Тестирование рулей. Часть 2

Здравствуйте. С последней нашей встречи прошло каких-то два с половиной месяца, а некоторые особо горячие головы уже приготовили тестовой лаборатории “Мегабайта” поминальные венки с душещипательными слоганами на широких чёрных лентах. Честно скажу — зря: отсутствие вестей из железных закромов нашего города объясняется отнюдь не осознанием бесперспективности работы, не массовым запоем вашего корреспондента и спонсорской бригады “Нового Аллигатора”, а просто… летом — сезоном отпусков и активного с/х труда на приусадебных участках.
Теперь, когда урожай основных плодово-ягодных культур переправлен в морозильники и банки, пришла пора сбора накопившихся (без должного присмотра) плодов научного прогресса в сфере информационных технологий и компьютерной техники…

А что у вас в коробке?
В прошлый раз (см. статью “Тестирование рулей. Часть 1”) я рассказал вам об анатомических особенностях рулей (руль — это просто аналоговый джойстик особой формы) и описал работу педалей в зависимости от их типа (совмещенные — работающие на одной оси “Y” и независимые — разнесенные по осям “Y” и “Z”). Сегодня рассмотрим разнообразные исполнения коробки передач, обсудим интерфейсы подключения и их особенности, а также подробно остановимся на популярной в последнее время функции обратной связи (force feedback) и ее реализации в реальных играх…


Начнем с коробок. В настоящий момент существуют три совершенно различных подхода к реализации функции переключения передач. Даже четыре, учитывая отсутствие время от времени специализированного манипулятора на руле и вынужденное включение в игре опции “автоматическое переключение скоростей”.
Первый тип коробки — классический. Это вынесенный на правую сторону рычаг с небольшим набалдашником, имеющий три положения: центральное фиксированное, нажатое до упора вперед (переход на следующую ступень коробки — R-N-1-2-3…) и нажатое до упора назад (переход на предыдущую ступень коробки — …3-2-1-N-R). Плюсы подобной конфигурации очевидны — простота исполнения. Рычаг просто крепится на пружинах по центру прорези, нажимая в крайних своих положениях на две мембраны — upshift и downshift. Минусы (точнее минус) здесь такие: невозможность нелинейного переключения скорости. То есть, перейти с пятой на четвертую можно, а вот с четвертой сразу на вторую — нет.
Второй тип коробки передач — автомат. Внешнее оформление очень напоминает классику — тот же рычаг в прорези. Однако фиксация у рычага не центральная, с возможностью хода вперед-назад, а ступенчатая Reverse-Neutral-Drive. Этот тип коробки имеет один большой плюс и один громадный минус. Плюс — очень красиво. Минус — играть невозможно, ибо игры о подобном изобретении ничего не знают.
А вот о третьем типе — настоящей коробке передач — игры наслышаны хорошо. Не все, разумеется, но число их растет с каждым днем. Настоящая коробка передач, выполненная в виде рычага с восьмипозиционной (как в реальных автомобилях) парной фиксацией, выпускается компанией Act Labs как в виде платного приложения к рулю Force RS, так и отдельно — в виде универсальной версии для любых баранок.

Универсалы
Почти во всех предыдущих обзорах тестируемого железа так или иначе упоминался интерфейс его (железа) подключения: midi\gameport или USB (Universal System Bus). За первым видом стоит многолетняя традиция (которая в последние годы выражается лишь в полной поддержке манипулятора через мифическую MS-DOS), за вторым — удобство. Мало того, что престарелый gameport не может грамотно обслуживать современные hi-end продукты с тремя-пятью независимыми осями и десятком кнопок, но и сама инсталляция нового железа проходит при подключении к нему не столь гладко и безболезненно.
Однако в последнее время у USB появился еще один конкурент. СOM-port, который весьма кстати освободился от назойливого присутствия мышей и модемов, смог наравне с молодым универсалом нести нелегкий груз force feedback — ежедневно набирающей очки популярности особенности новых игровых манипуляторов…

А вместо сердца — пламенный мотор!
Когда-то термин feedback (обратная связь) означал возможность обратиться к поставщику продукции с какой-либо просьбой, предложением или ценным наблюдением из жизни. Теперь же, взяв под ручку слово force (сила), feedback стал признаком респектабельности игрового манипулятора, принадлежности его к элите периферийных устройств.
Фундамент любого руля с обратной связью традиционно покоится на трех китах: на материальной базе — моторе, на программной поддержке — качественных драйверах и на технологичном окружении — играх с использованием данного эффекта дополнительной реалистичности. Лишь при достойном исполнении составляющих манипулятор может показать весь потенциал.
Мотор в руле должен быть мощным — это непреложный факт. Современные игры давно уже научились тонко настраивать силу отдачи, поэтому, если мотор вашего манипулятора вдруг окажется излишне “тяжелым”, это всегда можно исправить. А вот если усилия, создаваемые мотором окажутся недостаточными, то у пользователя могут возникнуть некоторые… проблемы. Ну, не проблемы, скажем, а вопросы по поводу того, что, дескать, “я еду по брусчатке, а руль еле-еле подрагивает”.
В драйверах важна свежесть. Разумеет­ся, они должны быть фирменными — идущими в одном комплекте с манипулятором, — а не взятыми по “умолчанию” из стандартного списка оборудования Windows. Однако зачастую обычной установки с компакт-диска фирменных драйверов бывает недостаточно. Написанные достаточно давно, они могут не поддерживать каких-либо новых, принятых в игровой индустрии за стандарт, функций. Поэтому, если есть возможность, всегда стоит зайти на сайт разработчика руля и посмотреть наличие самой свежей версии драйверов.
Но даже самая новейшая версия драйверов не даст вам тех ощущений от езды, которые изначально в игру не были заложены ее разработчиками. Еще совсем недавно эффекты обратной связи выглядели очень примитивно: вибрация руля на грунте, резкие “нырки” во время боковых столкновений и тупые (в смысле — не острые) удары при лобовом ударе о преграду.
И лишь в последнее время, начавшееся, пожалуй, с выходом релиза Need for Speed Porsche Unleashed, требования изменились. Именно в NfS5 появились такие моменты реалистичности, как дрожание руля у стоящей, но заведенной машины (если постепенно добавлять газ, не уходя с нейтральной передачи, то дрожание становится тише, но мельче), первые попытки работы с “упругостью” руля в зависимости от скорости и угла вхождения в поворот и многое другое. Современным же мерилом качества передачи эффектов обратной связи по праву считается Rally Trophy — великолепная раллийная гонка для тех, кто ценит совершенство во всем.

Тестирование
С момента последней встречи в ассортименте наших традиционных тестов для рулей произошли минимальные изменения. По-прежнему с нами классика жанра Need of Speed Porsche Unleashed (Electronic Arts, 2000), самая красивая (ландшафтами) полноприводная аркада 4×4 Evo 2 (G.O.D. Games, 2001), суровые и затягивающие “Дальнобойщики 2” (1C, 2001) и убойная многоколесная сеча “Безумие!” / 1NSANE (Codemasters, 2000. Локализация “Бука”, 2002).
Прилив свежей крови ограничился уркаганской автовольницей GTA III (Take 2 Games 2002. Локализация “Бука”, 2002), бесстыже-спортивной F1 2002 (Electronic Arts 2002) и изящно-заднеприводной Rally Trophy (2001).

Rockfire Real Force Wheel QF-2000IF
Производитель: Rockfire
Комплектация: руль, база с двумя педалями, CD с драйверами, руководство пользователя на английском языке, гарантийный талон на русском и украинском языках, AC\DC адаптер, шнур для подключения к порту USB, 2 струбцины для монтажа базы
Число кнопок: 6 кнопок, 4 шифта за рулевым колесом, 4-позиционный переключатель видов, ручка переключения передач, дублируемая 2-кнопочным манипулятором на рулевом колесе
Педали: независимые
Обратная связь: Immersion I-Force
Подключение: COM или USB
Цена на момент обзора: 3949 рублей


Руль Rockfire Real Force Wheel QF-2000IF, поставляемый в нашу страну фирмой SVEN (www.sven.ru, www.sven-ukraine.com), является топовой (Hi-End) моделью в линейке игровых манипуляторов компании Rockfire. Это обстоятельство дает ему не только некоторые привилегии, типа дружелюбного отношения к весьма солидной для среднего отечественного кошелька цене, но и накладывает дополнительные обязательства по качеству и предоставляемому комфорту.
Манипулятор был получен в небольшой, но достаточно увесистой коробке, распакован, установлен и подключен сначала к COM-порту компьютера. Поскольку это был “пробный заезд”, мы решили не устанавливать руль стационарным способом (на струбцинах), ограничившись присосками.
Внешний вид руля выше всяких похвал: плавные формы, напоминающие спортивные авто, голубая высококачественная пластмасса с серебристыми вставками, прорезиненные участки рулевого колеса по бокам, удобная ручка переключения передач… но главное — кнопки. Столько кнопок, переключателей и шифтов мы еще никогда не видели.
Как всегда, после столь благостного настроения, случилась авария: подключенный к COM-порту руль отказывался правильно работать с родными драйверами. Едва мы переходили на независимое управление педалями, они (драйвера) обнаруживали у руля какую-то неизвестную ось “T”. К счастью, переход на шину USB положил конец всем этим безобразиям и манипулятор заработал в штатном режиме…
Проверка руля в NfS дала ожидаемый результат: все эффекты работают отлично, руль правильно реагирует на все препятствия, переключения скоростей и повороты. Единственный минус — недостаточная, по меркам взрослого человека, мощность мотора и излишне мягкие педали, что несколько затрудняет игру в автосимуляторы, требующие предельной четкости в наборе / сбросе скорости (например, F1 2002).
Аркадные гонки (1NSANE, 4×4 Evo 2) оказались не слишком хорошо проработанными на предмет наличия в них каких-то особенных эффектов обратной связи. Так, стандартный набор, очень неплохо “озвученный” тестируемым агрегатом.
Зато “Дальнобойщики-2” и Rally Trophy… Если и стоит когда-либо покупать руль с feedback, то только ради этих проектов. Весьма достойные и без особых техногенных “украшательств” игры буквально расцвели на качественном оборудовании. Точеная физика, мельчайшие подробности мира, включая асфальтово-грунтовое полотно (все то, о чем мы подсознательно знали), просто-таки ворвались в реальность, смяв всякое желание есть, пить, брать перерывы на отдых и сон.
Эргономика: 5-
Функциональная полнота: 5+
Цена / Качество: 4
Удобство руля: 4+
Удобство педалей: 4-
Качество эффектов обратной связи: 4
Общий балл: 4


Рекомендуем почитать: