Гений из Японии, или Секрет успеха Sony

11 апреля 1908 года в городе Никко, что на сто километров севернее Токио, родился мальчик Масару Ибука, которому суждено было стать президентом одной из крупнейших IT-компаний мира.

Отец Масару был инженером и рано ушёл из жизни (погиб от соприкосновения с высоковольтной шиной, когда мальчику было два года), а мать довольно быстро снова вышла замуж, оставив Масару на попечение бабушки и деда.
Отца мальчик не помнил, но именно от него Ибуке достались незаурядные изобретательские способности: он вспоминал, как в детстве пытался постичь секрет механических часов и разобрал на части будильник. После этого терпеливому деду пришлось ещё два раза покупать новый будильник — только с третьей попытки мальчуган смог разобраться в его устройстве и собрать механизм обратно. В 16 лет Масару уже занимался экспериментами с детекторными радиоприемниками.
В 1933 году Ибука закончил электротехнический факультет университета Васэда (сокурсники сразу прозвали его «гением-изобретателем»), а его дипломная работа по модулированию сигнала в электронно-лучевой трубке получила приз на Парижской промышленной выставке.

Затем Ибука работал в фотохимической лаборатории (1933—1936) и Японской оптико-акустической промышленной компании, а в 1940 году он основал собственную фирму — «Компанию точных инструментов Японии», которая в военное время занималась изготовлением функциональных узлов для приборов ночного видения и радиолокационных систем.
Именно в это время жизнь свела его с талантливым молодым физиком Акио Морита. В подсобке полуразрушенного универсама они попытались наладить производство таких товаров, которые заинтересовали бы нищего японского потребителя послевоенной Японии. Первая попытка — электрическая рисоварка — оказалась неудачной: рис либо не доваривался, либо мгновенно превращался в жидкую кашу. Гораздо более успешным товаром оказались электрогрелки.
7 мая 1946 года произошло историческое событие — Ибука и Морита набрали в складчину несколько тысяч йен и учредили компанию Tokyo Telecommunications Engineering, которая позднее превратится в Sony Corporation.
Весьма занимательна история появления второго названия компании. Перед выходом фирмы на американский рынок потребовалось звучное название, и Ибука с Морита решают скрестить латинское слово sonus (звук) с двумя английскими словами sunny (солнечный) и sonny (сынок).
Сначала в компании работали всего двадцать инженеров, которые собирали приставки к длинноволновым радиоприемникам. Сам же Ибуки, считающий подобное занятие рутинным, занялся созданием устройства записи/воспроизведения с магнитной ленты, получившего название G-Type. Для разрушенной Японии это был прорыв, несмотря на то, что стоил аппарат почти $900 и весил 35 кг. Продать такой аппарат простому потребителю оказалось сложно, но компаньоны проявили смекалку и убедили Верховный суд страны приобрести новинку, которая высвободит труд стенографисток и убережет делопроизводство от описок и ошибок. А уже через два года G-Type сменил H-Type, который был почти в три раза легче предшественника.
В 1953 году компания обеспечила себе дальнейшее процветание, приобретя у Western Electric Co. за $25 тысяч патент на изготовление транзисторов, а два года спустя свет увидел первый в стране транзисторный приёмник TR-55. В это же время Масару Ибука привлёк на выросшее производство женщин. Это был стратегически верный ход — они оказались более кропотливыми и исполнительными, чем мужчины.
В 1957 году появился карманный TR-63. Его выход сопровождался беспрецедентной рекламной компанией — нужно было доказать американцам, что лэйбл «Made in Japan» является гарантией высочайшего качества. У офиса Sony в Токио повесили четыре огромные неоновые буквы, каждая из которых весила 262 кг, и фирменный логотип весом в две тонны — они должны были показать всю мощь молодой компании. Всё это время Ибука занимался разработками, оптимизировал схемы, совершенствовал технологию. Также он сочинил действующий до сих пор устав фирмы.
В 1960 году был запущен в серийное производство первый в мире транзисторный телевизор TV8-301 с 8’’ экраном, а за ним, тоже первые в мире, — бытовой катушечный видеомагнитофон CV—2000, цветной транзисторный телевизор Trinitron KV—1310 (разработкой руководил сам Ибука) и кассетный бытовой видеомагнитофон SL-6300. А в 1979 году Sony выпустила знаменитый плеер Walkman, который разошелся тиражом в 100 млн. По легенде, группа разработчиков никак не могла втиснуть в карманный объем магнитофона функцию записи и пару динамиков, обеспечивающих стереозвук. В этот момент «мимо пробегал» Масару Ибука, который и выдвинул революционную концепцию: никакой записи и никаких динамиков — их функцию будет исполнять пара наушников.
А после этого было ещё много успешных изобретений, которые привели Sony к всемирной известности. И на протяжении всего этого пути Масару не покидал своё детище.
Также Масару Ибука известен во всём мире как автор новаторских концепций воспитания и обучения детей в раннем возрасте. Его теория, гласившая «После трёх уже поздно» призвана, по словам автора, предотвратить появление несчастных детей. «Меня часто спрашивают, — писал Ибука, — помогает ли раннее развитие воспитывать гениев? Я отвечаю: нет. Единственная цель раннего развития — дать ребёнку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышлёным и добрым». Мало кто знает, что первый сын Масару страдал аутизмом, и он вкладывал в воспитание своего ребёнка любовь и огромные силы.
Скончался талантливый инженер и педагог 19 декабря 1997 от сердечного приступа.

Статья написана по материала сайтов odinvopros.ru, ru.wikipedia.org, www.licet.ru.


Рекомендуем почитать: