Звуковой турнир. Часть 6. Акустические системы формата 5.1

Как известно, не у всех есть средства (а в некоторых случаях – и желание) для приобретения акустической системы формата 5.1 за $150 и выше. Для данной категории пользователей предназначен наш очередной обзор – сегодня мы рассмотрим акустические системы формата 5.1 (5 сателлитов + сабвуфер) ценовой категории около $70 (2000 руб.).
Всего будет рассмотрено 6 моделей от компаний Creative, Microlab, Sven и Dialog. Также мы проведем экспресс-сравнение лидеров из упомянутого диапазона со стереоколонками аналогичной ценовой категории (в качестве эталона будет выступать Microlab Solo1 стоимостью примерно 1500 руб.).

Коротко о главном
Сразу отметим, что ждать от акустической системы формата 5.1 за 2000 рублей идеального звучания не стоит – она будет играть точно на свою стоимость и не более того. Ждать полноценного эффекта домашнего кинотеатра, когда «пули летают из угла в угол», а взрывы ощущаются не ушами, а телом – просто глупо. Дешевые системы формата 5.1 могут создать звук лишь более объемный (по сравнению с форматом 2.1), за счет тылового и центрального каналов.
Методика тестирования практически не отличалась от использованной нами ранее (см. «МБ» №12'2006). При тестировании использовалась звуковая карта Creative Sound Blaster Audigy 4.

Microlab Х2 5.1
Первой на тестовый стенд (точнее – на стол), попала акустическая система Microlab X2 5.1, представляющая серию «Х», о чем наглядно свидетельствует дизайн корпусов сабвуфера и сателлитов. Данная модель выпускается и в урезанном варианте (формата 2.1), отличающемся отсутствием центрального канала и тыловых сателлитов, а также – более низкой ценой.

Корпус сабвуфера изготовлен из MDF, в качестве акустического оформления низкочастотного динамика инженерами компании Microlab был выбран полосовой громкоговоритель четвертого порядка (банд-пасс). Это дает менее качественный звук, но более высокое звуковое давление по сравнению с другими типами акустического оформления. В корпусе сабвуфера, помимо динамической 5” НЧ-головки, расположены блок питания и усилитель. Последний, по данным изготовителя, может суммарно отдать на нагрузку 48 Вт мощности. Усилитель охлаждается радиатором, выведенным на тыльную панель корпуса. Там же расположены 6 входов и 5 выходов RCA, тумблер включения/отключения питания. Все подписано и выделено соответствующими цветами. На передней панели расположены порт фазоинвертора и ручки регулировки (общая громкость, громкость центрального канала, тыловых сателлитов и сабвуфера).
Сателлиты, которыми укомплектована рассматриваемая акустическая система, почти полностью идентичны: колонка центрального канала никак не выделена, а отличия заключается лишь в длине соединительного кабеля (5 м для тыла  и 2 м – для центра и фронта). Корпуса сателлитов изготовлены из пластмассы; под декоративной тканью можно разглядеть 2.5” динамические головки. Акустические кабеля к колонкам припаяны, но при их длине это не должно вызвать никаких неудобств. Кроме того, необходимо отметить, что сателлиты модели Microlab Х2 совершенно идентичны сателлитам ранее протестированной Microlab  A6301.
Итоги:
+ хорошее качество звука;
+ полные и удобные регулировки.
– акустическое оформление сабвуфера – банд-пасс;
– акустические кабеля припаяны к колонкам.

Microlab М1300
Следующей акустической системой, которой предстоит отстаивать позиции компании Microlab, является модель М1300.
Корпус сабвуфера изготовлен из MDF, акустическое оформление динамической НЧ-головки – фазоинвертор. За основу сабвуфера, как и в предыдущей модели, взят 5” НЧ-динамик, что по меркам данного обзора можно рассматривать, как хорошую предпосылку для лидерства, особенно в совокупности с фазоинверторным корпусом. В корпус сабвуфера встроены блок питания и усилитель. Интегрированный усилитель по данным изготовителя может развить суммарную выходную мощность 105 Вт – верится в это с большим трудом...

На заднюю стенку корпуса сабвуфера выведены 8 аудио-входов (RCA), из которых 6 служат для подключения акустической системы как 5.1, и 2 – для подключения акустики к любому источнику стереозвука (DVD-плеер, видеомагнитофон, игровая приставка и т.д.); там же расположены 5 аудио-выходов (RCA), а также тумблер включения/отключения питания. Все входы и выходы промаркированы и выделены соответствующими цветами, так что перепутать что-либо будет весьма непросто.
На передней панели расположены порт фазоинвертора, ручки регулировки громкости, а также кнопка «Input Sel», отвечающая за выбор аудио-входа. Регулировке у М1300 поддаются: общая громкость, громкость центрального канала, тыловых сателлитов и сабвуфера.
Сателлиты Microlab M1300 отличаются от сателлитов, которыми укомплектована акустическая система Microlab X2, только цветом, в остальном же они идентичны.
Итоги:
+ отличное качество звука;
+ акустическое оформление сабвуфера – фазоинвертор;
+ полные и удобные регулировки.
+ одновременное подключение нескольких источников звука;
– акустические кабеля припаяны к колонкам.

Sven SPS-858
Первой акустической системой, которая постарается защитить цвета флага компании Sven, будет модель SPS-858.
Корпус сабвуфера изготовлен, как и у уже рассмотренных акустических систем, из MDF. Тип акустического оформления – полосовой громкоговоритель (банд-пасс) четвертого порядка. В корпусе, кроме динамической 4” НЧ-головки, расположены блок питания и встроенный усилитель. По очень нескромным заявлениям производителя, интегрированный усилитель должен развивать номинальную мощность 93 Вт. Верится в это, как обычно, с большим трудом.

На переднюю панель корпуса сабвуфера выведены порт фазоинвертора и 4 регулятора громкости: фронт, центр, тыл, сабвуфер. Громкость каждого канала регулируется отдельно, регулятора общей громкости нет, так что придется крутить сразу все 4 ручки или регулировать громкость акустики программно.
На задней панели корпуса саба скомпонованы блок аудио-входов (8 RCA – 6 RCA для шестиканального режима и 2 RCA – для подключения источников стереосигнала; за переключение используемых аудио-входов отвечает специальный тумблер) и аудио-выходов (5 RCA). Там же расположены тумблер переключения режимов 5.1/стерео и кнопка включения/выключения питания.
Sven SPS-858 комплектуется пятью одинаковыми сателлитами, внешне отличающихся от сателлитов Microlab M600 лишь несколько измененной защитной решеткой динамиков. Внутри все так же установлены 3” динамические головки, но при этом вес сателлитов SPS-858 примерно в два раза меньше, чем у М600. Ни о чем хорошем это говорить не может – производитель сэкономил на пластике и вибродемпфимирующих материалах. Качество сборки Sven SPS-858 также не выдерживает никакой критики: в сравнении с Microlab M600 – просто ужасно.
Итоги:
– посредственное качество звука;
– непродуманное регулирование громкости;
– некачественная сборка;
– трудности при подключении.

Sven SPS-850
Второй акустической системой, призванной поддержать авторитет компании Sven, стала Sven SPS-850. Ее сателлиты опять-таки похожи на сателлиты акустических систем производства Microlab, точнее – рассмотренных моделей А6301, М1300, Х2. Впрочем, обо всем по порядку...
Корпус сабвуфера сделан из MDF, тип акустического оформления динамической 4” НЧ-головки – полосовой громкоговоритель четвертного порядка. На тыльную панель корпуса сабвуфера выведены аудио-входы (3 разъема миниджек), аудиовыходы (5 RCA) и кнопка включения/отключения питания.

На лицевой панели корпуса расположены ИК-приемник, порт фазоинвертора, а также «спартанский» набор регулировок: кнопки регулирования общей громкости и баса. Конечно, лаконичность управления – это хорошо, но не до такой же степени... Кроме всего прочего, кнопочное регулирование при отсутствии индикаторного дисплея очень неинформативно – понять, какой процент мощности встроенного усилителя задействован на данный момент, очень непросто, а значит, есть реальный шанс сжечь интегрированный усилитель.
Единственное, пожалуй, достоинство Sven SPS-850 – наличие беспроводного пульта дистанционного управления, полностью аналогичного виденному нами у модели Sven SPS-910 (см. “МБ” №12’2006). Он удобен и позволяет регулировать общую громкость системы и баса, а также выводить акустическую систему из «спящего» режима. Но и здесь не все так гладко – в комплекте нет батареек.
Сателлиты Sven SPS-850, как уже было отмечено, идентичны таковым у акустических систем от Microlab. Отличие лишь в том, что у рассматриваемой акустической системы сателлиты весят примерно в два раза меньше, а качество сборки, как и в случае с Sven SPS-858, никуда не годится.
Итоги:
+ беспроводной пульт ДУ.
– посредственное качество звука;
– неинформативное регулирование громкости;
– акустические кабеля припаяны к сателлитам;
– некачественная сборка.

Dialog W1000-5
Единственным представителем компании Dialog в этой части обзора будет акустическая система Dialog W1000-5, слегка выбивающаяся из выбранного ценового диапазона (она была включена за неимением других кандидатов от данного производителя).
Основным выгодным отличием Dialog W1000-5 является наличие внешнего усилителя. При весьма скромных габаритах, усилитель, корпус которого изготовлен из пластмассы, имеет, согласно заявлениям производителя, выходную номинальную мощность в 55 Вт – верится, опять-таки, с трудом. На усилитель вынесены все регулировки и кнопка включения/выключения питания. Набор настроек Dialog W1000-5 можно считать самым полным и продуманным – регулировать каналы можно как по отдельности (фронт, тыл, центр, сабвуфер), так и все вместе. На задней стенке усилителя компактно расположены аудио-входы (3 разъема миниджек), аудио-выходы (5 RCA), а также вход для подключения силового кабеля. Жаль, что в усилитель не был вынесен блок питания – для соединения последнего с усилителем используется дополнительный силовой кабель.

Корпус сабвуфера изготовлен из MDF, тип акустического оформления – фазоинвертор (порт выведен на лицевую сторону, сама НЧ-головка «смотрит» в стол). Стоит отметить, что производитель не позаботился о защите диффузора – защитной сеточки нет, а значит при неудачном стечении обстоятельств диффузор может быть поврежден.
Рассматриваемая акустическая система укомплектована пятью сателлитами, основанными на 2.5” динамических головках; центральный канал выдает только расположение резиновых ножек. Корпуса сателлитов изготовлены из MDF (что, видимо, и сказалось на цена комплекта). Дизайн сателлитов напоминает дизайн Hi-End акустики, только уменьшенной в размере.
Итоги:
+ внешний усилитель;
+ наиболее полные и удобные регулировки;
+ классический дизайн.
– посредственное качество звука;
– акустические кабеля припаяны к сателлитам;
– трудности при подключении.

Creative Inspire P5800
Позиции компании Creative сегодня защищает акустическая система Creative Inspire P5800, также упоминавшаяся при тестировании мультимедийной акустики формата 2.1. Р5800 (хотя раньше эта модель называлась Р580). Она является полной версией Р380, обладающей центральным каналом и тыловыми сателлитами, а также – слегка подросшим сабвуфером, основанным на 5” НЧ-головке.

Материалом для изготовления корпуса сабвуфера послужил старый добрый MDF. В корпус интегрирован усилитель с номинальной выходной мощностью 72 Вт. Блок питания вынесен в отдельный корпус; в данном случае это – и достоинство и недостаток: с одной стороны, уменьшены электрические наводки на усилитель и динамическую НЧ-головку, с другой – БП занимает дополнительное место и усложняет установку акустической системы. Тип акустического оформления – фазоинвертор; порт выведен на лицевую сторону корпуса, динамическая головка врезана в боковую грань и скрыта от глаз пользователя тканью.
На тыльной стороне корпуса саба расположены аудио-выходы (5 RCA), аудио-входы (4 разъема миниджек), разъем для подключения проводного пульта ДУ и разъем питания.
Сателлиты абсолютно идентичны сателлитам акустической системы Creative P380. Материал корпуса – пластмасса, за основу взята 2.5” динамическая головка.
Кроме стильного дизайна и очень качественного исполнения, достоинством Creative Р5800 является проводной пульт дистанционного управления, при помощи которого происходит включение акустики и регулировка общей громкости и баса. Здесь, правда, не обошлось без подводных камней: поскольку за функционирование системы отвечает пульт ДУ, при поломке такового придется либо ремонтировать его, либо покупать новый. Также на корпус пульта выведен разъем для подключения наушников – весьма редкая, но, несомненно, полезная опция.
Итоги:
+ отличное качество звучания, особенно бас;
+ проводной пульт дистанционного управления;
+ оформление сабвуфера – фазоинвертор;
+ стильный дизайн;
+ отдельный блок питания;
+ выход для наушников.
– отдельный блок питания;
– соединительные провода припаяны к акустике;
– регулировка громкости только с пульта ДУ.

Результаты тестирования
Microlab X2 5.1 показала себя исключительно с лучшей стороны: музыкальное сопровождение игр и фильмов – отличное. Прослушивание коллекции музыки выявило наличие достаточно добротного баса для акустики данной ценовой категории – сабвуфер начинает более-менее уверенно играть от 60 Гц. Сателлиты также справляются со своей задачей на “отлично”; пластмассовые корпуса хорошо заглушены – характерных «пластмассовых» скрипов слышно не было. Стереоэффект также находится на должном уровне, хотя центральный канал оказывается просто «забит» фронтальными сателлитами.
Акустическая система Microlab M1300 показала себя почти также как и Microlab X2 5.1, хотя бас у М1300 субъективно был чуть мягче. Сателлиты по понятным причинам отыграли абсолютно одинаково (проблема также аналогична – центральный канал почти не слышно, его глушат фронтальные сателлиты).
Sven SPS-858 с самого начала тестирования повела себя весьма странно: при подключении и предварительным проверочном тестировании средствами звуковой карты (проверка правильности подключения сателлитов), все работало отлично, акустика играла полностью и правильно. При прослушивании же музыки, сопровождения фильмов и игр сабвуфер не работал... При смене местами звуковых потоков на тыловые сателлиты и центральный канал/сабвуфер, последний начинал работать, но при этом работать перестал правый тыловой сателлит. Дальнейшее тестирование проводилось при втором способе подключения (фактически 4.1). Sven SPS-858 справилась с сопровождением фильмов и игр более или менее нормально; с музыкой было все гораздо сложнее – сабвуфер бубнил, бухал и ухал, сателлиты скрипели как «дешевые пищалки» – ощутимо сказывалось недостаточное демпфирование корпусов сателлитов.
Акустическая система Sven SPS-850 недалеко ушла от своей старшей сестры. “Звучание” сабвуфера назвать игрой просто невозможно; сателлиты в такт музыке поскрипывали корпусам. К тому же на протяжении всего тестирования данная акустическая система издавала ощутимый фоновый шум.
Подключение Dialog W1000-5 потребовало некоторого шаманства – сразу после включения сабвуфер было практически не слышно. Проблема решилась включением буста (+12 дБ) в драйверах звуковой карты – благо Audigy 4 позволяет это сделать. При использовании дешевой звуковой карточки вы вполне можете остаться без баса. Сабвуфер проявил себя не очень хорошо, подключаясь лишь на 70 Гц; впрочем, назвать это игрой это можно лишь с натяжкой. Не в пример лучше со своей работой справились сателлиты – все было сыграно достаточно чисто и ровно.
Хочется отметить, что Creative – он и в   Африке Creative. Creative Inspire P5800 отыграла тестовую программу субъективно лучше всех. Были и чистые ровные высокие частоты, и достаточно глубокий (~60 Гц) и мягкий бас. Что еще нужно для счастья простому пользователю?

Выводы
Безусловными лидерами тестирования являются Creative Inspire P5800 и Microlab M1300, показывающие оптимальное соотношение цена/качество – за весьма скромные деньги пользователь может получить вполне играющую акустику. Далее следует отметить акустическую систему Microlab X2 5.1, которая совсем немного отстала лидеров. За ней с достаточно большим отставанием следует Dialog W1000-5 – и стоит дорого и играет весьма посредственно. Замыкают «хит-парад» акустические системы компании Sven, место которым – в офисе, на столе какой-нибудь секретарши.
В заключение хотелось бы вернуться к вопросу: «А что выбрать за 2000 рублей – 5.1 или стерео?». Здесь окончательного ответа нет, и, наверное, не будет: системы 5.1 обеспечивают хороший 3D-эффект, который важен в играх и, в меньшей степени, фильмах, а вот музыку слушать приятнее на стереоколонках – бас (Solo1) и высокие частоты звучат значительно лучше. К тому же стереоколонки занимают гораздо меньше места и более просты в установке, чем акустическая система формата 5.1.


Рекомендуем почитать: