционирования отдельных звуков (можно закрыть глаза);
–послушайте сложную музыку с обилием разнообразных инструментов (симфонический оркестр, например) на разных уровнях громкости. Оцените, насколько хорошо различим звук каждого инструмента, не превращается ли звук при большой громкости в кашу;
–обратите внимание на артикуляцию и глубину баса при прослушивании энергичной музыки. Оцените сам бас (мягкий, жёст-кий), особенности (нет ли явного бубнения на определённой частоте), изотропность (равномерность) распределения его в пространстве перед АС. Если вы прослушиваете активный сабвуфер, обязательно поэкспериментируйте со срезом фазы, а также обратите внимание, насколько чётко сабвуфер этот срез делает;
–обратите внимание и на высокие частоты: явного «шепелявства» быть не должно;
–послушайте на средней громкости каждый динамик в отдельности – нет ли хрипов. Не должно быть никаких резонансных шумов корпуса, шума «ветра» из фазоинвертора и других посторонних звуков (при разумной громкости, конечно);
–походите по помещению, послушайте, как распределяется в нём звук от АС –
в частности, низкие частоты.
Пассивные АС – советы по прослушиванию, в общем-то, те же, хотя, здесь есть свои нюансы. Колонки, естественно, надо расставить дальше друг от друга. Желательно, чтобы усилитель, к которому продавец подключает АС для демонстрации, был на класс выше, чем тестируемые колонки. Обязательно обратите внимание на то, как распределяются высокие частоты в пространстве ниже/выше уровня твиттеров. Оцените общий звуковой баланс системы (соотношение ВЧ/СЧ/ВЧ при «нулевом» балансе эквалайзера). Особенно пристально изучите детальность звучания и микродинамику (способность акустики к воспроизведению очень тихих звуков при большой громкости в целом). Обратите внимание, насколько сильно выдавливает бас средние частоты при увеличении его уровня.
Для быстрого сравнения нескольких систем друг с другом могу предложить весьма необычный, но хорошо зарекомендовавший себя способ. Возьмите по одной колонке от разных стереопар и послушайте их вместе (несмотря на возражения продавца, что так «не делается»). В большинстве случаев разница будет хорошо заметна.

Выбор акустических кабелей
Весьма интересная тема, своеобразный спор между физиками и меломанами. Физики утверждают, что разница в электрической проводимости между обычной электротехнической медью и бескислородной (99,9997%) ничтожно мала, а меломаны с пеной у рта доказывают, что она есть и вполне ощутима. В действительности, бескислородная медь является не более чем маркетинговой уловкой фирм-производителей, так как появившиеся ещё в 70-х годах прошлого века мощности по её производству (для головок магнитофонов) теперь простаивают. Подобной легендой являются и кабели, в которых используются медные волокна, покрытые серебром, якобы для предотвращения так называемого «скин-эффекта».
Не берусь рекомендовать выходные (идущие на АС от усилителя) кабели для акустики, стоящей десятки тысяч долларов, но для оборудования, в котором суммарная стоимость усилителя и акустики не превышает $2000, подойдёт качественный многожильный электротехнический кабель сечением около 4 мм2. А вот специальные разъёмы использовать всё-таки желательно.
Что касается межблочных кабелей (например, от источника звука до усилителя), то тут первостепенным фактором качества является хорошая изоляция. Лучше, если она будет многослойной, с покрытием из тефлона, хотя это уж совсем дорого. Также не забывайте о качественных разъёмах (чаще всего – RCA). Наилучший вариант – цельнометаллические и позолоченные. Но будьте бдительны, так как вместо золота разъёмы недорогих кабелей часто покрываются нитридом титана, который проводит электрический ток даже хуже, чем медь. Отличить визуально такое покрытие от золота можно по коричневатому оттенку и худшей светоотражательной способности.
Вот и всё, о чём я хотел вам рассказать в рамках данного ликбеза. Надеюсь, мои советы помогут вам при выборе акустической системы. Удачи и отличного звука!


Рекомендуем почитать: