Звуковой турнир. Часть 1. Акустические системы формата 2.1

Последние два года кировский рынок компьютерной акустики переживает небывалый подъем. В магазинах появился широкий ассортимент акустики как хорошей, так и не очень. Разобраться во всем этом разнообразии сложно, но мы, тем не менее, попробуем. Для удобства обзор разбит на части. В первой части будут рассматриваться мультимедийные системы начального уровня формата 2.1 (сабвуфер + 2 сателлита) стоимостью до 1400 рублей ($50).

Ликбез
Для начала стоит расставить все точки над i по части теории.
В народе бытует ошибочное мнение, что “мощность” акустической системы — это самый главный параметр, который позволяет судить о ее громкости, то есть о звуковом давлении, которое может создать данная акустика. Конечно, мощность усилителя, которую обычно имеют в виду, отражается на звуковом давлении — но только косвенно. Это означает, что существует некоторая зависимость: чем больше мощность усилителя (именно усилителя, а не самих колонок), тем выше уровень громкости. Например: увеличивая подаваемую мощность в 2 раза, получаем увеличение звукового давления на 3 дБ, то есть примерно в 2 раза (отсюда и происходит заблуждение). Что касается самих динамических головок, то для них параметр “мощность” — это, в первую очередь, мера надежности, но ни в коем случае не громкости: если для динамика указана номинальная мощность 30 Вт, то это означает, что при подаче этих 30 Вт он просто не сгорит и будет работать долгое время без каких-либо механических повреждений.
Интенсивность звукового давления, то бишь громкость, определяется параметром “чувствительность” — звуковое давление, создаваемое на расстоянии 1 м при подведении к динамической головке мощности 1 Вт. Очень странно, но в мире компьютерной акустики сложились определенные “традиции”: не указывать этот самый важный параметр… но зато в качестве психической атаки на покупателя обязательно указывать мощность (обычно — максимальную, реже — номинальную)…
Так что, подводя итог написанному выше, еще раз повторю: “Ватты — это не главное!”
Далее следует разобраться с акустическим оформлением — от него напрямую зависят качество и громкость воспроизводимого звука. Не будем вдаваться в глубокие подробности и остановимся на том, что в компьютерной акустике используются следующие варианты оформления:
1. Закрытый ящик — видно диффузор динамической головки, корпус не имеет отверстий. Закрытый ящик дает наилучшее качество звучания. Негативная сторона — низкий КПД, так как используется только лицевая часть диффузора.
2. Фазоинвертор — видно диффузор динамической головки и в корпусе сделано “окошко”-порт, благодаря которому можно использовать часть энергии тыльной стороны диффузора. Это увеличивает звуковое давление, создаваемое акустической системой, но снижает качество звука по сравнению с закрытым ящиком.
3. Банд-пасс (полосовой громкоговоритель) — создан для наиболее эффективного использования динамической головки. Внешне выглядит как корпус с “окошком”-портом. Полосовой громкоговоритель имеет­ самый высокий КПД, но и самое низкое качество звучания.
Основной минус вариантов оформления “фазоинвертор” и “банд-пасс”, кроме пониженного качества звука, — возможность перегрузки динамической головки на низких частотах, что приводит к механическим повреждениям и преждевременному выходу акустики из строя.

Методика тестирования
На тестирование каждой акустической системы отводилось в среднем 3-3.5 часа в зависимости от функциональности. Все акустические системы подключались к звуковой карте Creative Audigy 4; акустика, которая показывала хорошие результаты, затем подключалась к звуковой карте, встроен­ной в материнскую плату EliteGroup K7S6A. Поскольку все обозреваемые модели представляет собой системы начального уровня и Creative Audigy 4 не может раскрыть на них весь свой потенциал, то смысл смены звуковой карты заключался в следующем: чудес не бывает! Если акустическая система показывает плохое качество звука с эталонной картой от Creative, то и со встроен­ной звуковой картой результат следует ожидать ничем не лучше. Но если акустика прилично звучит с Audigy 4, то резонно попробовать послушать эту акустическую систему при работе от менее качественного источника звука — ведь “если не видно разницы, зачем платить больше?” То есть смысл такой замены — возможная экономия на звуковой карте.

Тестирование проводилось в два этапа: первый — игровой (Quake3), второй — музыкальный (прослушивание музыки разных стилей и жанров), из музыки предпочтение отдавалось: трекам от игры Need For Speed (U, U2, MW), фильмов “Форсаж 2”, “Угнать за 60 секунд”, “Карты, деньги, два ствола”, сборнику зарубежных хитов 90х и 80х. Программой для воспроизведения музыки был выбран WinAmp, все программные эквалайзеры были отключены, все дополнительные настройки выполнялись средствами акустических систем.
Оценка качества звучания производилась субъективно. При этом делалась поправка на то, что вся обозреваемая акустика представляет собой мультимедийные системы начального уровня, а ждать от них чего-то сногсшибательного, мягко говоря, глупо. По итогам выявлялись лидеры и аутсайдеры.

Microlab A6301
Первое, что следует отметить, — коробка у данной акустической системы самая внушительная по размеру среди всех тести­руемых. Это вызывает некоторый дополнительный интерес.
Microlab A6301 выполнен, как и все акустические системы Microlab серии “А”, с отдельным усилителем. Это является, на наш взгляд, большим плюсом. Внешний усилитель раз и навсегда решает проблему размещения сабвуфера — его можно запросто поставить в труднодоступное место, не испытывая при этом проблем с регулировками.

Усилитель акустической системы несет на борту отдельные регуляторы громкости, баса, высоких частот, а также разъем для подключения наушников. Отдельной похвалы заслуживает ручка регулятора громкости — она достаточно большая и вращается мягко и легко. Кроме того, у регулятора громкости приятная голубая подсветка: в темноте промахнуться просто невозможно. На задней панели расположены разъемы: входы — мини-джек и RCA, выходы на сателлиты и на сабвуфер.
Сабвуфер сделан из MDF в акустическом оформлении “фазоинвертор” — это также является скоре достоинством, чем недостатком. В сравнении с акустическим оформлением банд-пасс, достоинство заключается в более качественном звуке, недостаток же — пониженный КПД. В плане непосредственной работы сабвуфер ничего экстраординарного (как положительного, так и отрицательного) не показал, он просто честно отрабатывал отданные за него деньги.
Сателлиты так же, как и сабвуфер, в грязь лицом не ударили. Изготовлены они из пластмассы и для своих относительно небольших габаритов тяжелы. Изнутри сателлиты очень хорошо заглушены — за время тестирования не было услышано ни одного противного “пластмассового” скрипа.
Итоги:
+ отличное качество звучания;
+ отдельный усилитель;
+ полные и удобные регулировки;
+ разъем для наушников;
+ оформление сабвуфера — фазоинвертор;
+ дизайн;
– соединительные провода припаяны к акустике;
– соединительные провода коротки.

Creative Inspire P380
Очень интересный экземпляр мультимедийной акустической системы от именитого производителя. Модель Inspire P380 яв­ляется урезанным вариантом весьма популярной модели Inspire P580 (5.1) — сокращению подверглись центральный канал и тыл. Кроме негативной стороны у любого сокращения функциональности есть и положительный момент — цена за комплект Inspire P380 снизилась по отношению к Insire P580 почти вдвое, а это немало.

Корпус сабвуфера изготовлен из MDF, акустическое оформление — “фазоинвертор”. Динамическая головка, используемая в сабе, скрыта от глаз пользователя тканью. Все разъемы (два выхода на сателлиты, линейный вход, разъем для подключения блока питания) и регуляторы расположены на тыльной панели корпуса сабвуфера. Тумблер включения/выключения системы и соответствующий индикатор также расположены сзади. Регулировки начинаются и заканчиваются регулятором баса. Неудобное расположение этой ручки полностью компенсируется наличием довольно удобного проводного пульта дистан­ционного управления, при помощи которого осуществляется регулировка общей громкости акустики. Наличием пульта решается и проблема размещения сабвуфера — его можно поставить в любое понравившееся место (конечно, в разумных пределах: длина шнура — три метра). В деле сабвуфер Inspire P380 показал себя исключительно с лучшей стороны: басы были едва ли не лучшими среди акустики данного ценового диапазона.
Сателлиты Inspire P380 заслуживают отдельной похвалы. На наш взгляд, у них самый удачный дизайн: просто, стильно и со вкусом. Что касается воспроизведения музыки — то, хоть материалом сателлитов и служит пластмасса, все чисто и гладко. При прослушивании не удалось выжать из них ни одного “пластикового” скрипа — этого и следовало ожидать, ведь Creative он и в Африке Creative.
Единственное, что портит общее впечатление от Creative Inspire P380, — отсутствие выхода на наушники. Сэкономили копейку, а потеряли рубль… Кроме того, отдельный блок питания является скорее минусом, чем плюсом. Конечно, БП является дополнительным источником теплоты и электрических наводок, но для акустики данного класса эти отрицательные факторы не настолько критичны, чтобы выносить его в отдельный корпус.
Итоги:
+ отличное качество звучания, особенно басов;
+ проводной пульт дистанционного управления;
+ оформление сабвуфера — фазоинвертор;
+ качественный дизайн.
– отдельный блок питания;
– соединительные провода припаяны к акустике;
– нет выхода на наушники.

Microlab M900
Данная акустическая система яв­ляется сокращенной и несколько обновленной (новые сателлиты) версией более продвинутой в техническом плане модели М1300 (5.1). Под сокращение, как и в случае с Creative Inspire P380, попали центральный канал и тыл. Цена относительно старшей модели снижена примерно на 2/3.
Если комплект акустики Microlab А6301 был самым “объемным”, то М900 является самым тяжелым. Еще бы, ведь сабвуфер построен на основе динамической головки 5.25".

Корпус саба сделан из MDF, акустическое оформление — фазоинвертор. В том же корпусе, помимо НЧ-динамика, живут усилитель и блок питания. В глаза бро­сается большое количество ручек управления на передней панели корпуса сабвуфера. Microlab M900 имеет наиболее полный комплект регулировок среди всех тести­руемых акустических систем. Кроме ручки регулировки общей громкости имеются отдельные регуляторы баса, высоких частот и баланса. Кроме перечисленного, в М900 есть возможность выбирать, какой из двух аудиовходов использовать — за это отвечает специальная кнопка “Input sel”.
На задней стороне корпуса расположены: кнопка включения, два аудио-входа (миниджек и два RCA), аудиовыходы для подключения сателлитов. Также бросается в глаза массивный радиатор для охлаждения встроенного усилителя.
Сателлиты Microlab M900 выполнены из пластмассы. Они достаточно тяжелы для своих размеров и хорошо заглушены изнутри — при проигрывании музыки не было ни одного лишнего скрипа. Свою партию сателлиты отыграли на “отлично”. Сабвуфер не отстал от своих маленьких коллег, показав хорошее качество звучания и субъективно высокий уровень звукового давления.
Итоги:
+ полный набор регулировок;
+ отличное качество звучания;
+ высокий уровень звукового давления;
+ оформление сабвуфера — фазоинвертор;
– нет выхода на наушники;
– соединительные провода припаяны к акустике;
– соединительные провода коротки.

Sven SPS-910
Сабвуфер изготовлен из MDF и несет в себе встроенные усилитель и блок питания. Выполнен он в акустическом оформлении фазоинвертор. На переднюю панель корпуса вынесены шесть кнопок: включение/выключение, управление общей громкостью системы (+/-), регулятор баса (+/-), кнопка включения 3D-режима. Кнопки субъективно маленькие, неудобные. Регулировка производится исключительно на слух, никаких индикаторов уровня громкости не предусмотрено. Также на лицевую часть вынесены индикатор включения 3D-режима, “глаз” для пульта ДУ, большой LED-индикатор, который при работе переливается всеми цветами радуги. На тыльной панели можно найти два выхода на сателлиты, аудиовход (два RCA) и еще одну кнопку включения питания… Для включения акустической системы необходимо сперва нажать кнопку на задней панели, а затем на передней — (о) чем думали разработчики компании SVEN, непонятно…

Сателлиты изготовлены из пластмассы и имеют форму цилиндров. Каждый сателлит составлен из трех частей, которые могут вращаться друг относительно друга. Достоинств у такой конструкции, на наш взгляд, намного меньше, чем недостатков. Главными недостатками являются неустойчивость сателлитов и уменьшение общей жесткости конструкции.
Достоинством Sven SPS-910 является наличие беспроводного пульта дистанционного управления, на котором продублированы все кнопки управления. Пульт питает­ся от двух батареек “ААА” и в целом его можно назвать удобным.
Сказать, что в боевых условиях акустическая система Sven SPS-910 показала себя ужасно, — значит, не сказать ничего. Это (не) надо слышать… Звуков из области низких частот (а тем более — басы), услышать так и не удалось. Сателлиты при воспроизведении музыки скрипят, как дешевые “шуршавчики” за $5. В итоге Sven SPS-910 произвела самое неприятное впечатление.
Итоги:
+ пульт дистанционного управления;
– отвратительное качество воспроизведения музыки;
– непродуманная конструкция сателлитов;
– неудобное управление;
– нет выхода на наушники.

TDK MMS-XS40WA
Очень оригинальную акустическую систему производит знакомая многим компания TDK.
Сабвуфер сделан в виде усеченной сферы, материалом для корпуса послужила пластмасса, что само по себе уже нехорошо. В корпус саба встроен усилитель, блок же питания выполнен отдельным устройством. Этот блок вызвал некоторые опасения и недоверие — трудно доверять БП явно “китайского” происхождения.

Сабвуфер выполнен на головке 2.5'', которая вряд ли дотянет даже до звания мидбаса… Как показало тестирование, басов почти не слышно (хотя заявленный диапазон частот начинается с 60 Гц). Фактически их вовсе нет — как и ожидалось. Что касается управления, то рассматриваемая модель имеет лишь регулятор громкости, который совмещен с выключателем питания.
Негативное впечатление от сабвуфера слегка сгладили сателлиты. Они сделаны в стильных тонких корпусах и играют очень даже неплохо: “пластиковых” скрипов при тестировании не было.
Итоги:
+ оригинальный дизайн;
+ компактные сателлиты.
– отсутствие баса;
– отсутствие дополнительных регулировок;
– нет выхода на наушники;
– внешний блок питания.

Microlab M600
Модель М600 выпускается в двух вариантах — 2.1 и 4.1. Нам достался последний вариант, и для включения его в обзор формата 2.1 пришлось отключить тыл.
Сабвуфер Microlab M600 изготовлен из MDF. Тип акустического оформления — банд-пасс четвертого порядка. Такое оформление позволяет из относительно слабой динамической головки выжать максимум звукового давления. Конечно, качество звучания баса при этом заметно теряется. Кроме НЧ-динамика в корпус сабвуфера встроены усилитель и блок питания. На переднюю панель корпуса выведены ручки регуляторов общей громкости и баса. На тыльной стороне расположены аудиовходы (мини-джек и два RCA), аудио-выходы для подключения сателлитов — в общем все достаточно стандартно.

На наш взгляд, основным достоинством системы Microlab М600 являются сателлиты (точнее, динамические головки, которыми они укомплектованы). Диаметр их динамиков составляет 3"; это, по меркам данного обзора, рекордный показатель (все участники тестирования обладают сателлитами на основе динамиков 2.5'')… Сателлиты Microlab М600 отыграли тестовые треки на “отлично”, сабвуфер же играл на уровне Microlab M900, то есть весьма прилично для своей цены.
Итоги:
+ высокий уровень звукового давления;
+ длинные соединительные кабеля;
+ добротные сателлиты;
– оформление сабвуфера — банд-пасс;
– нет выхода на наушники.

Выводы
Явными лидерами обзора являются Creative Inspire P380 и Microlab A6301. Отличный звук (как в играх, так и при прослушивании музыки) плюс функциональность делают их почти безальтернативными вариантами. Звук остается субъективно хорошим даже при подключении к встроенной звуковой карте, так что при покупке данных мультимедийных систем задумываться о приобретении добротной звуковушки необязательно (единственный вариант — взять хорошую звуковую карту на будущее). Следом за лидерами идут: Microlab M900 и немного позади — M600; достаточно добротные акустические системы, типичные “рабочие лошадки” (но, тем не менее, у каждой есть своя изюминка). Мультимедийная система TDK MMS-XS40WA — исключительно на любителя; покупая ее, можно получить только оригинальный дизайн и, в общем-то, все. Про Sven SPS-910 говорить вообще не хочется — эту акустическую систему можно считать лучшим подарком врагу.


Рекомендуем почитать: