Итоги мобильного года - 2010

Новый год уже близок: ёлки, гирлянды, запах мандаринов, толпы покупателей в магазинах. И, конечно же, время подводить итоги. Поскольку с аналитическим мышлением у меня (по словам редакторов) туго, буду излагать факты и свои вольные «рассуждения на тему». Если вы с моим мнением несогласны — милости просим на форум или в комментарии.

Общие положения
В 2010 году тачфоны благополучно заняли большую часть рынка, практически вытеснив с прилавков раскладушки и слайдеры. Моноблоки пока держатся.
Цена бюджетного телефона рухнула ниже отметки в 1 тысячу рублей, что не может не радовать. За 2-2,5 тысячи нынче можно купить вполне приличную «звонилку» с цветным экраном и VGA-камерой. За четыре — вполне адекватный телефон с нормальным экраном, флешкой, плеером, камерой на 1,3-2 Мпикс и прочим набором вкусняшек. Кстати, в этой ценовой категории уже появляются и тачфоны (см. МТС Touch 540 и Samsung C3300). Ещё год назад такие модели стоили как минимум тысяч пять — шесть.

Модели среднего ценового диапазона теперь отличаются от бюджетных собратьев только цифрами в характеристиках (больше камера, выше разрешение экрана). А ещё в этом сегменте прописались тачфоны, успешно вытесняющие всех прочих.
Из высшего ценового сегмента тачфоны вообще вытеснили практически всех (исключения лишь подтверждают правило). Не может не радовать тот факт, что большая часть топовых трубок — это смартфоны. На этот рынок успешно вторглась HTC (что радует, если забыть о прожорливости её творений), стали проникать корпоративные модели (в частности, BlackBerry).

Что касается iPhohe, то лично мне политика Apple в данном сегменте не нравится. Выбирая между iPhone, Motorola Defy и, скажем, HTC Mozart, я бы взял Defy — исключительно ради Android (мне очень нравится отношение Google к пользователям).

Samsung продолжает допиливать свою платформу Bada; результаты их усилий, впрочем, особого восторга не вызывают.
Закрылось представительство Motorola в России (говорят, инженерное подразделение осталось). МТС начал активно торговать сотовыми телефонами и даже, вслед за «МегаФоном», запустил телефоны под своей маркой (производства Huawey).

Не могу не отметить собственную прозорливость: ещё пару лет назад я писал, что в скором будущем телефоны будут, по сути, отличаться друг от друга только дизайном. Что, собственно, успешно произошло на платформе WM7, где телефоны отличаются одним-двумя параметрами. С Android всё не так однозначно, но принцип тот же: на рынке имеется множество моделей с очень небольшим разбросом по характеристикам. По сути, выбор смартфона на базе Android напоминает выбор компьютера: процессор, память (оперативная и постоянная), диагональ и разрешение экрана, графический сопроцессор (читай — видеокарта) и плюшки. Последние, впрочем, почти везде одинаковы: мультитач, g-sensor, GPS, датчик приближения. Есть вопросы?

Ситуация с продажами телефонов в сотовых салонах тоже меняется весьма стремительно. Если раньше «эксклюзивность» той или иной модели заключалась разве что комплектации и — что чаще — цвете корпуса, то сейчас стали появляться действительно эксклюзивные модели, продаваемые только в пределах одной розничной сети. Скажем, продукция Motorola ныне представлена только в МТС, а LG P500 — только в «Евросети».
А теперь давайте поговорим об успехах отдельных производителей (возможно, местами повторившись).

Samsung
Как ни печально, но всё большую роль на мобильном рынке начинает играть столь нелюбимый мной Samsung. Объём продаж корейских телефонов растёт вместе с расширением их модельного ряда. Samsung первым начал активно перенимать опыт, накопленный изготовителями «китайфонов». К примеру, выпустил телефон с двумя SIM-картами (знаменитая серия Duos) и первый аппарат со встроенным ТВ (C3510 TV). К тому же Samsung является одним из крупнейших поставщиков дисплеев для мобильной техники и при недостатке комплектующих для собственного производства телефонов урезает конкурентов (например HTC Desire изначально комплектовался amoled-дисплеем, а когда возник дефицит, дисплей плавно заменили на обычный).
В такой ситуации конкурентам остаётся только сцепить зубы и смотреть как растут продажи самого Samsung.

Nokia
Для финского производителя 2010 год, как, впрочем, и предыдущий, был явно неудачным. Многочисленные провалы и чехарда с операционными системами, открытие и закрытие онлайн-сервисов, кадровые перестановки... В условиях жёсткой конкуренции Nokia удалось удержать высокий уровень продаж только за счёт высокой приверженности потребителей к марке и обвального снижения цен. Технологическое же лидерство, увы, потеряно, и из топового сегмента старичок Symbian практически вытеснен (сравните характеристики Nokia N8 и её прямых конкурентов на базе Android и WM7).

Если печальная тенденция сохранится, то мы либо вовсе потеряем одного из старейших производителей сотовых телефонов (привет Siemens), либо — в лучшем случае — Nokia выродится в нечто похожее на малопопулярные китайские и европейские бренды (по типу Voxtel и Sagem).

Sony Ericsson
Отрыв головы от тела продолжается с переменным успехом. Громкие заявления о захвате рынка Android-телефонов, неадекватно дорогие модели (не ниже 4000 рублей), задержки с обновлением прошивок (в том числе — Android) и задержки с выходом новых телефонов. Руководство SE, кажется, окончательно потеряло связь с реальностью. Жаль. Этот производитель был последним (после почившего Siemens’a), чьи логика, дизайн и качество мне импонировали. Хотя удачные модели у Sony Ericsson в этом году были. Например, X10 mini и недавно появившийся Х8, относительно бюджетный Cedar и музыкальный слайдер Zylo. Весьма и весьма достойные модели, но цена...

HTC
Для этой компании год явно был удачным. Топовые модели продавались как горячие пирожки, несмотря на высокую цену. Бюджетный WildFire сметали с полок, не взирая не малую диагональ дисплея. Анонсирован целый ворох новых смартфонов на WM7. Казалось бы — живи и радуйся. Но лично мне ситуация с HTC чем-то напоминает положение Nokia четыре пять лет назад: нереальные цены и обалденное качество финской сборки. Но времена изменились, и теперь железо в смартфонах всех производителей стоит практически одинаковое. А переплачивать в полтора-два раза за дизайн и программную оболочку (речь о HTC Sense)... Какой смысл? Плюс нерешенная до сих пор проблема энергопотребления.
В общем, боюсь, что мы можем потерять ещё одного отличного производителя, если он не одумается и не снизит цены.

LG
Внесена в список по личным мотивам. Этот производитель пытается, наравне с Samsung, выйти в лидеры. Это получается, но со скрипом. Всё-таки подорвать доверие к марке очень просто, а вот завоёвывается оно годами. Впрочем, работу над ошибками LG ведёт очень быстро. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить характеристики LG Optimus GT 540 и LG Optimus One (он же P500). Если при взгляде на первый многих откровенно мутило, то второй я бы лично купил (да и не я один). А при упоминании недавно анонсированного смартфона на платформе Tegra (для тех кто в танке: интегрированное видео от nVidia и двухъядерный процессор на борту) хочется только молча сглатывать слюнки.

Motorola
Закрыла официальные представительства в России и Украине. В Европе, кажется, тоже не всё хорошо. А жаль, хорошие были телефончики. Особенно мне нравится их политика в отношении смартфонов на Android. Впрочем, МТС успешно продаёт их телефоны, хотя что в итоге будет с гарантией — не совсем ясно. Как говорится, на свой страх и риск.

Philips
Продолжает методично выпускать долгоиграющие телефоны в разных ценовых категориях. Молодцы. Сидят в своей узкой нише, никому не мешая и получая свой законный доход. Добрались до долгоиграющих тачфонов. Интересно, по силам ли Philips будет постройка смартфона на Android, живущего от одной зарядки хотя бы неделю.

Fly, Alcatel, Voxtel, Sagem и прочая мелочь
Борьба идёт с переменным успехом. Недоверие к подобным маркам остаётся на прежнем высоком уровне. Впрочем, оно вполне закономерно. В результате, этим производителям остаётся давить ценой, что они и делают. С переменным успехом.

MTC
Выделяю этот бренд особо по причинам весьма прозаическим: в их активе самый дешёвый смартфон на Android и самый дешёвый тачфон. А ещё в плюс этой компании идут продажа телефонов Motorola, адекватная кредитная политика и неплохие плюшки при покупке телефонов по различным акциям.

По производителям кажется всё.
Комментарии? Вопросы? Пожелания?

Удачного вам Нового года! Не менее мобильного, чем этот.


Рекомендуем почитать: