Главное в машине — это руль

Впервые я сел за руль в восьмом классе. Та первая поездка закончилась плачевно — я не вписался в дворовые ворота. В итоге — пробитый радиатор, помятые капот и бампер. Возможно, все сложилось бы иначе, если бы я не тронулся столь резво и грамотно вывернул руль. Но, к сожалению, у меня совсем не было практики вождения, даже виртуальной; если бы таковая была, то неприятных последствий, возможно, удалось бы избежать. Не сложилось… Сейчас же я без проблем катаюсь на авто — правда, на виртуальном. С рулем же навыки такого вождения существенно улучшатся, и поэтому можно совершить попытку номер два — сесть за руль настоящего авто.

Отбор и оценка
Для обзора были выбраны комплекты “руль-педали”, попадающие в ценовой диапазон от 1500 до 2100 рублей включительно. Как ни странно, сюда вошли производители всех мастей: от китайских полубрендов до всем известных торговых марок.
Основными критериями оценки были выбраны удобство подключения, эргономика манипулятора и “ходовые” характеристики.

В мире трасс
Тестирование производилось в играх с «дорожной» ориентацией — так называемых “гонках”. Первая — это FlatOut, самый, что ни на есть, аркадный «внедорожник». Вторая — это всеми любимая Need For Speed Underground 2. Третья игра — Richard Burns Rally.

Genius Speed Wheel 3 Formula
Данная модель существует в двух вариа­циях — с вибрацией и без оной. Поскольку других отличий у них нет, мы решили объединить два обзора.

Итак, произведено это устройство фирмой Genius, известной своими хорошими мышами и клавиатурами.
Старт. Внешне данный экземпляр ничем не выделяется. Изготовлен он из дешевого пластика (даже элементы, на которые идут постоянные механические нагрузки). Единственная металлическая часть — это кронштейны. С одной стороны, это хорошо, с другой — к рулю они все равно крепятся пластиком…
Теоретически руль можно закрепить на столе при помощи присосок, но из-за смещенного центра тяжести при повороте руля задняя пара присосок постоянно отклеивается. В результате мы получаем поворот самого манипулятора, а не виртуального авто.
Еще один минус: разъем для шнура, ведущего к педалям, располагается на передней части руля. Это доставляет массу неудобств — шнур постоянно путается в ногах.
Рулевое колесо — самое обычное, эргономика практически на нуле. Клавиш управления — минимум: восемь по краям и две “бабочки” на тыловой части “баранки”. Неприятным моментом стало отсутствие какой-либо маркировки на кнопках…
Педали — опять-таки вполне рядовые: подложка под ноги с выступами и сами «нажимаемые» элементы. Пользоваться педалями не очень удобно — малейший сдвиг считается нажатием, но при этом дальнейшее “утапливание” манипулятора практически ничего не добавляет. Одним словом — «аркада».
В общем, эргономика данного устройства — отвратительная. Посмотрим же, как оно поведет себя в деле.
PitStop. Для тестирования был взят экземпляр, имеющий виброотдачу. Как было сказано выше, данные рули не отличаются ничем, кроме наличия этой «тарахтелки» и цены: без виброотдачи — порядка 1600 рублей, а с ней — около 2000 рублей.
Для корректной работы виброотдачи были установлены драйверы для данного манипулятора. Настройками они, конечно же, не блещут, но во время работы не вызвали никаких нареканий.
Устройство соединяется с ПК посредством USB2.0, что предпочтительней, нежели GamePort.
Перед тестированием руль был откалиброван. Первый «заезд» проводился с выключенной виброотдачей, второй — с включенной.
Race. По субъективной оценке данный руль с выключенной виброотдачей не представляет из себя ничего интересного. Ездить практически невозможно; такое впечатление, что машина умеет поворачивать только на девяносто градусов влево и вправо. Ситуация усугубляется отсутствием опознавательных знаков на клавишах…
Включение виброотдачи немного исправляет ситуацию, добавляя реалистичности. Если машина выехала на гравий, то она выехала именно на гравий (особенно это было заметно в Richard Burns Rally, обладающей потрясающим физическим движком и ориентированной на «рулевое» управление. Стоит также отметить, что при включенной виброотдаче гораздо легче ездить с ручной КПП…
Финиш. Genius Speed Wheel 3 Formula без виброотдачи будет пустой тратой денег. Если же доплатить за «трещотку», то капиталовложение станет не таким уж и плохим. Хотя огрехи в эргономике и дизайне, равно как и качество сборки, все же делают такое приобретение достаточно сомнительным.

RockFire QF-368uv
Данный манипулятор отличился пугающе низкой стоимостью — порядка 1500 рублей. На деле оказалось, что он является практически точной копией модели от Genius: те же отвратительные кронштейны, тот же разъем для педалей с лицевой к пользователю стороны. В общем, устройство внешне сохранило все качества своего прародителя. Единственное, что его отличает — это другая цветовая гамма и логотип производителя.

Рулевые качества данного устройства также точь-в-точь повторяют таковые руля от Genius, поэтому повторяться не будем.

Финиш. Если вы хотите приобрести руль за сумму не более 1500 рублей, то можно остановить свой выбор на этой модели, ничем не отличающейся от чуть более дорогой Genius Speed Wheel 3 Formula.

Dialog GW-22FB
Санкт-Петербургская компания «Диалог» известна своими китайскими манипуляторами. Исключение, пожалуй, могут составлять рули, которые с недавних пор значительно “прибавили в весе”.
Старт. Данный руль выглядит чуть более профессионально, чем его предшествующие соперники. Во-первых, «баранка» изготовлена из чего-то очень похожего на резину, поэтому никаких «прокруток» во время экстремального вождения наблюдаться не будет. Эргономика данного устройства также неплоха. Во всяком случае, необходимый минимум имеется: под большие пальцы рук предусмотрены специальные вырезы, поэтому обхватывать руль очень удобно.
Главный недостаток этой модели — руль невозможно просто положить на стол. Манипулятор можно закрепить только при помощи пластиковых зажимов. Впрочем, крепление это довольно удобно: требуется только «отогнуть» ножки, приложить руль к столу, прижать дуги и ввинтить в них крепежное устройство.

Дополнительных органов управления довольно много: восьмипозиционный джойстик, который может заменить стрелки клавиатуры (если, конечно, игра знает данный тип манипулятора), две зеркально расположенные друг к другу кнопки («5» и «7») и блок из шести клавиш. Еще две группы клавиш расположены на самом руле, прямо под пальцами.
PitStop. Подключение к ПК также выполнено через USB2.0. Перед заездом были поставлены драйверы, после чего произвели калибровку устройства. Протестировав обратную связь, можно сказать: “Поехали…”
Race. Суммарная виброотдача данного устройства намного сильнее, чем у остальных моделей, поскольку приводы, создающие колебания, находятся как в руле, так и в педалях. Это придает гонке больший реализм.
Еще большее погружение в мир автогонок дает «Feed Back» или, по-простому, обратная связь. Вот что открывает полноценное чувство класса дороги! Настоящим насилием становятся «грунтовки», на которых уже не поездишь, как по асфальту.
При езде по асфальту машина вела себя очень натурально — для маневрирования приходилось очень резко выворачивать руль то влево, то вправо. В результате водитель либо умудряется проехать опасный участок, либо вылетает с трассы. Очень пригодились тыловые клавиши — на них, как правило, «навешено» переключение коробки передач.
Финиш. Пожалуй, это лучшая модель из всех рассмотренных. Посмотрим, удастся ли найти что-нибудь более функциональное и удобное за те же деньги — около 2000 рублей.

Logitech E-UK12
Думаю, данный производитель в особом представлении не нуждается. Logitech выпускает манипуляторы для различных потребительских ниш, поэтому не удивляйтесь, если встретите, к примеру, мышь Logitech за $50. На рынке «специфических» манипуляторов точно такая же картина: цены варьируются от $50 до нескольких сотен. Однако в low-end-сегменте устройства от этого производителя встречаются редко.

Старт. Внешний вид Logitech E-UK12 сильно напоминает Dialog GW-22FB (интересно, кто у кого «слизал» идею?) В комплекте идет руководство пользователя, выполненное не на клочке белой бумаги, а в виде полноценной книжечки. Также в комплекте обнаружился CD, на котором помимо драйверов для Windows 98 (устройство есть в базе драйверов операционных систем выше Windows 2000) нашлось несколько аркадных игрушек, а также утилита, позволяющая настраивать руль под любые игры.
Стоимость этого манипулятора составляет около 1700 рублей.
По сравнению с предыдущими моделями, руль у этого манипулятора — просто эталон качества. Хотя все элементы выполнены из пластика, он выглядит довольно надежно.
Не стал производитель издеваться и над процессом установки — пользователю нужно только закрепить присоски на руле и поставить манипулятор на поверхность. В отличие от поделок Genius, этот руль замечательно держится на столе, и никакая нагрузка (в разумных пределах, конечно) не сдвинет его с места.

Из органов управления имеются восьмипозиционный джойстик и десяток клавиш, раскиданных по центральной части руля и его ободу (с тыльной стороны). В центре манипулятора находится большая серебристая «шестеренка», на которой гордо кра­суются герб и название фирмы.
А вот педали у данной модели подкачали — мало того, что очень маленькие, так еще и неудобные. Если при работе с предыдущими моделями ноги ставились на подставку, то в данном случае из-за небольшого угла между педалями и полом необходимо постоянно держать ноги “на весу”, что доставляет массу неудобств. Словом, первая ложка дегтя…
PitStop. Манипулятор, как и все остальные, подключается через USB2.0. Подключение и настройка прошли без проблем.
Race. После установки прилагаемого к устройству ПО произошло неожиданное — в NFS отказались работать педали. В принципе, на руле есть кнопки, которые могут с успехом эти педали заменить, но… В Richard Burns Rally и FlatOut никаких проблем не возникло.
Удобство управления в целом можно назвать лишь удовлетворительным. Чтобы повернуть машину, приходилось выкручивать «баранку» почти до упора. О педалях даже нет смысла повторяться.
Финиш. Сам руль качественный и довольно эргономичен, хотя и не лишен определенных недостатков. Однако неудобные педали отбрасывают данную модель далеко назад.

Thrustmaster ENZO Universal
Мне еще не доводилось вплотную сталкиваться с изделиями под этой торговой маркой и сказать что-либо хорошее или плохое об этом бренде я не могу. Посему приступаю непосредственно к обзору.
Старт. Руль выполнен сугубо в черных тонах. Стиль — никакого модерна. Как и в случае с манипулятором от Dialog, «баранка» имеет прорезиненную окантовку, которая на ощупь немного напоминает кожу. В центре расположен логотип с жеребцом (марка фирмы Ferrari, производящей спортивные автомобили).
На стол манипулятор устанавливается с помощью кронштейна-лапки, который, в свою очередь, прикреплен к рулю одним-единственным винтом.

Разъем для подсоединения педалей не встроен в корпус (как это обычно бывает), а болтается на шнурке-проводе.
Прямо под пальцами находятся две управляющие клавиши. На тыльной стороне — еще четыре клавиши-бабочки (как и у Genius). Еще из дополнительных органов управления имеются джойстик, кнопка для установки осей (X, Y или X, Y, Z), а также группа кнопок в нижней части руля. Мне такое расположение показалось не очень удачным, поскольку дотянуться до этих кнопок при активном использовании самой “баранки” довольно проблематично. Было бы намного удобней, если бы клавиши находились чуть выше.
Педали мне не понравились: подложка под ноги больше, чем у модели от Logitech (где ее, можно сказать, и нет), но меньше, чем у других участников гонки. При этом данный комплект обладает самыми большими «ножками», и при нажатии на педаль поднимается противоположная сторона “подложки”. Правило рычага…

PitStop. Данная модель универсальна, она может подключаться как к компьютеру, так и к игровой консоли PlayStation 2 (в правой части передней панели находится кнопка, которая позволяет выбрать режим работы: PC или PS2).
К сожалению, в комплекте данного манипулятора не оказалось компакт-диска с драйверами. Несмотря на их отсутствие, руль определился в системе нормально, хотя его калибровка оказалась очень неприятным занятием.
Также оказалось, что при подсоединении к ПК у руля отсутствует эффект вибрации (как выяснилось из руководства пользователя, данный режим включается только на PlayStation). Явный минус для устройства, поставляемого на российский рынок, — ведь у нас большинство геймеров играет­ пока еще не на консолях, а на ПК.
Race. Даже без эффекта вибрации руль оказался шикарным. Зона чувствительности — почти как у профессиональных манипуляторов: порядка 10 градусов в обе стороны. На сложных трассах это давало огромное преимущество.
Но без ложки дегтя, увы, не обошлось — педали показали себя не с лучшей стороны. Отсутствие эффекта вибрации тоже не радует…
Финиш. Если бы все указанные недочеты были устранены, то данному манипулятору досталась бы безоговорочная победа, а так чемпионом остается Dialog GW-22FB.


Рекомендуем почитать: