История аськокатаклизмов

Сегодня я поведаю о вещах простых и прозаических. Если вас когда-нибудь будут спрашивать про эти самые вещи (первопричину проблем с «аськой») — смело отсылайте вопрошающего к этой статье. Ибо разжёвывать каждый раз лень.

История
Так уж исторически сложилось, что в нашей стране архипопулярна пресловутая сеть ICQ. Объяснения сему факту я дать не могу — уже в двухтысячном, когда мои краткосрочные вылазки «порнуха-почта-скачать-чего-нибудь» сменились многочасовыми бдениями онлайн, «аська» была просто зверски популярна. Может, реклама какая-то была или ещё что (помнится, клиент на дисках к игровым и компьютерным журналам всегда присутствовал), но вопрос «как общаться в Интернете?» всегда решался так: «через интернет-пейджер ICQ!»
Веб-чаты тогда уже умирали, придавленные грузом своих недостатков, верный IRC как-то не давал того, чего хотелось, почта... эх, куда почте тех времён до нынешнего Gmail! — да и требования всё-таки были другие. А общения хотелось — не разговора с каким-то конкретным человеком, а общей болтовни. С кем угодно. Сам факт («Вау! через Интернет можно общаться!») завораживал. Нормой было постучаться к незнакомому человеку и начать болтать просто так. Особенно интересно было искать земляков, однофамильцев, девчонок... да вообще было интересно.
В общем, «аська» прижилась и стала мегапопулярной. Другие IM либо дохли сразу же, не выдержав конкуренции, либо не получали популярности на наших просторах. Например, оконный Live Messanger, который был встроен то ли в XP, то ли ещё в ME, в Штатах стал довольно популярен по той же причине, что и мерзкий Internet Explorer; у нас же им стали пользоваться только нонконформисты. Да и то — чисто для общения с буржуинами (русскоговорящие в этой сети редки). На рисунке (см. соседнюю страницу) вы можете лицезреть статистику весьма показательную.
Какое-то время все были довольны. Пользовались официальным клиентом, который постоянно обновлялся (старые версии работали, но в новых была куча блестяшек и наворотов). Выходили всякие Lite-версии (в которых наворотов было чуть меньше, а блестяшек столько же), но всё, в общем-то, работало. И работало довольно неплохо. Те, кому было не всё равно и/или любопытно (в основном красноглазые юниксоиды, среди которых ещё встречались действительно умные люди, а не псевдо-альтернативщики, желавшие приобщиться к таинствам бессмысленной болтовни, но не имеющие таковой возможности из-за отсутствия нативного клиента под их родную ось-полуось), ковырялись со сниффером, побеждая силой разума «аськины» протоколы. Побеждать, в общем-то, было особо и нечего. В итоге альтернативные аськоклиенты в своё время плодились, аки кролики. Из оконных к нынешнему моменту выжили, пожалуй, только Miranda и RnQ (R&Q, &RQ — кому как угодно, далее — «крыса»). Что там выжило в стане красноглазиков — не знаю (но сейчас всяких аськоклиентов у них немногим меньше, чем линукс-дистрибутивов).

Так вот, в одно прекрасное время «аська» (официальный клиент) стала показывать баннеры. Волна народного гнева прокатилась по интернетам, всякие хакерские сайты пестрели советами по избавлению клиента от баннеров (в основном рекомендовалось с помощью редактора ресурсов уменьшить окно показа баннера до 1 пикселя либо таки переходить на альтернативные клиенты). Я к тому времени уже успешно сидел на «крысе» (с 2001 по 2004 год я её даже не обновлял), и вся эта паника меня мало трогала. Но, в общем-то, это была первая веха обыдлофаживания «аськи»: понемногу в мозг пользователя Рунета прочно вбился стереотип, что официальный клиент используется только теми, кто не знает о существовании альтернатив; соответственно, этот человек слабо разбирается в теме; ламер он, короче. Истинные и ортодоксальные ламеры, узнав про такое, естественно, тут же пытались перебраться на альтернативные клиенты — и у многих это получалось! Всё это привело к тому, что в настоящее время официальные клиенты стоят (как показывает статистика) у блондинок, секретарш, Пупкиных и прочих персонажей, которых в интернетах немножко ненавидят.
Великий альтернативный всплеск привёл также к появлению клиента QIP, который ныне стоит у 90% русскоязычных пользователей Интернета. По мнению некоторых учёных, примерно у ровно такой же доли населения Земли IQ ниже плинтуса. (Впрочем, по мнению других учёных, пресловутый IQ вообще бессмыслица).
Естественно, AOL (компания, которая после многих тёрок таки завладела всей сетью ICQ) не одобрила использование неродных клиентов, которые не показывали рекламу (разжёвывать всю причинно-следственную цепочку мне лень; надеюсь, 10% населения Земли всё и так ясно), и, соответственно, стала с таким непотребством бороться. Борьба до прошлого года шла вяло. Причин тому несколько.
Во-первых, у «аськи» есть несколько разных версий протокола (он называется OSCAR, что среднестатистическому пользователю абсолютно ни о чём не говорит). Версии эти обратно совместимы, то есть, к примеру, версия 4.2 отличается от 4.1 наличием статуса «Я — блондинко». Клиент для версии 4.1 этот статус не покажет, но будет исправно и добросовестно работать со всем остальным. А клиент для версии 4.2 и статус новейший покажет, и со старыми версиями протокола будет работать столь же исправно и добросовестно.
Альтернативные клиенты работают с этими протоколами точно так же, как и официальные — только рекламу не качают. (На этот счёт много спорят. Кто-то считает, что рекламу эти клиенты всё-таки качают, просто не показывают её пользователю. Утверждать не берусь, но анализатор трафика говорит мне, что лично моя «крыса» никакой рекламы не качает.) Отличить их, соответственно, невозможно.
Что делать? Единственное решение — обновить протокол так, чтобы вскрыть его было труднее, чем заставить «Форточки» работать стабильно. И, соответственно, выпустить новый аськоклиент, который только с этой версией протокола и будет работать.
Проблема в том, что просто так, внезапно, подобную замену не сделать: старые версии официальных клиентов станут неработоспособны точно также, как и неофициальные. Обновляться любят не все, а доказать юзерам, до сих пользующимся официальным клиентом, что обновиться таки надо — это труд непосильный. В AOL это наверняка поняли. Потому была подготовлена диверсия похитрее: какое-то время новые версии официального клиента поддерживали старые версии протокола (но и с новыми, естественно, тоже могли работать). Заодно был введён так называемый UIN №1 — по сути, официальный спам-бот AOL, который и рассказывал всем о необходимости обновления.
Судя по всему, версии протокола ICQ начали меняться где-то с год назад. Постоянными стали проблемы у кипо-юзеров, которых не пускало в сеть при малейшем чихе AOL. Другие клиенты страдали меньше; пользователей «крысы» все изменения до последнего времени обходили стороной. Причиной тому, скорее всего, то, что «крыса» использует не самую новую версию протокола, но не в том суть.
Кроме собственно протокола изменения делались и на ICQ-серверах. Например, вдруг перестали работать локальные контакт-листы, остались только серверные. Как это было сделано, точно не знаю. Да и коснулось это в основном «крысо»-юзеров. Пользователи других клиентов были в добровольно-принудительном порядке перетащены на серверные контакт-листы уже давно (за счёт отсутствия в клиентах поддержки данной функции).
Особенно заметными катаклизмы стали во второй половине 2008 года. «Аську» трясло так, что иногда я днями не наблюдал в контакт-листе никого, кроме таких же, как я, «крысо»-юзеров. А однажды произошёл БДЫЖЬ — и даже «крысу» в сеть перестало пускать.
Починили всё очень быстро. Но мысль о том, что надо уже что-то делать, засела во многих головах. Пошло гулять дотоле незнакомое словечко — «Джаббер».
Нынешнее же отключение только подстёгивает истерию.

Что происходит сейчас?
Точно не знаю. Но похоже вот на что: AOL начинает перевод «аськи» на заранее подготовленные позиции — то бишь на изменённый протокол. Изменения чисто символические, чтобы не порушить совместимость. Официальный клиент просто передаёт некую метку, по которой сервер его опознаёт, как «правильный».
У «аськи» серверов много, и изменения на них накатывают по очереди. Как организовано распределение нагрузки — неизвестно, но, судя по всему, географический признак там каким-то образом учитывается. Из чего это следует? Хотя бы из того факта, что альтернативные клиенты перестали работать как следует только на территории России (то есть с IP, закреплёнными за российскими ISP). Отсюда, кстати, вытекает первый способ избежать напасти: заиметь буржуинский IP. Это делается достаточно элементарно (кто вообще не в теме — поищите информацию про анонимные прокси-серверы и сеть TOR). Почему в немилости оказалась именно Россия? Потому
что в России альтернативными клиентами пользуются почти все юзеры.
Второй способ: переподключаться бессчётное количество раз — до тех пор, пока не удастся зайти на тот сервер, где изменения ещё не внесены. Третий способ: включить принудительное распознавание «невидимости». Тогда будут видны все контакты, сидящие «невидимками», но при этом — разрешающие вам их видеть.
Скорее всего, через какое-то время изменения будут внесены на все ICQ-серверы, и это уже не поможет. Но беспокоиться не стоит: разработчики альтернативных клиентов вскроют все изменения в протоколах и выпустят обновления ваших любимых кипов-квипов и уж тем более миранды (собственно, к моменту окончания работы над этим текстом контакт-лист уже пестрел радостными статусами кипоюзеров). Про «крысу» и говорить нечего — на то она и «крыса», чтобы радовать своей неубиваемостью и вездепролазностью.

Что делать? А ничего.
Как уже сказано выше, любые попытки побороть и забодать не приносящую доход заразу, эксплуатирующую коммерческую сеть ICQ, — обречены, потому что нет способа скрыть трафик, идущий между клиентом и сервером. Следовательно, трафик этот будет перехвачен и разобран по косточкам. А затем нужные доделки и заплатки будут добавлены во все клиенты. Фактически единственный вариант для AOL — изобрести такую супер-мега систему, по которой версии протокола будут меняться постоянно, при этом такую смену версий официальные клиенты будут поддерживать, а неофициальные — нет. Но чем это чревато и почему этого не делается, предлагаю додумать самим.
Другой вариант — таки найти альтернативу. Jabber (тот самый «Джаббер», иначе именуемый попросту «жаба») — никак не панацея. В основном потому, что делался он с большой долей зауми. В итоге получился обалденный (теоретически) протокол: децентрализованная сеть, ICQ-гейты, передача любого типа информации, миллионы интересных фишек. Но, как это обычно бывает, на практике все теоретические плюсы протокола перекрывает то, что, во-первых, все пользователи всё равно сидят в аське; во-вторых, удобных клиентов для «жабы» нет и не предвидится.
Если вторая причина, в общем-то, субъективная (я лично не уйду с «аськи» до тех пор, пока «крыса» не начнёт поддерживать Jabber), то первая связана с эффектом стада. Все сидят в «аське». И, если кто-то уходит в Jabber, он, по большей части, все «аськины» контакты теряет. ICQ-гейты (хитрый способ, позволяющий сидеть в «аське», пользуясь Jabber-клиентом) проблему не решают, поскольку получается, что ухода из «аськи» как бы и нет. Психологическая зависимость остаётся, и смысл ухода теряется. А такого, чтобы все скопом рванули в непривычный Jabber — не-ет, такого не будет.
Что странно: никому в голову не приходит мигрировать в старые добрые IRC-сети, которые существовали и были популярны ещё до всяких «асек» (и, на мой скромный вкус, многократно превосходят любые IM-сети по всем параметрам). А ведь это тоже выход.

Страничка утренней ненависти
Наиболее популярный у россиян клиент — это QIP, называемый многими его пользователями попросту «квипом». Даже сама сеть ICQ многими называется не «аськой», а «кипом»: «выйди в кип», «пойдём в квипе пообщяемся» и прочее.
Причины такой популярности просты: «квип» прост, гламурен и разрекламирован. Примерно как раньше не было никаких сомнений насчёт выбора IM-сети, так и ныне у новых адептов нет никаких сомнений насчёт выбора клиента — «квип» или его особо блестящая версия «инфиум» (часто обзываемая «инфинум», ибо мяукающее оригинальное название истинному славянину противно в произношении). Пользователям QIP, судя по всему, нет дела до других клиентов. Настолько нет дела, что при очередном падении своей «кипы» они даже не задумываются о причинах, а сразу же поднимают жуткий вой. Либо временно переходят на официальный клиент.
Вообще же про QIP (и про его шкодливого автора) хорошо написано в Луркморье
(lurkmore.ru/index.php?title=Ильхам_Зюлькорнеев).
Если же по-честному же если — клиент был вовсе не так плох, но его выбрало большинство. Плюс к тому многие фишки передраны с других клиентов, а многие вещи в нём просто не могут не разгневать. К примеру, трудноубиваемый рекламный статус. Подробнее — всё в той же луркморской статье.
А вообще, QIP становится таким же «блестящим-с-кучей-фишек», как и оригинальный клиент.

А что ещё?
В действительности, кошерных «асько»-клиентов для «Форточек» два: Miranda и «крыса». Первая недоступна тем, у кого нет времени и желания с нею ковыряться, и является предметом обожания у любителей всяческих «конструкторов». Вторая… про её прелести я рассказывать не буду, потому как не желаю, чтобы моя любимая «крыса» стала популярной.
Засим прощаюсь.


Рекомендуем почитать: