Необычная «звучалка»

При очередном переезде я столкнулся с проблемой затаскивания в квартиру весьма тяжелой акустической системы типа S-90. Без лифта, на 9-й этаж! Захотелось всё бросить и купить что-то более лёгкое, но такое же солидное (в плане характеристик). Вот вам и очередной поход в магазин.

Выбор
При выборе системы 5.1 я руководствовался требованиями: заявленные характеристики «выше среднего» и оригинальный дизайн. При этом цена должна была быть в пределах 3,5-4 тыс.
рублей. «За такую цену ничего хорошего не найти», – скажут некоторые читатели. Я с этим, в общем-то, согласен,
однако средства, выделенные на покупку, как всегда, ограничивают выбор. Впрочем, выбрать что-то недорогое, но хорошее, хоть и сложно, но вполне реально.
Посетив ряд магазинов, побеседовав с менеджерами, я узнал много неожиданного. По мнению наших продавцов, такая техника как BBK, Jet Ballance – не что иное, как «галимое китайское качество». При этом некоторые магазины даже перестали возить в наш город продукты этих известных брендов. Вконец запутавшись, я обратил-таки свой взор на просторы всезнающего Интернета, дабы узнать горькую правду о положении дел на рынке звука. Оказалось, что с переносом производства в Китай, качество известных всем марок дейст-
вительно резко ухудшилось. Так что же выбрать?
В ходе поисков я наткнулся на тест акустической системы Xoro HSS-512 от MAS Elektronik AG. Надо сказать, фирма это малоизвестная и ничем хорошим до сей поры не прославившаяся (впрочем, ничем особенно плохим – тоже). Выводы, сделанные «народными тестерами», были очень неоднозначны: эпитеты в адрес фирмы разнились от восторженных до мягко сдержанных и даже отрицательных. Хотя звуковая картина очень сильно зависит от источника сигнала, все «тестеры» подтверждали соответствие реальных характеристик заявленным, как и весьма оригинальный дизайн модели.
И что же вы думаете? Имея тягу ко всему необычному, я побежал в магазин и купил ту самую Xoro HSS-512.

Первые впечатления
Не думал, что коробка с акустической системой окажется настолько тяжёлой – целых 20 кг. Внутри обнаружился массивный сабвуфер, тыловые и фронтальные сателлиты, центральный сателлит. Всё это упаковано в целлофан и аккуратно вставлено в гнезда пенопластовой подставки. Там же обнаружились инструкция на русском языке, провода для соединения сателлитов с усилителем (надо сказать, их длины с лихвой хватило, чтобы расставить элементы системы по углам комнаты в 18 м2) и входные кабели – по виду отвратного качества. В отдельно коробочке находится пульт ДУ.

На первый взгляд система напоминает добротный продукт со строгими угловатыми линиями в стиле hi-tech. На передней панели по центру встроен большой дисплей, прикрытый оргстеклом. Ниже расположен регулятор громкости. Ещё ниже – отверстие фазоинвертора оригинальной формы (овал с обрезанными верхушками). Между регулятором и фазоинвертором проходит тонкая стеклянная полоска, подсвеченная синим светом. Крепеж элементов осуществлён шестигранными хромированными болтами, очень точно подчеркивающими некую солидность продукта. Корпуса компонентов системы сделаны из MDF и очень аккуратно оклеены шпоном под красное дерево. Никаких сколов по углам. Сателлиты и цент-
ральная колонка построены по двухполосной схеме. Грили (декоративные накладки) имеют оригинальный несимметричный дизайн – с одной стороны есть полоска из серебристого пластика, с другой её нет. Естественно, все накладки снимаются. В сателлитах используются шёлковые твиттеры с колпачками (ВЧ-головки), которые прекрасно справляются с воспроизведением высоких частот. Оформление всех элементов системы: открытый ящик (у сабвуфера порт фазоинвертора смотрит 
вперёд, у сателлитов – назад). Визуально система выглядит на все 100%. А как насчёт звука? Сейчас попробуем разобраться.

Зловещая тишина
Сначала я включил систему без сигнала, выкрутив громкость на максимум, дабы проверить уровень собственных шумов. Обнаружилось незначительное присутствие низкочастотного фона, что говорит о плохом экранировании входных цепей. К тому же от сабвуфера шёл низкий приглушенный фон, как (простите за колхозный жаргон) от трансформаторной будки. Всё это побудило меня открутить заднюю крышку и взглянуть на начинку. Сразу бросилось в глаза отсутствие звукопоглощающего материала на стенках корпуса и прикрученный прямо к корпусу силовой трансформатор. К тому же везде болтались провода. В общем-то подобная безалаберность в производстве наблюдается у всех производителей акустических систем. Практически всё, что попадало мне в руки приходилось дорабатывать. Вот и сейчас, взяв поролоновые листы толщиной около 10 мм, я обклеил внутреннюю поверхность корпуса (делается это для уменьшения детонаций и сглаживания АЧХ). Силовой трансформатор прикрепил к корпусу через резиновые кольца (для исключения эффекта «трансформаторной будки», когда детонация с трансформатора передаётся на корпус, вызывая неприятный гул). Входные цепи были зашунтированы резисторами с сопротивлением 15-20 кОм. Провода были собраны в жгуты. После того, как все эти действия были произведены, я ещё раз включил систему и... вот оно – зловещая тишина. Только незначительный «белый шум» создаваемый элементами схемы усилителя и коммутатора каналов был еле слышен, когда я приложил ухо к ВЧ-головкам – но это присуще даже самой дорогой технике. Теперь всё готово для дальнейших испытаний.
Да, совсем забыл. В довесок к системе были куплены качественные входные соединительные кабели. Те, что идут в комплекте, очень сильно фонят и годятся только на бельевые веревки. Впрочем, и эта проблема характерна абсолютно для всех производителей акустики.

Слышу звон, да не знаю где он
Итак, расставив компоненты системы по комнате и подключив её к ПК (звуковая карта – Creative Audigi 4), я приступил к аудио-издевательству над творением инженеров (если их так можно назвать) компании MAS Elektronik AG.
Первое, что попало под руку – естественно музыка. В целом, звуковая картина ничем сильно не поражает, хотя и плохого тоже сказать нечего. Типичная проблема практически всех сабвуферов – несколько звенящий, жесткий бас и возникновение детонаций корпуса примерно при 45 Гц (значение резонансной частоты разное у всех моделей). У подопытного, благодаря доработке (оклейке внутренних стенок звукопоглощающим материалом) эта проблема отсутствует: бас глубокий и мягкий, словно растекается и обволакивает вас со всех сторон. К сожалению, декоративная решётка сабвуфера оказалась слабоватой и при значительной громкости издавала посторонние шумы, поэтому её пришлось убрать. При этом дизайн ничуть не пострадал. Высокие частоты чистые, вполне адекватные. Даже на максимальной громкости уловить ухом гармонические и нелинейные искажения не удается. А вот если перегрузить выходные каскады звукового адаптера, то даже на малой громкости уши в трубочку сворачиваются. Огорчает немного заниженная чувствительность по входу, что не даст получить максимальную выходную мощность с звукового адаптера со слабым выходом. К сожалению, под рукой не оказалось оборудования для снятия АЧХ.
При просмотре видеофильма впечатления исключительно положительные. Тыловые сателлиты отлично передают все нюансы. Однако недостатки есть у всего. Слегка не хватает резких звуков (звона разбитого стекла, например). Проблема легко решается эквалайзером или применением высококачественных входных фильтров.
Второй тест – вывод звука через интегрированный адаптер материнской платы (кодек ALC665). Впечатление – удручающее. Звуковая картина просто отвратная: спектр перенасыщен высокими частотами, плюс катастрофическая нехватка низов. Звучание «электронное». Вот вам и огромное отличие отдельного звукового процессора от его интегрированного полупрограммного аналога. И чем дороже акустическая система, тем заметнее эта разница.
Управление системой осуществляется при помощи всего пяти кнопок на передней панели или пультом ДУ. Возможна регулировка НЧ/ВЧ и громкости для каждого из пар каналов отдельно плюс общая громкость. Управление мне показалось интуитивно простым. Легко можно перемешать точку фокусировки звука в пространстве. Предусмотрен дополнительный вход для источника стереосигнала.
Интересна функция под загадочным названием «2.1/5.1». Если вы используете источник стереосигнала, то, включив эту функцию, можно придать звуку некоторую объемность, при этом низкие частоты остаются вполне внятными и ощутимыми. В общем, ничего сверхъестественного в этом нет, но слушать такое звучание гораздо приятнее, чем плоское бубнение фронтальных колонок.
А вот с дисплеем беда. Во-первых, при регулировке с пульта на нём просто ничего не видно – слишком мелкие надписи. Во-вторых, дисплей отображает громкость звука динамически, но при большой ширине и сегментации светящихся элементов он показывает лишь общий уровень, причем исключительно на сабвуфер, без разделения на частоты. Чувствительность индикатора избыточна: повышение громкости на источнике сигнала сразу вызывало зашкаливание. Честно говоря, целесообразность подобного индикатора ставится под сомнение.

Выводы
Скажем так, очень хороший стартовый комплект, который при незначительной доработке превращается с солидную домашнюю акустику. Конечно, помещение большого объёма такой мощностью (суммарная 180 Вт) не прокачать, но наполнить комнату в 15-18 м2 реальным звуком вполне возможно.

Xoro HSS-512 сочетает в себе стиль хай-тек и обширные опций. К минусам можно отнести недодуманный индикатор и «бардак» внутри сабвуфера – можно было отнестись более ответственно к сборке начинки. Диапазон частот можно немного увеличить, доработав контуры фильтров каналов. Не до конца реализованы частотные возможности твиттеров – как, впрочем, и сабвуфера.
Но в целом Xoro HSS-512 вполне отрабатывает свою стоимость. Надо сказать, что более дорогая акустика, как правило, страдает теми же недостатками, что и её дешёвые аналоги. По-настоящему высококачественная акустика делается штучно и исключительно вручную – но и стоит такое удовольствие значительно дороже.


Рекомендуем почитать: