Готовь сани летом а кулер зимой

Пару месяцев назад, покупая новую видеокарту, я предвкушал, как буду её разгонять и получать свои, может и не очень законные, дивиденды. Но эффективность стандартной системы охлаждения (СО) оказалась крайне низкой — карта сильно грелась даже в номинальном режиме, ни о каком оверклокинге не могла быть и речи. А еще через месяц вентилятор стал жутко гудеть — необходимость замены СО уже стала жизненно необходима. Первым кандидатом был Ice Hammer IH-250V, но он мистическим образом исчез с прилавка магазина за день до предполагаемой покупки. В итоге выбор пал на Zalman VF700 CuAl, причем мне пришлось взять модель с подсветкой (LED), которая стоила чуть дороже, поскольку вариант без оной тоже кто-то успел купить раньше меня.

Установка
По возвращении домой я распаковал пластиковую упаковку Zalman VF700 CuAl Led. В комплекте обнаружились: сам кулер, восемь радиаторов-ежиков, маленький тюбик термопасты, пластина для крепления, руководство пользователя на английском и корейском, переходники питания на 5 и 12 вольт, набор шурупов для крепления, пакетик с силикагелем и наклейка, которая сразу же отправилась на корпус. Средняя часть кулера сделана из меди, боковины — из алюминия, основание отлично отполировано. Маленькие «ежики» по размеру точно повторяют новые чипы памяти BGA, ребра слегка разогнуты, что впоследствии приведет к проблемам.
Приступаю к сборке. Для начала нужно демонтировать старую СО, которая гудела как турбина самолета и грелась, как электроплита. На видеокартах nVidia, оснащенных чипом HSI, делать это надо предельно осторожно — очень велика вероятность повреждения данной микросхемы. У меня, к сожалению, без скола не обошлось, хотя пока (?) карта работает нормально… Чисто по-русски посчитав, что руководства пользователя читают только юзеры, я сразу же приступил к сборке. Первым делом убрал старую термопасту и намазал АлСил-3 вместо шедшей в комплекте Zalman’овской. Одновременно пытаясь удержать в руках пару шурупов, карту, кулер, кое-как фиксирую конструкцию. С задней стороны прикручиваю металлическую крепежную пластину. Вроде держится. А вот и первые проблемы: разводка 6600GT AGP имеет нестандартную компоновку чипов памяти, они расположены слишком близко к ребрам радиатора кулера. Выхода особого не остается, кроме как подпилить их. Что интересно, на сайте Zalman о таких проблемах ничего не написано. В итоге 4 ежика ушло на память, еще один стал заниматься теплоотводом от HSI.
РНО или почему нужно читать User’s Guide

Ну вот, готово. Подключаю — компьютер не проходит POST. М-да, что-то не так. “Неужели скол чипа HSI? Или самого NV43?” После пары неудачных запусков снимаю видеокарту и начинаю читать руководство пользователя. Как оказалось, я неправильно зафиксировал крепежную пластину — она прилегала к микроэлементам на задней стороне РВС. Получился, так сказать, неслабый вольтмод. Ругая себя за такую безалаберность и надеясь, что карта еще жива, перемонтирую СО; на этот раз — в точности следуя инструкции. Ну вот, теперь все заработало. Далее мне пришлось улаживать возникший по неизвестным причинам конфликт между видеокартой и модемом, хотя к установке кулера это уже не относится. Вывод — читайте User’s Guide, проблем после этого бывает гораздо меньше.
Считаем баланс или почему не надо брать NONAME
Синяя подсветка стала красиво освещать корпус, а шум по сравнению со старой СО заметно уменьшился. «Пока неплохо», — подумал я и полез в драйверы nVidia с целью узнать новую температуру и начать разгон. С первым все выглядело просто отлично: 410C в режиме простоя и 520C в режиме загрузки, вместо 580C /860C со старым кулером. После проверки полученных данных экспериментальным путем, я начал процедуру оверклокинга. Последующие несколько часов принесли только разочарование. Судите сами: разгон чипа составил 570 МГц, а памяти — всего 1050 МГц против номинальных 500/900 МГц. Такой подлости от своей карты я не ожидал. Температура же во время разгона не достигала 600C, что наводило на мысли о проблемах с BIOS. А так как производитель пожелал остаться инкогнито, то неизвестно и какая прошивка мне подойдет. А метод научного тыка использовать как-то не хотелось. В итоге я получил совсем маленький прирост производительности: в номинальном режиме в 3DMark’06 “результат” был 3350 попугаев, при разгоне — 3800. Так как температурный режим особой роли уже не играл, я решил уменьшить шум и переключил кулер на питание от 5V, что положительно сказалось на общем звуковом фоне. Даже на максимальных оборотах Zalman оказался довольно тихим, а на 1600 об/мин он и вовсе не слышен — еще один плюс.
На месте я закончил эксперименты с разгоном и охлаждением и засел за эту статью.

Брать или не брать?
Ну и что же в итоге? А в итоге: тихий корпус, низкая температура, слабый разгон с одной стороны и 750 рублей с другой. Да, стоимость Zalman’a в данном случае себя не совсем оправдала, но причины здесь искать нужно в другом. Сам же кулер показал себя с наилучшей стороны: отменная производительность, низкий уровень шума, хорошая комплектация, синяя подсветка. Установка этого девайса позволит вам выжать все 100% из своей видеокарты — будьте уверены, а стоит ли оно того — решать только вам. Мне же остается пожелать удачного разгона.

Характеристики
Вес: 180 г.
Материал: алюминий и медь
Размеры (д/ш/в): 91×126.4×30 мм.
Тип подшипника: шариковый
Скорость вращения: 1350 об/мин — тихий режим, 2650 об/мин — стандартный режим
Уровень шума: 18.5 дБ — тихий режим, 28.5 дБ — стандартный режим


Рекомендуем почитать: