Убийца GeForce4 MX

Сегодня очень легко предаться соблазну и обозревать только самые быстрые и производительные видеокарты по цене $400. Однако если раньше достаточно много пользователей не скупилось потратить $600 на двойную конфигурацию Voodoo2 SLI, то сегодня, учитывая 6-месячные циклы выпуска новых продуктов, очень трудно уговорить потребителя купить дорогой ускоритель.

В июле ATi выпустила Radeon 9700 на основе чипа R300 с рекомендованной ценой $399, однако в этой статье наибольшее внимание будет уделено решениям от ATi и nVidia на бюджетном рынке, которые стоят намного дешевле Radeon 9700.


Если вы почитаете прессу, то у вас может сложиться впечатление о больших продажах GeForce4, а GeForce4 MX как бы находится на задворках. В действительности же GeForce4 MX продается подобно горячим пирожкам, и, несмотря на наше возмущение схемой наименования карт nVidia (несоответствие GeForce4 MX функциональности линейки GeForce4), компьютерным фирмам и OEM-клиентам GeForce4 MX пришелся очень по душе.
Причина проста. Рынок “до $200” дает наибольшие объемы продаж, поэтому компания, владеющая этим сегментом рынка, владеет и самым большим процентом продаж видеокарт вообще. Прибыльность этого сегмента такова, что даже ATi очень успешно ведет свой бизнес, не обладая самыми быстрыми чипами на рынке. И хотя линейка GeForce4 в считанные месяцы затмила Radeon 8500 и Radeon 8500LE, ATi не слишком сильно расстраивается. Конечно, хорошо, когда компания имеет технологическое и скоростное лидерство в индустрии (благодаря этому создается имидж торговой марки), однако прибыль зависит от объема продаж и главным образом от доли в этом вкусном “до $200” сегменте рынка.
В свою очередь, мы можем отделить от рынка “до $200” сегмент “до $100”, причем этот сегмент является самым масштабным среди всего ассортимента видеокарт, приобретаемых отдельно от компьютера. Однако сегмент “до $100” нам малоинтересен, поскольку его основой сейчас являются Radeon 7000, GeForce4 MX420 и даже старые добрые карты на TNT2 и Rage 128.
Именно на рынок “до $200” нацелен новый чип ATi RV250. По его имени уже можно о многом догадаться: R200 — это Radeon 8500, некогда флагманский ускоритель ATi, а добавление символа “V” говорит о направленности на бюджетный, дешевый рынок. Добавив к R200 число 50 и букву “V” вы сможете сами догадаться, в чем RV250 лучше R200, а в чем, возможно, и хуже. Впрочем, не будем гадать и проведем подробный анализ и сравнение.
Чип — что случилось с 8500?
Когда ATi выпустила Radeon 8500, компания выбрала несколько необычные решения по дизайну чипа. Вместо снабжения ядра R200 тремя текстурными блоками на конвейер чип вышел только с двумя. Причина такого выбора заключается в слабом использовании большую часть времени третьего текстурного блока. В случае же наложения более трех текстур для рендеринга будет необходим еще один проход, так что добавление третьего текстурного блока необязательно экономит проходы рендеринга.
Ядро Radeon 8500 R200 с четырьмя пиксельными конвейерами рендеринга и с двумя текстурными блоками на конвейер довольно трудно уменьшить до размеров, подходящих для карты за $129. Решение данной проблемы у nVidia заключается в отбрасывании всей DX8-программируемости, в результате мы получаем очень похожее на GeForce2 NV17 ядро (всем известная GeForce4 MX). ATi нашла лучший путь и вместо лишения RV250 DX8-совместимости изъяла по одному текстурному блоку с каждого пиксельного конвейера. Для компенсации было увеличено число текстур (с трех до шести), которые могут составлять конечный пиксель.
Преимущество архитектуры RV250 заключается в уменьшенном размере ядра, и в то же время карта сохранила достойную производительность в играх, использующих одну или две текстуры на пиксель. Конечно, в играх, которые накладывают большее число текстур (к примеру, Unreal Tournament 2003 использует четыре текстуры в некоторых местах), RV250 будет работать медленнее R200.
ATi упорно настаивает на том, что RV250 базируется на новом дизайне, а не является урезанной версией R200. Конечно, это может оказаться верным, однако с трудом верится в то, что компания будет тратить свои силы на разработку с нуля чипа, очень схожего с R200. Скорее всего, ATi провела серию экспериментов для определения тех частей чипа, которые можно выкинуть с минимальным ущербом производительности и максимальной экономией цены. Представители ATi упомянули, что в R200 значительно оптимизированы внутренние кэши, но, как обычно, подробная информация не раскрывается.
Одно из самых заметных улучшений RV250 по сравнению с R200 состоит в модернизированном движке обработки треугольников. В играх, которые не сильно привязаны к скорости выборки треугольников, RV250 может работать быстрее R200, однако в современных играх таких ситуаций почти не встречается.
ATi усилила ядро RV250 технологией FullStream, усеченной версией видеотехнологии с использованием пиксельных программ (шейдеров) в R300. Возможность запускать пиксельные программы при выводе видеопотока открывает новые возможности, и ATi FullStream является одной из реализаций данной технологии. При должной программной поддержке (на сегодня это только RealPlayer) FullStream поможет устранить артефакты высоких степеней сжатия на потоках с низким битрейтом.
В остальном функциональность RV250 не отличается от R200. Карта обладает лишь одним вершинным конвейером (впрочем, учтите, что сейчас он усилен движком обработки треугольников из R300), при этом обеспечивается полная DX8-совместимость (вершинные программы v1.0 и пиксельные программы v1.4). Добавим ATi HyperZ II, анизотропную фильтрацию и движок суперсемплинг-сглаживания.
Если бы RV250 позиционировался как замена R200, мы были бы явно разочарованы дизайном чипа. Однако, как вы можете догадаться по названию статьи, ATi при разработке RV250 думала о другом. Цена на карту RV250 будет сравнима с ценой на GeForce4MX 440 и GeForce4 MX460. Учтите, что архитектура GeForce4 MX базируется на двух пиксельных конвейерах с двумя текстурными блоками на каждом, так что RV250 в сравнении с GeForce4 MX выглядит куда интереснее.

Карты — Radeon 9000 и Radeon 9000 Pro
Когда ATi выпустила Radeon 8500, система наименования карт компании стала напоминать 3dfx. Первая цифра на номере моделей говорит об уровне DirectX-совместимости. К примеру, линейка Radeon 8xxx полностью поддерживает DirectX 8, а 7xxx — DirectX 7.
С анонсом карт на RV250 ситуация изменилась, поскольку обе DX8-карты получили индекс 9000.
Radeon 9000 и Radeon 9000 Pro должны очень скоро появиться в продаже. Различие между картами заключается в тактовой частоте — Radeon 9000 работает на частоте ядра 250 МГц и 200 МГц DDR-памяти (эффективное значение 400 МГц), а Radeon 9000 Pro — на 270 МГц ядра и 275 МГц DDR-памяти (эффективное значение 550 МГц).
Radeon 9000, подобно Radeon 7500 и 9500 является высокоинтегрированным чипом с двумя RAMDAC 400 МГц, равно как полной схемой для обеспечения ТВ-выхода. Как мы помним, на Radeon 8500 был добавлен дополнительный чип Rage Theater, который позволял уменьшить цену производства. Эталонные карты ATi комплектуются двумя выходами на дисплей: обычным VGA и дополнительным DVI-I, который позволяет подсоединить стандартный ЭЛТ-монитор с помощью адаптера (в комплекте).
Как считает ATi, для охлаждения 9000 Pro не требуется активного кулера. Однако партнеры, такие как Hercules, PowerColor и Gigabyte, скорее всего, будут поставлять платы с активным охлаждением.
Максимальное разрешение видеовыхода не изменилось со времен Radeon 8500 — 1024×768.
Рекомендованная цена на Radeon 9000 Pro составляет $129, а на Radeon 9000 — $109.
По мере роста производства карт линейки 9000 ATi будет свертывать Radeon 8500 и 8500LE. И хотя эти карты по производительности все же выше линейки 9000, их производство обходится ATi существенно дороже, так что сворачивание 8500 и 8500LE произойдет довольно быстро.
К сожалению, при этом в линейке продуктов ATi появляется заметная дыра — Radeon 9700 (R300) занимает high-end нишу с ценой $399, а следующим продуктом является 9000 Pro. Если вы хотите купить карту в ценовом диапазоне между $200 и $300, то ATi не может вам ничего предложить.
К счастью, в четвертом квартале этого года должен выйти Radeon 9500, который займет указанную нишу. В отличие от линейки 9000, Radeon 9500 будет полностью совместим с DX9, а если быть более точным, то 9500 представляет собой усеченную версию ядра R300 (что-то подобное RV300). Как предполагается, в этом ядре будет только 4 конвейера рендеринга, а его тактовая частота будет меньше R300.

Тестирование
Unreal Tournament 2003. DM-Antalus — это уровень “на открытом воздухе”, причем на нем кое-где используется накладывание четырех текстур. В 1024×768 Radeon 9000 Pro немного быстрее GeForce4 MX 460 и значительно медленнее как Radeon 8500, так и 8500LE, не говоря уже о Ti4200. При повышении разрешения картина производительности сильно не меняется — Radeon 9000 Pro работает по-прежнему быстрее GeForce4 MX460, а Radeon 8500/LE ос­тается первым. В 1600×1200 частота кадров слишком низка для нормальной игры, но соотношение производительности карт не изменилось.
Уровень DM-Asbestos является внутренним и частота кадров на нем заметно выше. Здесь Radeon 9000 Pro начинает обгонять как Radeon 8500, так и Radeon 8500LE, не говоря уже о GeForce4 MX460. Производительность Radeon 9000 Pro очень близка к Matrox Parhelia при цене карты в $129, что очень неплохо. И снова GeForce4 MX460 находится в полном пролете. Насладиться игрой в UT2003 при разрешении 1600×1200 можно только на GeForce4.
Serious Sam 2: The Second Encounter. Serious Sam 2 явно больше любит Radeon 9000 Pro, поскольку последний здесь обгоняет GeForce4 MX460.
Quake III Arena. Старая добрая Quake III Arena сегодня уже почти вытеснена современными игровыми тестами, но она пока еще дает очень любопытную картину. Похоже, что все игры на движке Quake III Arena работают на GeForce4 MX быстрее, чем на Radeon 9000.

Разгон
Одно из самых главных преимуществ маленького ядра с небольшим числом транзисторов заключается в повышенной вероят­ности успешного разгона. Мы разогнали плату Radeon 900 Pro с частот по умолчанию (270/275) до 300/315. 11-процентное увеличение частоты ядра не смогло привести к достижению результатов GeForce4 Ti4200, однако по сравнению с GeForce4 MX производительность Radeon 9000 Pro стала выглядеть более приятно.

Заключение
Несмотря на то, что интерес к Radeon 9000 Pro несколько слабоват в силу параллельного выпуска R300, данный продукт не следует упускать из внимания. При цене в $129 карта обгоняет GeForce4 MX в большинстве случаев, исключением здесь являются разве что игры на движке Quake III. Без сомнения, ATi вводит новый стандарт на рынок. Благодаря распространению Microsoft Xbox к Рождеству должен появиться ряд игр с поддержкой пиксельных (1.3) и вершинных (1.0) шейдеров. Производительность Radeon 9000 Pro в любом случае весьма и весьма достойна, тем более что эта карта полностью поддерживает пиксельные и вершинные шейдеры DX8, чем не может похвастаться GeForce4 MX (вершинные шейдеры могут работать на GeForce4 MX только благодаря программной эмуляции на уровне драйвера nVidia). Кстати, даже новичок на рынке 3D-графики, Xabre от SiS, обладает поддержкой пиксельных шейдеров.
Мы знаем, что после выхода Radeon 8500LE nVidia была обеспокоена своей долей на рынке “до $200”, так что выход Radeon 9000 за $109 и Radeon 9000 Pro за $129 явно подпортит nVidia отпускной сезон. RV250, без сомнения, обладает лучшим отношением цена/качество, чем чипы NV17 (GeForce4 MX), при этом цена на карты вполне достижима для среднего покупателя.
Несмотря на хорошее отношение производительность/качество, у нас возникло несколько вопросов, на которые еще предстоит ответить. Некоторые тесты явно дают понять, что ATi сделала большие изменения в 3D, чем сообщила потребителям. Кроме того, не очень понятна ситуация с вершинными шейдерами, модули которых должны были быть оптимизированы. На практике R9000 Pro очень страдает из-за своего урезанного пиксельного конвейера. Быстрая скорость шины вряд ли заметна в последних играх.
Обидно, что ATi столь долго задерживала выход ядра RV250 — выпусти она Radeon 9000 в феврале, карта стала бы достойным конкурентом линейки GeForce4 MX с начала ее существования. Но для сохранения продаж Radeon 8500, RV250 был придержан до выхода R300. К счастью для nVidia, на горизонте уже маячит NV31, который должен изменить представление о линейке MX в положительную сторону.
Неплохие перспективы ожидают RV250 и на мобильном рынке, поскольку это ядро будет являться основой для следующего поколения чипов Radeon Mobility. Учитывая достойную производительность по сравнению с GeForce4 MX, ATi продолжит сохранять цепкую хватку на мобильном рынке.
Использованы материалы тестирования Anandtech


Рекомендуем почитать: