Младший брат "Кугара"

Джойстик Thrustmaster Top Gun Afterburner принадлежит к немногочисленной пока плеяде устройств управления, построенных по концепции HOTAS (Hands on throttle and stick). Наиболее приближенная по своей эргономике к манипуляторам реального самолета, эта концепция давно завоевала уважение в среде поклонников авиасимуляторов. И не напрасно, ведь главной чертой HOTAS является раздельное управление режимом двигателя (ручка РУД) и пространственной ориентацией самолета (ручка РУС), что наиболее естественно и удобно. Но такое разделение делает джойстики этого типа достаточно дорогим приобретением — большинство из них стоит далеко за сотню “условных единиц”. Исключение составляет наш сегодняшний герой — Thrustmaster Top Gun Afterburner. При стоимости чуть выше 50 у.е. он вобрал в себя все наработки фирмы Thrustmaster, полученные при создании давно уже ставшего культовым манипулятора HOTAS Cougar.

В плане эргономики Top Gun Afterburner мало чем отличается от другой продукции Thrustmaster, того же Fox или Thrustmaster USB Joystick, например. Те же “полновесные” ручки из слегка шероховатого пластика, те же черные вставки, та же ребристая кнопка “хатки”… Но, в отличие от того же Кугара, здесь все удобно, практично и хорошо ложится в руку. На основании РУС имеется пластиковое кольцо, стилизованное под металл, которое прижимает резиновый пыльник, предохра­няющий блок качающегося устройства от попадания грязи.
Отдельного внимания заслуживает механика джойстика. Уж не знаю, хорошо это или плохо, но в ходе обеих ручек есть заметная “площадка”, на которой устройство как бы притормажи­вает при своем движении. Задумано это было с целью лучшего обозначения центра и критических зон на РУСе, а также для обозначения режима работы двигателя на РУДе на уровне тактильных ощущений (не глядя на экран). Уровень усилия на “площадке” регулируется прижимными пружинами, поэтому его можно настроить “под себя”.

Да, кстати! Еще один интересный момент — Thrustmaster Top Gun Afterburner имеет довольно необычную систему электронной центровки! Она автоматическая. То есть центр всегда выставляется исходя из положения РУС в момент включения девайса. Больше не надо подгонять положение центра с помощью подстроечных резисторов или изменения положения самих “резюков”. Они всегда встают в центр сами. Здорово? Здорово. Но есть одно “но” — если джойстик постоянно подключен к USB-порту, то в момент включения компьютера, а значит — и инициализации самого джойстика, центр может оказаться сбит. Отчего? Да оттого, что ручка механически никогда не стоит точно в центре. Да и столы бывают разные… Поэтому рекомендуется подключать джойстик к порту уже работающего компьютера. Да и резисторы дольше проживут, если на них будет подаваться питание только на период использования.
Утилита программирования Thrustmapper, входящая в комплект поставки джойстика, представляет собой достаточно мощный инструмент, явно превосходящий возможности ПО джойстиков от других производителей (исключая, пожалуй, лишь Saitek и CH). С помощью этого несложного, в общем-то, ПО можно назначать кнопки на любые необходимые действия, присваивать “shift” любой выбранной кнопке и эмулировать любые клавиатурные команды. Явный ее плюс еще и в том, что можно назначить одной кнопке джойстика сразу несколько функций или даже присваивать комбинации из нескольких клавиш, к примеру, с задержкой по времени нажатия.
В общем, первое впечатление очень благоприятное, особенно если учитывать оснащенность джойстика и его цену.
Ну что ж, посмотрим, каков он в работе. Подключение и установка драйверов с прилагаемого диска прошли без проблем, но все же советую прежде прочитать документацию, ибо процедура эта достаточно многоэтажна. Устройство без проблем определяется системой, проходит тест и сразу готово к работе. Впрочем, я бы порекомендовал для начала установить утилиту Thrustmapper и освоить ее программирование, благо это не так сложно.

Теперь перейдем непосредственно к практике. Загружаем профайл (есть два варианта этого действия — ручной, с ним все понятно, и автоматический, когда джойстик сам определяет игру и “автоматом” загружает нужный профайл) и запускаем Ил-2ПХ. В общем-то — ничего необычного. Точность хорошая, дрожи резисторов нет, “площадка” доставляет определенное неудобство, но это дело привычки. Ход ручки плавный (пружина ослаблена), рывков нет, до всех кнопок и курка пальцы дотяги­ваются прекрасно. Отдельные РУД и РУС сразу дают ощутить полезность концепции HOTAS — правая рука управляет положением самолета в пространстве, левая — двигателем. Ряд кнопок на РУД лежит очень удачно, в моем случае “shift”, повешенный на кнопку “8”, лег прямо под указательный палец левой руки, рядом с “качалкой” руля направления. Ход РУД вполне достаточен для управления двигателя во всем диапазоне. Фиксация в неподвижном состоянии не вызывает никаких нареканий — при мягком ходе (пружина ослаблена) РУД встает в нужное положение, как влитая (замечу, что и изрядно поработавший джойстик не теряет этой полезной способности).
РУС демонстрирует очень неплохую эргономику — лежит в руке вполне комфортно. Некоторого привыкания требует достаточно полновесная ручка (за что этот джойстик часто критикуют), но моей руке на ней вполне комфортно. Досягаемость кнопок превосходная, стоит только привыкнуть к кнопке “2”, которая расположена в небольшом углублении между хаткой и кнопкой “4”. Но это оказалось очень функционально — большой палец при нажатии очень плотно ложится в эту выем­ку, дополнительно фиксируясь.
Та-аксь, попробуем что-нибудь другое. Лок­Он, например. Вот тут чувствуется главный недостаток всех недорогих джойстиков — небольшое количество кнопок, хаток, триггеров и так далее. В игре это вполне комфортно обходится с помощью Thrustmapper, но через некоторое время начинаешь замечать, что чего-то не хватает.­ Да и клавиатуре слишком много внимания. Но в целом это не мешает, да и того количества команд, которое разработчики зашили в ЛокОн, не выдержит и Кугар (проверено). Управление самолетом, более тяжелым, чем в Ил-2, требует только тренировки. Сам джойстик отлично отрабатывает­ все движения. Даже в верхней точке ранверсмана, когда из-за малой скорости набегающего потока тяжелый Су-33 совершенно не слушается рулей, удалось рулями направления очень чисто свалить машину в переворот на крыло. В общем — “акуна матата”. Чего, в общем-то, и следовало ожидать от продукции Thrustmaster.
В целом, джойстик для своей цены очень достойный. Достаточно сказать, что за такую цену можно будет купить только 0.5 Сайтек Х45 или 0.3 Сайтек Х52, которые тоже не лишены недостатков. По функ­циональности, конструкции и удобству отлично подходит для начинающего и даже опытного виртуального пилота. А наличие встроенного механизма управления рулем поворота, причем с уже описанными вариантами его использования, позволяет применять его не только в авиасимуляторах, но и в мото- или автомобильных гонках. Ну а если учесть, что у этого устройства имеется вариация с “обратной связью”, спектр его использования заметно возрастает. Хотя я бы, исходя из своего личного опыта, не рекомендовал покупку Thrustmaster Top Gun Afterburner Force Feedback — он почти в два раза дороже, а достигаемый эффект, как говорится, “на любителя”.
Отдельный вопрос, который возникает у всех владельцев Thrustmaster’ов: что делать с резисторами? Действительно, прогресс в электронике идет вперед семимильными шагами, а большинство производителей до сих пор продолжает ставить в свои джойстики дешевые резисторы, не обеспечивающие длительного срока службы. С большинством изделий других производителей эта проблема решается легко: зашумел резистор? идем в магазин и покупаем аналогичный по номиналу и размеру. Перепаиваем его на место старого, и все дела… Однако всякий, кто решит залезть внутрь джойстика из линейки Afterburner, обнаружит там достаточно необычный небольшой резистор квадратной формы! Сколько ни бегай — такого в магазинах не найдешь. А вставка аналогичного по номиналу, но имеющего другую форму приведет к переделке системы карданов. Не каждый решится. Российское представительство фирмы продает такие резисторы, но по… хм... как бы это помягче?… очень дорого. Поэтому долгое время этот фактор был притчей во языцех всей играющей братии. Однако с появлением многочисленных интернет-магазинов эта проблема решилась поразительно легко — в линейке резисторов фирмы Bourns оказалось предостаточно таких изделий, а заказать их по Сети — дело 5 минут.
И напоследок немного личного опыта. Thrustmaster Top Gun Afterburner “живет” на моем столе уже более трех лет. Немыслимый срок для современных джойстиков, производители которых явно закладывают в них срок жизни не более 1-1.5 лет. Приходили и уходили другие манипуляторы, гораздо “навороченнее” и дороже, а этот все работает. Причем не хуже своих собратьев от других производителей. Менее года назад я переделал его на стальную механику — потребовалась большая мягкость хода, нежели может обеспечить пластмасса. Но электроника и даже резисторы (головная боль всех современных джойстиков), остались родными. Даже кнопки, которые, как оказалось, собраны на дешевых исполнительных устройствах, ни разу не вызвали нареканий. Неожиданной проблемой оказались провода — внутри корпуса они очень тонкие и без малейших признаков экранировки, что провоцирует паразитные шумы, хорошо заметные в тестовом режиме. Но перепаять их несложно, тем более, что вся остальная разводка и исполнение печатных плат нареканий не вызывают.

Характеристики
РУС (ручка управления самолетом):
– курок;
– 3 кнопки;
– 1 восьмипозиционный переключатель вида (POV);
– поворот РУС вдоль продольной оси можно использовать как руль направления (так называемый “twist handle”), а можно зафиксировать и пользоваться “качалкой” на РУД.
РУД (ручка управления двигателем):
– эргономичная отсоединяемая рукоятка, которая может быть соединена с РУС в единый моноблок, а может использоваться отдельно, что весьма удобно;
– 4 кнопки;
– “качалка” руля направления;
– настраиваемая “вязкость” хода обеих ручек управления;
Программное обеспечение: ПО Thrust­mapper, позволяющее увеличить количество программируемых функций до 60 за счет использования модификатора (клавиши “shift”).

Достоинства:
1. Неплохая эргономика.
2. Невысокая цена.
3. Полноценный инструментарий для настройки и программирования.
4. Наличие системы HOTAS.
5. Хорошая ремонтопригодность и “переделываемость”. Количество самодельных манипуляторов на базе Afterburner просто огромно.
Недостатки:
1. Слишком широкое применение пластиков.
2. Жесткая пружина центровки с хорошо заметной “площадкой”.
3. Невысокая живучесть “пятачка” центровки (впрочем, это решаемо даже в домашних условиях).
4. Невысокое качество сборки отдельных экземпляров. Рекомендую при покупке выбирать из нескольких.


Рекомендуем почитать: