Дикая кошка для собачьей свалки

«Органы управления — это связующий элемент между мыслями пилота и действиями машины».
Кто-то из «Русских Витязей»

Ты не задумывался, мой читатель, почему при наличии на рынке огромного количества превосходных автомобилей многие мечтают о Феррари, Ламборджини или прочих МакЛаренах?
Зачем им эти монстры? Стоят бешеных денег, потребляют неимоверное количество топлива, а на дороге, да простят меня искушенные ценители, ведут себя как самокат на булыжнике. И что они в них нашли? А не объяснят. Потому что это — любовь. Любовь и все тут — без всяких оговорок… НО! Одно в этих машинах привлекает всех и каждого, даже вне зависимости от личных пристрастий — они удивительно красивы и функциональны в своих формах. Да и привыкнуть к их повадкам несложно — надо просто понять, чего ждать от этого «агрегата» и как этим пользоваться…

К чему это я? Да к тому, что в мире компьютерных авиасимуляторов (прислушайтесь к слову — симулятор! То есть не «имитатор» и не «пародия», а «подражание») тоже есть свои Феррари. И это не монитор или системный блок, не столь милые сердцу каждого юзера видеокарта или процессор, а деталь, на которую мало кто поначалу обращает пристальное внимание, — джойстик! Почему именно он? Да потому, что без него любой симулятор превратится в изощренное издевательство над логикой и смыслом. Ну не летают самолеты на мышках или клавишах, не ле-та-ют, уж можете мне поверить! А потому обеспечить правдивое и точное «подражание» может только то устройство, которое для этого и предназначено, — этот самый джойстик. И вот элита этой славной плеяды «друзей пилота» сегодня на тестовом столе. Итак, представляю вашему вниманию HOTAS Cougar от компании Thrustmaster. Ну, давайте разберемся, что это за «элита» такая…

По большому счету, искушенному пользователю этот девайс представлять не надо, но я буду исходить из того, что не каждый мог даже поглядеть на сие чудо, не то что попробовать его в бою, поэтому будем полагать, что мы его видим первый раз в жизни. Итак, что мы имеем за сумму, «превышающую 300 долларов»:
РУС (ручка управления самолетом):
– двухпозиционный курок;
– 4 кнопки, из них 2 под мизинец;
– 1 восьмипозиционный переключатель вида (POV);
– 3 четырех- (девяти-) позиционных переключателя («хэт», или как его часто зовут, — «хатка»).
РУД (ручка управления двигателем):
– 1 четырехпозиционный переключатель;
– 1 трехпозиционный бегунок (триггер);
– 1 двухпозиционный переключатель;
– 2 аналоговых вращающихся регулятора (кольцо антенны и кольцо масштаба + 1 кнопка);
– аналоговый микроджойстик + 1 кнопка.
А теперь подсчитайте, сколько функций можно повесить на все это великолепие? Лично у меня влезли все необходимые кнопки и ЛокОна, и Ил-2, и еще место осталось. А если учесть, что я не использовал «shift» для удвоения функций (а Cougar умеет использовать еще и «ctrl»!), то количество функций можно удвоить и даже утроить, получив более трехсот комбинаций!
Да, кстати! Ничего странного не видите? Да-да, именно! Этот девайс состоит из двух частей, причем выполнены они из металла (что само по себе уже заслуживает уважения) и весят по 4 килограмма каждая! Как выразился один мой знакомый, «где вы еще купите 8 кг первоклассного буржуйского железа за 300 долларов?» Живучесть такого устройства, сами понимаете, много выше, чем у пластмассовых поделок наших китайских друзей, что уже плюс. А с учетом того, что раздельное расположение управляющих устройств в разы повышает эргономичность и удобство использования, особенно — в «критических ситуациях» воздушного боя, это можно считать несомненной находкой инженеров Thrustmasterа. И, самое главное, такое же расположение «ручек» вы встретите на любом самолете, от Ньюпора времен Первой мировой до знаменитого Су-27. Но Cougar и тут обошел всех. Дело в том, что он копирует устройства управления американского истребителя-бомбардировщика F-16, в точности повторяя все нюансы реальной «машинки», вплоть до качественно выполненных надписей, соответствующих маркировке органов управления настоящего Block 50. А уж как расположены кнопки и хатки, можно и не спрашивать — все лежит очень удобно, каждая деталька точно под тем пальцем, которым ее будут нажимать.

Вы можете мне возразить, мол, такое разделение есть и на Сайтеках серии Х, и на Афтербернерах все от того же Thrustmaster’а… Но дело в том, что Cougar был первым! И все его конкуренты, по сути, копировали его. Ну и, конечно, даже просто количество управляющих устройств само по себе просто не имеет аналогов на рынке.
Едем дальше. Кнопки кнопками, но их ведь еще как-то надо использовать. И вот тут Кугар проявит себя во всем великолепии — практически все его кнопки и даже оси можно настроить любым способом, вплоть до самых экзотических. Поставляемое вместе с джойстиком ПО представ­ляет собой мощнейший инструмент, позволяющий создать любой набор команд в любой вариации. Причем программирование ведется как в графическом виде, так и привычными многим скриптами, что позволяет настро­ить девайс «под себя» как новичку, так и опытному пилоту. А с учетом возможности смены прошивки (что для джойстиков вообще уникальное явление) Cougar приобретает возможность настроить любой, самый немыслимый параметр. Увлеченный процессом программирования я, например, дошел до такого изыска, как одновременный выпуск закрылков в посадочное положение вместе с выпуском шасси. И все это без всяких усилий со стороны пилота — просто выпустил шасси — сами «выпали» закрылки! Причем на палубных самолетах параллельно сработал и гак! А я ведь нажал всего одну кнопку — фантастика! Ну а когда обнаружилось, что аналогичным способом можно настроить и оси, задав им по паре дополнительных параметров, тут уж я разошелся! Пардон, опять отклоняюсь от темы…

Теперь перейдем от теории к практике. Профайл — в память, джойстик — на стол, запускаем Ил-2ПХ. Та-аксь, выберем что-нибудь норовистое, капризное. Ага, FW.190! То, что надо — и в управлении строг (не любит перетянутую ручку), и динамика приличная. В целом — не для каждого машинка. Полетели…
МАМА!!! Это тот ли «вюргер», на котором налетана не одна сотня часов? Набор скорости, свечка, ранверсман — все без малейшего усилия и срыва потока (напрягает только мощная пружина, но тут уж «или шашечки, или ехать»), и вот у трех “яков” над головой висит «дамоклов меч» из четырех пушек и двух пулеметов… Огонь! Два “яка” дымными хвостами идут к земле. Не понял! Этого быть не может!! «Фока» — истребитель тяжелый, заметно инертный по климбу, он не должен был так «скакнуть»! Я его ранее на такие «фокусы» не раскручивал ни на одном джойстике, а их у меня побывало немало.

Чудеса!
Та-аксь, попробуем что-нибудь другое. О! Самое то — Р-47D, детище русского инженера-эмигранта Александра Картвели. Тяжелый истребитель сопровождения массой более 6 тонн. На высоте менее 5 км — бревно и тормоз. Взлетаем… Ой-е! Да что ж это такое то? Совсем другая машина! Юркая «хаята» едва успела убраться с дороги, но дальнейший ее полет сопровождал пышный шлейф этиленгликоля из разбитых радиаторов. Н-да, я решительно отказываюсь давать этому комментарии, к этому надо привыкать…
Попробуем тогда в ЛокОне. Совсем другой симулятор, иная логика как самих самолетов, так и противодействующих им средств. Берем Су-33, в противники — F-15, старт!
(После полуторачасовых раздумий) Да-а, ребята! Это надо видеть. Кратко — единственным конкурентом «коту» в этом виде симуляторов может служить, да и то с очень большой натяжкой, только Saitek X52. Эргономика Cougar в данном случае вне конкуренции, обилие хаток и кнопок позволяет вести бой, не прикасаясь к клавиатуре (а я ведь не задействовал и половины возможностей программирования!), а отклик по осям просто безукоризненный... Комментарии излишни.
Все, заканчиваю описывать, ибо бессмысленно — это надо видеть! Краткое резюме по этому, с позволения сказать, джойстику, будет выглядеть так.
Достоинства:
1. Великолепная эргономика.
2. Высокий технический уровень изготовления.
3. Колоссальный инструментарий для настройки и программирования.
4. Наличие дополнительного порта для подключения дополнительных внешних устройств (например, педалей).
5. Высокая относительная живучесть цельнометаллических элементов конструкции.
Недостатки:
1. Высокая цена.
2. Жесткая пружина центровки (ну, это, как говорится, на любителя).
3. Невнятная центровка аналоговых вращающихся регуляторов.
4. Отсутствие руля направления (впрочем, его можно легко назначить на любую ось).
Многие опытные пользователи находят в Cougar множество проблемных мест, особенно связанных с использованием в конструкции легких сплавов и обычных резисторов. Но покажите мне хоть один современный джойстик, у которого эти самые сплавы вообще есть, или с пяток других, у которых стояла бы оптика или магниторезисторы (таких вообще раз два и обчелся). Главный же недостаток Cougar, по моему мнению, только один — очень высокая цена. Но чтобы решить — недостаток ли это, стоит вспомнить про Феррари. И тогда все встанет на свои места.


Рекомендуем почитать: